издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Славный был корабль — омулёвая бочка

  • Автор: Валерий ГРИГОРЬЕВ

Дорогих гостей у нас принято потчевать омулем. Эта деликатесная рыба, которая водится только в Байкале, очень нежна и вкусна в любом виде: соленая, копчёная, вяленая и даже свежемороженая. Только вот в последнее время об омуле, этой, можно сказать, главной достопримечательности уникального озера, поползли нехорошие слухи: 70 - 80 его процентов заражено паразитами.

Специалисты иркутского Центра гигиены и эпидемиологии уверяют, что чистая рыба в мире, по нынешним временам, вообще редкость. Но для нас, живущих на берегу самого большого на планете вместилища чистой воды, это, конечно, слабое утешение. Ещё с середины прошлого века наше славное море приобрело известность крупнейшего в мире очага дифиллоботриоза, или лентеца. Этот паразит, попадая в организм человека, взрослеет там за два-три месяца и превращается в червя длиной до полутора метров. Угостившись блюдом из свеженького, только что выловленного омулька, можно почувствовать симптомы, характерные для всех кишечных гельминтозов: головную боль, нарушение сна и аппетита, снижение трудоспособности, боли в животе или аллергическую сыпь на коже. Кроме того, лентец подавляет иммунитет, и человек становится восприимчивым к инфекциям.

Как заявляют в Центре гигиены и эпидемиологии, вся байкальская рыба считается лишь условно годной в пищу. Эта добавка «условно» означает обязательное условие: правильную кулинарную обработку — то, чем местные жители обычно пренебрегают. Многие, особенно рыбаки, считают лучшей закуской строганину и расколотку из свежемороженого омуля, который отбивают молотком либо строгают ножичком, словно деревяшку, и макают в приправу из соли, перца и уксуса. Это может быть чревато…

Даже солёный омуль не всегда безопасен. Биологи, например, советуют всю выловленную рыбу сначала выпотрошить и как следует проморозить, а потом уже солить. Самым безопасным поэтому считается маломорский засол, при котором это правило соблюдается. Так называемый посольский засол, когда внутренности рыбы предварительно не вынимают, очень вкусный, но несёт в себе риск. Надо ещё помнить, что излюбленным местом гельминтов являются жабры, а то и глаза. Паразитологи советуют перед приготовлением рыбных блюд безжалостно рубить головы. Не стоит даже использовать их на уху. А уж о том, чтобы копаться в головах солёной, копчёной, жареной байкальской рыбы, как это любят делать многие местные «ценители», речи вообще быть не может.

Остерегаться следует малосольных омуля, хариуса, сига, их икры. Не только из-за гельминтов, есть зараза и пострашнее. В этом году, например, в Бурятии была зарегистрирована вспышка ботулизма, вызванная, по сообщению председателя комитета по информационной политике республики Баяра Жыгмытова, употреблением в пищу байкальского омуля. Пострадали, как передавали РИА «Новости» со ссылкой на Сибирский региональный центр МЧС, 65 жителей, в том числе девять детей в возрасте до 14 лет. Только за одну неделю августа восемь человек погибли и 30 были госпитализированы.

При неправильном засоле или хранении рыбы в её кишечнике нередко обнаруживаются так называемые анаэробные бактерии и их токсины, которые и вызывают ботулизм — тяжёлое поражение черепно-мозговых нервов. Тысячные доли грамма этого токсина могут привести к смерти человека.

В Иркутской области в этом году от ботулизма пострадали двое жителей областного центра и один ангарчанин, полакомившиеся солёным омульком. Это, конечно, немного. Но ведь заражения можно вообще избежать, если правильно готовить рыбу.

Конечно, досадно, что о байкальском омуле стала рас-пространяться дурная слава. Но кто в этом виноват? Не новость, что хозяйственная деятельность, нарушающая баланс в природе, ведёт к размножению паразитов и болезнетворных бактерий. Зато популяции самого омуля находятся сегодня в достаточно угнетённом состоянии. Их осталось четыре: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская и посольская. Последняя искусственно воспроизводится из икры, инкубируемой в специальных аппаратах. Пятая, баргузинская, популяция омуля вообще приказала долго жить из-за сильного загрязнения этой части озера — в основном, затонувшей древесиной.

Сегодня в Байкале около 25-30 тысяч тонн омуля. Его плодовитость, как показывают исследования двух последних десятилетий, сократилась примерно вдвое. Рыба этой ценной породы стала медленнее расти, убавила в весе, позднее начинает метать икру. До такого состояния мы довели эндемика, облюбовавшего для жизни Байкал, по мнению учёных, ещё в ледниковый период.

Кстати, теперь наш омуль не для всех иностранцев такая уж невидаль: его разводят японцы, чехи, англичане. В родном же доме к этой породистой рыбе относятся далеко не столь бережно, как она того заслуживает. Правда, омуль сейчас разводят искусственно — при этом примерно из 100 личинок выживает лишь одна рыба. Учитывая, что в естественных условиях требуется не менее двух тысяч икринок, чтобы получить одного взрослого омуля, роль рыборазводного хозяйства, как и необходимость его расширения и модернизации, очевидны.

Не говоря уже о контроле за соблюдением правил рыболовства. Ежегодно в августе — сентябре, когда байкальский омуль нерестится, браконьеры с помощью сетей вылавливают рыбу косяками. За один ночной рейд по озеру водной милицией во время операции «Путина» изымается по полторы тысячи хвостов. В нынешнем году в зоне ответственности Восточно-Сибирского УВД на транспорте возбуждено 119 уголовных дел по статье 256 УК РФ («Незаконная добыча водных животных»). Общий ущерб только по выявленным фактам незаконной ловли составил свыше полумиллиона рублей.

При жизни в таких дискомфортных условиях байкальскому омулю, естественно, не до жиру. Исхудавшему, поражённому паразитами поголовью угрожают сегодня и браконьеры, и сточные воды, и ядовитые выбросы в атмосферу, и загрязнение нерестилищ, и много чего ещё. Не так просто теперь будет вернуть омулю прежнюю славу. Разве что если сильно постараться.

На снимке: омуль, «арестованный» рыбнадзором

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры