издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как уйти от пиковых нагрузок

Депутаты Законодательного Собрания обсудили проблемы региональной коммунальной сферы

Тема майнинга и загрузки электрических сетей Иркутской области стала одной из самых обсуждаемых на депутатском часе Законодательного Собрания, посвящённом проблемам коммунальной сферы. Более 2,5 часа на парламентской сессии 20 октября народные избранники обсуждали вопросы вывоза твёрдых бытовых отходов, строительства полигонов, увеличения электропотребления. В результате было предложено создать на базе профильного комитета рабочую группу, которая рассмотрит инвестпрограммы гарантирующих поставщиков. Правительству рекомендовано создать проектный офис, в котором могли бы взаимодействовать все, кто принимает участие в развитии инфраструктуры по обращению с ТБО.

Майнинг грузит сети

Проблема коммунального хозяйства настолько разнообразная и всеобъемлющая, что парламентарии заслушали на депутатском часе представителей самых разных министерств, мэров городов и районов, представителей регионального оператора, Службы по тарифам. Обсуждение продолжалось более 2,5 часа. По словам министра жилищной политики и энергетики Иркутской области Анатолия Никитина, объём финансирования региональной программы развития ЖКХ составил 10 млрд 34 млн рублей. Сегодня в регионе работают 987 котельных. Всего на отопительный сезон 2021-2022 годов было запланировано 5,1 млрд рублей, на топливо – более 2,5 млрд рублей. Сегодня профинансировано 3,4 млрд рублей. Все жилые дома региона подготовлены к отопительному сезону на 100%, готовы все котельные, канализационные, электрические и тепловые сети. Однако проблем очень много.

И в этом году к ним прибавилась новая – лавинообразный рост потребления электричества на бытовые нужды. Рост за год – 159%, как сообщил Анатолий Никитин. В августе этого года нагрузки на электросети были такие же, как в декабре 2020 года. «Да, были отремонтированы центры питания, но проблема, к сожалению, есть, – заявил Никитин. – Губернатор Игорь Кобзев обратил на это внимание, почему мы и забили во все колокола и обратились к Владимиру Владимировичу Путину. Нас интересует только надёжность электрических сетей. Вы знаете, что в бытовом секторе растёт так называемый майнинг».

Парламентарии задавали вопросы о том, насколько тема майнинга может сказаться на тарифах для населения, которые утвердят до 31 декабря 2021 года. «Меры на сегодняшний день разрабатываются, предложения восприняты в Минэнерго России и на уровне Правительства Российской Федерации, – ответил Никитин. – Окончательного решения нет, есть некоторые возможности в существующем техническом регламенте вплоть до отказа в поставке электрической энергии, которая используется не для бытовых нужд. Это непростая тема, и от депутатов мы тоже ожидаем каких-то предложений». По словам Никитина, сегодня надёжность электроснабжения находится под угрозой. «Некоторые центры питания у нас перегружены на 300%», – заявил министр.

Депутат Денис Шершнев предложил заострить вопрос о прогнозируемом росте тарифа на электроэнергию для населения и юридических лиц. «Как-то это с реальностью не очень вяжется, и мы это обсуждали не на одном совещании, – сказал депутат. – Наше родное «Облкоммунэнерго». У него в этом году на 30% снизился тариф». По мнению депутата, достойного экономического обеспечения работы предприятия не наблюдается, зато идут разговоры о том, что у гарантирующих поставщиков растёт потребление. Парламентарий усомнился в словах Анатолия Никитина о том, что нагрузка по электроэнергетике увеличилась на 159%. В ответ министр заявил, что данные получены от сетевых операторов. По его словам, проблема майнеров не придумана. Нагрузка, по мнению министра, выросла не за счёт ввода нового жилья, а именно за счёт майнеров. «Если у нас увеличилась нагрузка в 2,5 раза за этот год, то ведь мы видим – никаких инвестиций ни электросетевая компания, ни энергосбытовая не имели, то есть при тех же затратах у «Иркутскэнергосбыта» в 2,5 раза выросла выручка при той же себестоимости», – заметил депутат Шершнев.

Парламентарий Евгений Сарсенбаев заявил, что сейчас сложной оказалась ситуация с поставками газа населению. Спикер ЗС Александр Ведерников попросил сделать факторный анализ, может быть, проблема с газом побудила население, которое раньше пользовалось этим энергоисточником, переходить на электричество. И проблема не в майнерах, а в этой неясной ситуации. «Это гипотезы, но хочется, чтобы тема была подробно освещена», – сказал Ведерников. Он призвал более детально рассмотреть ситуацию и определиться чётко, за счёт чего идёт такой рост. «У нас есть стратегия развития энергетического комплекса, предусматривала ли она повышение роста энергопотребления? – задала вопрос вице-спикер ЗС Ольга Носенко. – Ежегодно мы строим миллион квадратных метров жилья. 50% – частное домовладение, 50% – строительные компании. Очевидно, известна цифра потребления. Сколько квартиры потребляют, домовладения, малый, средний бизнес, промышленные предприятия. И вот теперь новая тема – увеличение энергопотребления населения за счёт майнеров. Наверное, все расчёты есть, и я призываю вас обратиться к надзорным органам, чтобы они провели соответствующую работу, на самом ли деле это вина тех незаконных майнеров».

Депутат Александр Гаськов поинтересовался, сколько в регионе гарантирующих поставщиков и каковы их обязанности по предоставлению качественной услуги, а также есть ли информация о планируемых ими инвестпрограммах. Анатолий Никитин сообщил, что поставщиков три, основной – «Иркутскэнергосбыт». Поставщики электроэнергии утверждают инвестпрограмму раз в пять лет, сказал министр. Но сейчас электросетевые компании будут участвовать в федеральных проектах, осуществляющихся на территории области, и должны значительные суммы вложить в эти проекты. И некоторые региональные проекты из инвестпрограмм поставщиков выпали. Сейчас ведутся переговоры с Минэнерго, чтобы объекты в Иркутской области не были заброшены и были оплачены за счёт федерального бюджета. Но переговоры эти очень сложные.

«К сожалению, мы, как государство, пытаемся среагировать ограничительными мерами на проблему майнинга, – сказал депутат Дмитрий Тютрин. – В то время как создатели криптовалют получают огромную прибыль от их деятельности. Как нам, субъекту, где один из самых низких тарифов, использовать это? Естественно, придав официальный статус такой деятельности». Депутат считает, что надо защитить обычных граждан от сетевых перегрузок, а майнерам дать возможность легально зарабатывать и платить налоги.

– Мы сегодня не готовы к устойчивому электроснабжению в Иркутской области в пиковые нагрузки зимой, – резюмировал Александр Гаськов. – К сожалению, федералы за счёт наших гарантирующих поставщиков готовы решать свои проблемы. По моей информации, электрификация нашего участка БАМа обойдётся Иркутской области примерно в 3 миллиарда рублей. Конечно, у «Иркутскэнерго» не будет средств, чтобы строить подстанции, заниматься сетями. У меня предложение – создать рабочую группу по инвестпрограммам всех гарантирующих поставщиков на базе профильного комитета и до 31 декабря, когда будет утверждён тариф на электроэнергию на 2022 год, посмотреть всё детально.

Полигоны-долгострои

Ещё одна серьёзная коммунальная проблема – организация инфраструктуры по обращению с ТБО. Как рассказала министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Светлана Трофимова, сегодня потребность муниципалитетов в контейнерных площадках очень велика – не хватает около 28 тысяч единиц. За последние три года субсидии муниципалитетам на постройку площадок и покупку контейнеров составили более 500 млн рублей, до 2024 года будет заложено в бюджет ещё около 350 млн рублей. Но дефицит очень большой. Кроме того, муниципалитеты обращаются в правительство с просьбой о выделении средств на строительство площадок с хранением мусора до 11 месяцев. Но, к сожалению, на федеральном уровне требования к постройке таких площадок не разработаны. В 2021 году регион вошёл в число 46 субъектов РФ, которым предоставлена субсидия на приобретение контейнеров для раздельного сбора мусора. На эти цели выделено более 17 млн рублей. В целом же Иркутской области требуется более 58 тысяч контейнеров для раздельного сбора мусора. Депутаты задавали вопрос, есть ли инфраструктура не только под раздельный сбор, но и под утилизацию мусора. Министр кратко ответила, что региону заинтересованными сторонами дана гарантия обеспечения такой инфраструктуры.

В 2022–2024 годах в Иркутской области будут ликвидированы 128 несанкционированных свалок. По словам Трофимовой, муниципалитеты часто не имеют своей лицензированной свалки и, получив субсидию на ликвидацию стихийных свалок, вынуждены везти мусор на территорию других поселений.

Им просто не хватает денег. Светлана Трофимова напомнила, что постановление Правительства РФ о субсидировании строительства объектов инфраструктуры по обращению с ТКО было отменено в феврале 2020 года и область не получает деньги на инфраструктуру. А до 2027 года нужно возвести 47 объектов. Но поскольку деньги идут только из областного и местных бюджетов, то вопрос затягивается. Плюс проблема в земле. Например, строительство полигона в Усть-Куте, в которое готова вкладываться ИНК, тормозится из-за того, что чиновники два года не могут снять обременение с земель лесного фонда.

«Отсутствие земельных участков и их приоритетного получения для создания инфраструктуры по обращению с ТКО – одна из самых серьёзных проблем, – подтвердил управляющий партнёр ООО «РТ-НЭО Иркутск» Артём Мищенко.

Спикер ЗС Александр Ведерников призвал синхронизировать положения Стратегии развития Иркутской области с программами по развитию инфраструктуры обращения с твёрдыми бытовыми отходами, чтобы и у муниципалитетов было понимание, куда область движется, какие земельные участки надо выделять. По мнению спикера, в областном правительстве должен появиться проектный офис, который бы объединял всех, кто заинтересован в скорейшей реализации проекта создания инфраструктуры. Тогда, может быть, быстрее бы была решена проблема перевода земель из лесного фонда. «Если не будет такого офиса, то мы будет двигаться так: как рулим, так и едем. И будут сложности всё время с переводом участков, – сказал Александр Ведерников. – Муниципалитеты, брошенные один на один с Рослесхозом, заполняют документы, как им кажется. А не надо как кажется, надо возглавить эту работу, и должен быть проектный офис в том числе».

В ходе обсуждения у парламентариев возникало очень много локальных, но важных вопросов: обеспечение бесперебойного тепло- и электроснабжения Мамско-Чуйского района, вопросы по отгрузке угля в северные территории. «Три района от проблем по отгрузке железнодорожным транспортом не ушли – Усть-Илимский, Нижнеилимский и Чунский. Они задают вопросы», – отметил депутат Виктор Шпаков. Вице-спикер ЗС Лариса Егорова напомнила про тепловой луч по улице Баррикад в Иркутске. «20 лет разговоры о нём идут, 20 лет всё предместье ждёт этот тепловой луч, – сказала Егорова. – Есть какие-то сроки его строительства? Там уложили асфальт, полотно». Анатолий Никитин пояснил, что луч будет проложен в 2022–2024 годах. Депутат Алексей Красноштанов призвал создать рабочий депутатский орган по решению вопроса водоснабжения Иркутской области. «Коллега Красноштанов говорит о том, что в федеральном бюджете есть деньги, которые регионы не берут», – заметил Александр Ведерников. По его мнению, нужно срочно формировать проектно-сметную документацию и уже подготовленными претендовать на федеральные деньги. А иначе не избежать системных управленческих ошибок, когда муниципалитетам не оказывается методологическая и финансовая помощь по созданию ПСД.

Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Николай Труфанов сообщил, что «Иркутскэнерго» готово обсудить с парламентариями сложный вопрос о тарифах и нагрузках. Проект постановления депутатского часа будет готов к следующему заседанию сессии.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры