издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа окнами в поле

  • Автор: Геннадий ГАПОНЕНКО, "Восточно-Сибирская правда"

Школа
окнами в поле

Сегодня, как
и повсюду, на торжественной линейке
в школе села Владимировка
Тулунского района прозвучат
волнующие слова поздравлений с
началом учебного года. Потом по
традиции ее директор, однофамилец и
круглый тезка известного
российского поэта, Николай Рубцов
подведет итоги летних трудовых
месяцев и вручит отличившимся
мальчишкам и девчонкам скромные и
одновременно дорогие, как знак
внимания, презенты — по коробке
шоколадных конфет, купленных на
вырученные от продажи овощей
деньги, и по баночке душистого меда
с ученической пасеки.

Надо
полагать, вечером репортаж с
празднества будет показан по
телевидению и его с особым
пристрастием посмотрят родители
ребятишек.

Владимировская
средняя с недавних пор изменила
свой статус и стала называться
"Учебно-воспитательный комплекс
"Фермерская школа", объединив
под своим началом местный детсад,
группу профессиональной
подготовки, изо- и телестудию, а
также расположенные в соседней
деревне Одонскую малокомплектную
начальную школу и досуговый центр.
Это не просто дань модному веянию в
системе образования, а насущная
жизненная необходимость.
Определяющим является то, что она
ориентирована на воспитание
будущих хозяев земли независимо от
того, станут ли ее питомцы
фермерами или будут трудиться в
коллективном хозяйстве. Первые
основные профессиональные навыки
они получат в стенах учебного
заведения. Даже если уедут в другие
края, не пропадут, зная, с какого
конца приняться за дело. Девчата
осваивают современные
зингеровские машинки и готовятся
стать швеями, а парни —
механизаторами. Заодно при желании
те и другие знакомятся с азами
пчеловодства, овощеводства,
цветоводства и садоводства, учатся
уходу за кроликами и курами. В жизни
все пригодится.

Географически
село Владимировка является
глубинкой Тулунского района, хотя и
связывает его с райцентром вполне
цивильный асфальт. По расхожему
убеждению любого иркутского
обывателя, это, наверное, вообще
самая что ни на есть ядреная, не в
обиду сказать, тьмутаракань,
затерянная на карте Приангарья
близ Саянских гор. Всякий волен
считать по-своему. Одно можем
засвидетельствовать не кривя
душой: вся география начисто
вылетает из головы, едва ступаешь в
школьные владения. Где, в какой
городской школе увидишь такую
уютную аллею, обсаженную плодовыми
деревьями, ягодными кустарниками,
ведущую к парадному входу? И чтобы
царственные георгины всех мыслимых
расцветок свешивали свои могучие
головы через низенький штакетный
заборчик. И чтобы море всяких
других цветов привольно плескалось
в заботливо ухоженных клумбах. И
чтобы сверкал блескучими струями
отнюдь не бутафорский фонтан.

Хозяева
ничего не знали заранее о нашем
приезде и не могли навести, как это
порой случается, показушный блеск.
Да это просто и невозможно: так
живут… Не с неба свалилась вся эта
красота, сами создали на месте
пустыря, заваленного строительными
отходами. Как, впрочем, и многое
другое. Вот миниптицеферма, а рядом
крольчатник, тут теплица под ранние
овощи, а там, в глубине огорода,
пчельник. Кстати заметить, мед мы
попробовали, макая в чашку с
янтарной жидкостью свежие… огурцы.
Впечатляет! Директор показал нам
учебные классы, готовые принять
ребятишек, познакомил с
преподавателем русского языка и
литературы Г.Н. Матюшевой, в
кабинете которой помимо учебных
пособий можно увидеть более сотни
всевозможных комнатных цветов.
Заглянули мы в телестудию, где
велась работа над будущей
передачей, конечно же, побывали в
мастерских, в которых руками ребят
изготавливаются необходимые в
обиходе поделки — от классных досок
до деревянных граблей, нужных
селянам на сенокосе.

Не минули и
школьный "монетный" двор, коим
является пекарня при столовой,
действующая круглый год. Хлеб
выдают преподавателям и
техперсоналу под зарплату,
расшивая таким образом
задолженность. Ребятишки во время
занятий получают бесплатные обеды,
что по нынешним лихим временам для
многих почти не роскошь. Хотя
"бесплатные" они, понятно,
относительно. Ученики честно
заработали их летом, выращивая
овощи в теплице и на грядках,
обихаживая школьный сад. На зиму
заготовлены варенья, сиропы и
повидло, насолены огурцы, будет
картошка, свекла, лук и капуста.
Излишки пойдут на продажу.

— Нет урожая
— беда, есть урожай — тоже беда, —
посетовал Николай Михайлович,
когда мы оказались на огороде. —
Теперь приходится ломать голову
над тем, как реализовать овощное
изобилие. — И тут же добавил: —
Тепличные огурцы-помидоры продали
— прикупили кур для своей фермы.
Недавно приобрели пару
компьютеров-персоналок. Осенью
сбудем урожай — надеюсь, еще
парочку возьмем, оборудуем класс
для занятий по информатике.

Так что
вторая "беда" для него не в
тягость, хотя и отнимает много сил.
Ну да он не из тех, кто любит
засиживаться в кабинете, четко
разграничивая служебное и личное
время. Жизнь теперь такая, что ее не
втиснешь в рамки параграфов и
постановлений, приходится самому
думать и решать. Скажем, кто его
заставлял открывать ту же пекарню?
Никто. Сам просчитал и пришел к
выводу, для педагога совсем не
очевидному, что овчинка стоит
выделки. Используя старые связи,
сумел найти необходимое
оборудование, и теперь забот не
знает с хлебом. Или взять пасеку.
Мед, конечно, продукт хороший,
сладкий, но сколько надо горького
поту пролить, чтобы его получить.
Пчелы — насекомые капризные, что ни
так — и лапки кверху. Зачем
директору школы лишняя головная
боль? А затем, что нигде больше в
Тулунском районе на пчеловодов не
учат, старинная профессия, уходящая
корнями в глубь веков, в упадке, и
надо ее возрождать. По рассказам
старожилов, во Владимировке личные
пасеки были едва ли не через дом, а
теперь поди сыщи, коль ног не жалко.
Через школу и начнется возрождение
пчеловодства, тешит себя мыслью
Рубцов, что само по себе
когда-нибудь и оправдает его
подвижничество. Это во-первых, а
во-вторых, мед пополняет школьную
кассу, что также существенно.

На следующий
год Николай Михайлович измыслил
заняться выращиванием зерновых
культур на имеющихся в
распоряжении 12 гектарах земли. С
одной стороны, юным механизаторам
практика, с другой — опять же
экономически выгодно. Но для этого
надо трактор приобрести, пусть б/у,
да лишь бы на ходу. А то что это за
фермерская школа, если нет своей
нужной техники. Надеемся, он сумеет
решить и эту далеко не простую
задачу.

Из окон
Владимирской школы открывается вид
на поля, на которых добывали хлеб
свой насущный прадеды, деды и отцы
нынешних учеников. И хочется
верить, что поколений связующая
нить не оборвется. По крайней мере
педагоги делают все, чтобы не
оборвалась.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры