издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Работать на опережение

Депутаты Законодательного Собрания предлагают ввести системный подход в модульном строительстве социальных объектов

В регионе должна быть создана комплексная государственная программа по строительству модульных некапитальных социальных объектов. С таким предложением выступил спикер Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников на заседании совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований, которое прошло 14 марта на площадке областного парламента. Депутаты считают, что создание в региональном правительстве «альбома» типовых проектов модульного строительства позволит муниципалитетам значительно сократить время и затраты на прохождение экспертизы, а значит, возвести за короткий срок большое количество социально важных объектов – школ, домов культуры, спортивных модулей.

На заседании совета, собравшем 85 участников, работали спикер и вице-спикеры ЗС, председатели постоянных комитетов и комиссий парламента, главы депутатских фракций, председатели дум муниципалитетов, представители Ассоциации муниципальных образований, ИРО «Всероссийский совет местного самоуправления», регионального правительства. Также приняли в нём участие КСП, Байкальская природоохранная прокуратура, мэры и главы муниципалитетов

«Тема острая»

«Строительство объектов модульного типа социальной сферы и ЖКХ в муниципалитетах – проблема наиважнейшая, – сказал спикер ЗС Александр Ведерников. – Незадолго до заседания совета представители ЗС побывали в Иркутском районе, осматривали школы, до этого депутаты познакомились с образовательными учреждениями в Черемховском и Куйтунском районах. Не только там, но и в других районах есть учреждения, где нет отдельного пищеблока. Или его нет вообще. Нет гаражей для школьных автобусов, нет спортзалов. Как восполнить эти дыры, причём в очень короткие сроки? Тема острая, она касается не только школ, но и детских садов, библиотек, домов культуры, общепоселковых ФОКов, котельных, КНС, домов правосудия для мировой юстиции в районных центрах. Очень много социально важных объектов, в которых нуждаются наши муниципалитеты. Одним из наиболее оптимальных вариантов решения проблемы может стать модульное строительство. Его преимущества очевидны: высокая скорость и качество работ, низкие трудозатраты и снижение расходов местных бюджетов, в том числе и на подготовку проектной документации. У нас в регионе есть положительная практика по строительству модульных ФАПов. Это помогло за достаточно быстрый срок возвести фельдшерско-акушерские пункты во многих сёлах и деревнях, медицинская помощь стала доступнее. При поддержке областного правительства также строятся модульные пищеблоки. Сегодня нужно расширять перечень объектов и вариантов типовых стандартных решений и проектов, которые уже прошли бы экспертизу и находились в «альбоме» органов исполнительной власти региона. Это расширение нужно, чтобы территории могли выбрать готовые типовые проекты, отвечающие их запросам. Нам нужна комплексная государственная программа по строительству социальных объектов. Мы к правительству с этим вопросом уже обращались – необходим заранее сформированный комплексный «альбом» решений, чтобы мы не заставляли муниципалитеты тратить свои бюджеты на проектирование. Речь о более системном и комплексном подходе на уровне правительства региона».

По мнению спикера, в программе должны быть предусмотрены подготовка нескольких вариантов типовых проектов, а также подключение модульных соцобъектов к сетям инженерного обеспечения.

Движимый недвижимый объект

«Модульные объекты у нас делятся на два типа и бывают капитального и некапитального характера, – пояснил министр строительства Александр Галкин. – Для первых обязательны ПСД и прохождение экспертизы, вторые, не являющиеся объектами капстроительства, не требуют ПСД и получения разрешения на строительство. По своей сути они являются «особо ценным движимым имуществом». Через профильные министерства эти «особо ценные» объекты и строятся, например модуль школы в Алыгджере проходит через структуру минобразования. Точно так же приобретаются и строятся модули пищеблоков и кухонь-столовых для школ Иркутской области. При этом в регионе пока нет механизма софинансирования для муниципалитетов, которые хотели бы возводить модульные школы. Это положение только разрабатывается. Пока же такие школы-модули возводятся на средства из внебюджетных источников. Например, в Большом Голоустном появилась модульная школа-сад на 110 мест при поддержке Фонда социальных инициатив «Газпрома». Александр Галкин считает, что практика регионального минздрава по возведению модульных ФАПов – одна из самых лучших, поскольку за 2 года было построено большое количество блочно-модульных конструкций в городах и сёлах региона.

Министр образования Максим Парфёнов подтвердил, что пока практика постройки модульных объектов в учебной сфере региона есть только на примере пищеблоков. Реализуются проекты за счёт субсидий, которые были направлены ряду территорий в 2021-2022 годах. Малый вариант пищеблока – 3-4 млн рублей, большой – 12–16 млн. На 2024-2025 годы министерство запланировало ещё около 80 млн рублей в год на подобное строительство. Модульная школа в Большом Голоустном, как и сказал Александр Галкин, построена за счёт средств частного партнёра. А ещё одно модульное учебное заведение в Алыгджере возведено за деньги, выделенные в рамках ликвидации ЧС правительством Москвы. С модульными школами пока много юридических проблем: возникает вопрос лицензирования образовательной деятельности, поскольку лицензия предполагает оперативное управление землёй и зданием, а как брать в управление «особо ценное движимое имущество» – вопрос. Пока изучается практика других субъектов, и решение не найдено. Остро стоит и вопрос сейсмики.

Министр спорта Павел Богатырёв сообщил, что пока в регионе не возведено ни одного модульного спортивного объекта. Однако на 2024 год в рамках реализации нацпроекта «Спорт – норма жизни» и проекта «Бизнес-спринт» предусмотрено 60 млн рублей из федерального бюджета на софинансирование строительства одного модульного спортивного зала. Судя по опыту других регионов, возникает большая проблема при согласовании этих объектов с контрольно-надзорными органами, а также при их лицензировании, сказал министр.

Однако Богатырёв надеется, что, когда будет завершён наш объект, уже будет наработана практика по России. Министр обратил внимание и на быстровозводимые объекты, которые стоят от 30 до 50 млн рублей, тогда как капитальные объекты – около 120 млн рублей. Развитие инфраструктуры спорта в регионе могло бы пойти именно по этому пути – за счёт дешёвых быстровозводимых конструкций.

Министр культуры Олеся Полунина сообщила, что с объектами культуры также есть проблемы. Даже обычный дом культуры – это объект массового пребывания людей. Собрания с количеством присутствующих более 50 человек уже считаются массовыми. Такие модульные конструкции могут быть закрыты после введения в эксплуатацию по требованию прокуратуры, отметила Полунина. Можно проработать вопрос о строительстве объектов на 49 мест, однако и это представляет трудность из-за большого количества разрешительной документации по пожарной безопасности, терактам. «Поэтому опыта возведения модульных конструкций для объектов культуры у нас на территории региона нет», – заключила она.

Совсем иная картина оказалась у регионального минздрава. C 2019-го по 2022 год в области было возведено 140 модульных ФАПов, 16 врачебных амбулаторий, в 2022 году впервые начали возводиться патологоанатомические отделения модульного типа. Минздрав сделал типовые технические задания под проекты модульных зданий, и реализация по линии министерства шла успешно. Более 10 лет по модульным проектам работает министерство жилищной политики и энергетики. Как сообщил министр Анатолий Никитин, только в 2022 году было завершено строительство четырёх блочно-модульных котельных в Братском, Заларинском, Киренском и Тайшетском районах. Практика показала: котельные себя оправдывают, это упрощённый способ строительства, который удешевляет проект. Сейчас перед министерством стоит задача применить эти объекты для разных видов топлива. Сегодня возникает вопрос о разработке проектов блочно-модульных очистных сооружений, потому что региону требуется порядка 38 млрд рублей, чтобы заменить эти сооружения.

За модулями – будущее

– У нас есть опыт других регионов, безусловно, положительный, – сказал председатель комитета по строительству и дорожному хозяйству ЗС Виктор Побойкин. – У модульных и быстровозводимых конструкций огромное количество преимуществ. Первое – это цена, второе – сроки возведения, третье – упрощённый порядок согласования, что позволяет в достаточно короткие сроки, по сути, в пределах одного строительного сезона, реализовывать достаточно крупные объекты. В наших условиях это важно. Коллеги из правительства говорили не только о преимуществах, но и о проблемах. Если говорить о сейсмике, то ответ однозначный: все сооружения подобного типа должны быть сертифицированы. В этом случае никаких строительных проблем ни на одной территории, даже если говорить о районах Крайнего Севера, не возникает. Для территории Иркутской области это, по сути, единственно возможный путь решения проблем строительства гаражей, пищеблоков в школах, самих зданий школ, зданий учреждений культуры. Во многих территориях нет другого пути. Мы все знаем, в каких условиях живёт север. В Ербогачёне банально нет ни одного карьера, там не из чего делать фундаменты. Понятно, что себестоимость модульного строительства в этих местах будет значительно ниже. То, что сейчас реализовано минздравом, – это пример хорошей работы, которая не сразу шла легко, первый этап был очень напряжённым. Но теперь посмотрите на результаты. Появление комплексной программы может существенно упростить работу по строительству подобных модульных объектов.

«Я хочу строить у себя такие модули, но у меня вопрос: почему дом культуры считается объектом массового пребывания, а огромный спортивный модуль – нет? Где это прописано, почему такие разные подходы?» – спросил мэр Жигаловского района Игорь Федоровский. Спикер ЗС Александр Ведерников пояснил, что ФАПы – это постоянно поддерживаемый профильным федеральным министерством проект. И в определённом смысле модульными ФАПами заниматься легче. При поддержке Федерации на местах быстро появляются нужные технические задания, работа идёт. Региональным же властям необходима своя программа по другим модульным соцобъектам. «Да, по минздраву работа идёт, но пока это всё зыбко, – сказал Александр Ведерников. – Тем не менее уже родилась унификация, есть какой-то признак системного подхода. А сейчас в регионе мы имеем ситуацию, когда в чём-то преуспел мэр Леонид Фролов, в чём-то пошёл вперёд Иркутский район, потому что руководствуется фразой: «Дело рук утопающих». Но мы-то говорим о том, что нужны областные регуляторные полномочия. Где информация о том, что происходит в других регионах? Да, по культурным объектам у нас 2-3 примера отрицательной практики, а может, есть 22 примера положительной? Можем ли мы это дело двинуть вперёд на региональном уровне законными или подзаконными актами? Давайте смотреть, как это решают другие регионы. Понятно, что будущее – это модульные конструкции. Если мы сделаем три типоразмера ФОКов или домов культуры в зависимости от числа жителей населённого пункта, мы пройдём экспертизу, но пройдём её на основное здание один раз. Оно будет находиться в «альбоме» регионального минспорта или минкульта. Муниципалитет не потратит лишние деньги на экспертизу. Составляя при правительстве «альбомы» типовых проектов, мы должны учесть пожелания всех территорий, особенно сельских».

Игорь Федоровский отметил, что с капитальными объектами зачастую есть проблема организации централизованного подвода воды. Плюс требования пожарной безопасности и многое другое. «Попутка, сопровождение объекта стоит в разы дороже, чем само это небольшое здание», – сказал мэр. Спикер ЗС напомнил ситуацию с ФАПами, когда эти объекты некапитального строительства были построены и успешно введены, поскольку трудности согласования с контролирующими органами были убраны на уровне Федерации. Александр Ведерников предложил не дожидаться решений Федерации, а работать на региональном уровне. Он напомнил, что опыт самостоятельного урегулирования сложных законодательных вопросов у области уже есть. Например, организация пунктов приёма древесины сначала получила нормативно-правовую базу на уровне области, а потом этот опыт был транслирован на общероссийском уровне. «Давайте и здесь мы пойдём вперёд, – сказал Александр Ведерников. – Давайте смотреть практику других регионов. Эта работа должна быть комплексной, её не проведёт каждый муниципалитет отдельно. Сейчас у нас проблема в отсутствии централизованной политики в отношении модульных конструкций. Если она будет, это сэкономит время, деньги местных бюджетов. И мы за один и тот же рубль построим больше и быстрее». Спикер обозначил ещё одну серьёзную недоработку – в регионе нет отдельной программы по модернизации котельных в школах и детских садах, социальные объекты находятся в общей областной очереди на модернизацию.

На заседании совета выступали представители муниципалитетов, Ольхонского района, посёлков Хужир и Баклаши. Ситуацию со школой в Баклашах Ведерников взял на свой контроль, обращение по строительству этой школы будет направлено в правительство региона от имени руководства ЗС. Он поддержал и вопрос строительства модульного детсада взамен снесённого в посёлке Хужир. Депутат Валерий Хайдуков поднял вопрос строительства модульных библиотек, приведя в пример село Введенщина в Шелеховском районе, где зданию библиотеки 150 лет, оно уже не отвечает современным требованиям. По мнению депутата, его хорошо бы было заменить на модульный объект. «Мы не боимся быть передовиками. Если вопрос постройки таких объектов нуждается в опережающем регулировании, мы готовы помогать», – сказал спикер Александр Ведерников.

Совет принял решение рекомендовать правительству региона разработать комплексную программу некапитального строительства соцобъектов, включающую типовые проекты модульных ФОКов, библиотек, пищеблоков, гаражей для школьных автобусов, малокомплектных школ и детских садов, домов культуры.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры