издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Со слезами на глазах

Экспозиция музея «Поезд Победы» вызывает глубокие впечатления и у ветеранов, и у молодых людей

Около 3500 жителей Иркутской области стали посетителями уникального передвижного музея «Поезд Победы. Наука в годы Великой Отечественной войны», который находился в нашем регионе с 19 по 21 августа. Пройдя по девяти вагонам, можно было узнать о жизни страны в годы Великой Отечественной войны – от первой бомбёжки и до Победы. Добровольцы, едущие на фронт, санитарный и штабной вагоны и самое жуткое место поезда – вагон-концлагерь, где можно увидеть, в каких условиях перевозились миллионы российских военнопленных. Как говорят организаторы проекта, практически у каждой фигуры в музее был свой прототип.

60 городов и 180 тысяч посетителей

Чтобы попасть на экскурсию в «Поезд Победы», необходимо было пройти через подъезд № 2 вокзала Иркутск-Пассажирский. Поезд расположился прямо на первом перроне, специальные указатели вели к началу экскурсии. «Это первый в мире иммерсивный передвижной музей с эффектом погружения, – рассказал администратор проекта Сергей Лукша. – В составе находятся 12 вагонов, из них 9 экпозиционных и 3 технических. В октябре прошлого года мы выехали из Москвы, за это время мы проехали более 60 городов, нас посетили 180 тысяч человек. После Иркутска отправимся в Улан-Удэ, Благовещенск, Уссурийск, Владивосток».

В первом вагоне на специальных экранах рассказывается о том, как готовилась выставка. С правилами посещения на большом экране знакомит актёр Дмитрий Харатьян: он говорит, как правильно пользоваться аудиогидом, как переходить из вагона в вагон. Отмечает, что фотографировать можно всё, единственная просьба – отключить вспышку. Пройдя по вагону понимаешь, что полное погружение, обещанное организаторами, – это реальность. За него отвечают 50 проекторов, 18 видеостен, 19 интерактивных панелей и другое оборудование.

Выставка сопровождается аудиорядом, тематически подобранным для каждого отдельного фрагмента экспозиции. Повествование ведётся от лица девушки по имени Лидия, которая была машинистом в военные годы и управляла поездом. На момент начала войны ей было 19 лет. «Начитывает текст Екатерина Гусева (актриса и певица. – Прим. авт.). И делает это очень проникновенно», – говорит Сергей Лукша.

Но самое важное в поезде – это фигуры людей того времени, выполненные специалистами творческой мастерской «Невский баталист». «Практически у каждого персонажа есть прототип, – рассказал администратор проекта. – Перед созданием экспозиции была проведена большая подготовительная работа: изучены архивные материалы, включая 150 часов архивных видеозаписей, проведены консультации с историками и свидетелями событий Великой Отечественной войны».

Виртуальная реальность и исторические реконструкции

Над воплощением идеи работала команда творческой мастерской «Невский баталист» из Санкт-Петербурга в составе 70 человек во главе с Дмитрием Поштаренко. Им пришлось столкнуться с определёнными вызовами: в «Поезде Победы» невозможно было расположить фигуры и создать декорации по принципам традиционной панорамы. Художники впервые работали в непривычно ограниченном пространстве, а близость зрителей к объектам экспозиции и параметры вагонов также диктовали свои правила.

«Невским баталистом» была проведена колоссальная работа: отобраны и реконструированы тысячи исторических фотографий, изготовлены сложные скульптурные группы. Скульптуры созданы по уникальной технологии, а для униформы и гражданского костюма использовались оригинальные предметы одежды и снаряжения 1930–1940-х годов.

Настроение в «Поезде Победы» создают не только сами трёхмерные инсталляции, аудиосопровождение, но и небольшие штрихи. Так, в одной из частей вагона-концлагеря лежат одежда и обувь, снятые с тех, кого уже нет в живых. Наверху – несколько пар детских сандаликов. «Реакция у посетителей во всех городах одинаковая: от нас все люди выходят со слезами. Значит, мы не зря работаем, – рассказал Сергей Лукша. – Причём экспозиция вызывает очень глубокие впечатления и у молодёжи, и у ветеранов».

За техническую начинку отвечала студия «Красный квадрат», команда которой разработала специальную IT-систему для управления оборудованием и контентом. Помимо уже упомянутых проекторов, видеостен и интерактивных панелей в неё вошли механические спецэффекты, датчики присутствия, голограммы, панорамы боёв в виртуальной реальности, киносъёмка исторических реконструкций, трёхмерная компьютерная графика с моделями военной техники.

«Выставка обеспечивает связь поколений»

«Эта выставка уникальна, – говорит министр по молодёжной политике Иркутской области Маргарита Цыганова. – Она носит просветительский характер, даёт возможность погрузиться в историю России, а также изучить науку и достижения нашей страны в годы Великой Отечественной войны и ранее. Кроме того, она обеспечивает связь поколений».

За три дня выставку посетили более 3400 жителей региона. Работа была выстроена с учётом всех противоэпидемических мер: не более 12 человек в одном вагоне и волонтёр, все в масках. «Каждый день на выставке будут работать по 26 волонтёров, их задача – сопровождение организованных групп в качестве гидов, работа на ресепшене, термометрия, поддержка и помощь при необходимости, – рассказал журналистам до официального открытия выставки в Иркутске региональный координатор движения «Волонтёры Победы» Иван Комельков. – Если говорить обо мне, то для меня это личная история, дань уважения моему деду, который прошёл войну».

Из-за ограничений по количеству посетителей билеты на всё время работы экспозиции в областном центре были разобраны уже в первый день. Те, кто не успел посетить «Поезд Победы», могут сделать это в Интернете: на сайте поездпобеды.рф работает виртуальный тур, во время которого зрители могут увидеть всю экспозицию в деталях и с разных ракурсов.

Проект «Поезд Победы» организован Министерством науки и высшего образования РФ, творческой мастерской «Невский баталист», ОАО «Российские железные дороги», медиагруппой «Красный квадрат», Всероссийским общественным движением «Волонтёры Победы».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры