издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эдем в генплане

Сад на месте Кайской реликтовой рощи займёт более 100 гектаров

В Иркутске будет создан публичный ботанический сад. Первый этап проекта мэрия и Иркутский госуниверситет (ИГУ) начнут в 2007 году. Самой идее уже более 120 лет. С тех пор город несколько раз пытался основать сад. И каждый раз неудачно. Нынешний проект - пятый. В 100 гектаров земли в районе сегодняшнего ботанического сада ИГУ планируется инвестировать около сотни миллионов рублей. За 10 лет мэрия рассчитывает превратить Кайскую реликтовую рощу в туристическое «ядро» города. При этом древний сосновый лес власти обещают сохранить.

Создать в городе публичный сад ещё в 1998 году предложили ботанический сад ИГУ и мэрия Иркутска. В 2006 году при университете появился научно-образовательный центр «Байкал», партнёрами которого стали Бурятский госуниверситет и три института Иркутского научного центра СО РАН. Учёные разработали инновационный проект преобразования ботанического сада ИГУ и Кайской реликтовой рощи к 2018 году в крупный туристический объект. Мэрия готова поддержать эту идею. К первому этапу строительства городские власти планируют приступить уже в 2008 году, рассказал «ВСП» директор ботанического сада ИГУ Виктор Кузеванов.

Четыре попытки

Впервые идея создания ботанического сада в Иркутске появилась в 1880 году. Тогда предполагалось, что сад станет филиалом Петровской земледельческой и лесной академии. Но не сложилось. «Мы пытались с историками выяснить, в чём причина, но пока это остаётся загадкой», — говорит Виктор Кузеванов. Интересно, что каждый раз проект сада возникал перед серьёзными социальными потрясениями. Во второй раз о нём заговорили в 1913 году, а год спустя разразилась первая мировая война. В 1923-1929 годы, почти сразу после образования госуниверситета, была предпринята третья попытка. Сад должен был появиться на месте Иерусалимского кладбища (ныне — Центральный парк культуры и отдыха), но затея оказалась тщетной. А вскоре за этим последовали годы репрессий. Именно тогда — в 1937-1939 годы парк решили создать в четвёртый раз. На этот раз идея принадлежала станции защиты растений, госуниверситету, сельскохозяйственному институту и городским властям. И, казалось бы, попытка удалась.

15 марта 1939 года было принято решение о реализации идеи. За год с небольшим был создан проект генерального плана сада. На месте, где сегодня «живет» ботанический сад ИГУ, были посажены первые растения, а сам сад был передан в управление университету. Но началась Великая Отечественная война, и сад превратился в огород, где выращивали овощи для студентов и профессуры. После войны идея была забыта и сад стал научной и учебной базой университета.

— А ведь по старому генплану он должен был развернуться на почти весь микрорайон Университетский, половину Первомайского, весь Студгородок, — рассказывает Виктор Кузеванов. — Почему эта идея возникала всегда в такие «неудобные» исторические моменты, я не знаю. Видимо, люди чувствуют какое-то социальное движение, которое перед таким «взрывом», как война, активизирует творческие силы.

Ворота на Байкал

За 60 с лишним лет в ботаническом саду ИГУ накоплено более 3 тыс. разновидностей и сортов растений. Из них около 400 — это деревья и кустарники. Каждый год в сад поступают более 2 тыс. видов семян со всего мира. Выживает только 5-7% видов, но те, что выжили, можно назвать «золотыми». Это уже не экзотические «гости» из Китая, Африки, Индии, а растения, которые адаптировались к жизни в Сибири.

Сейчас в Иркутске собраны крупнейшая коллекция растений в Байкальской Сибири и самый крупный генный банк растений в Восточной Сибири. «Сегодня ботанический сад дошёл до уровня, когда он может обеспечить все научные и учебные потребности университета, а вот запросы жителей города — нет. А ведь в своё время он создавался именно для горожан, — говорит Виктор Кузеванов. — В уставе университета не предусмотрено, что сад будет использоваться иначе, как для ведения научных исследований и обучения студентов. Мы, конечно же, пускаем людей на экскурсии, но этого слишком мало. Для того чтобы сад могли посещать горожане, необходима современная инфраструктура отдыха: публичная оранжерея, зоопарк, мини-сады, визитный центр. Плюс штат специально обученных сотрудников. А такой проект возможен только с привлечением средств муниципалитета».

В России более 100 ботанических садов, из них 22 — академические, 63 — при вузах, 9 — при МПР, остальные — муниципальные. В Сибири таких садов только 8, иркутский — единственный в Байкальской Сибири. «Публичный ботанический сад — это своеобразный аналог зоопарка, но только растительного, — говорит Виктор Кузеванов. — Его задача — не только развлекать, но и давать человеку знания о природе, совершенствовать духовно. Опыт показывает, что такие сады — одни из самых популярных мест в городе. Они дают покой, возможность насладиться красотой. Люди приходят в ботанические сады семьями, потому что чувствуют себя там, как дома».

— В садах мира развита и волонтёрская работа, — рассказывает учёный. — Люди, чувствующие себя одиноко, могут приходить в сад и выполнять простую работу — высаживать цветы, ухаживать за растениями, работать с гербариями. Сад лечит от стрессов.

Иркутск является транзитной точкой туристических маршрутов из Европы в страны Азии, отмечает Виктор Кузеванов. Город находится в самом центре Азии, это «ворота на Байкал». Однако пока в городе нет крупного объекта, который мог бы рассказать о природе озера. «По мировым стандартам, годовая посещаемость ботанического сада примерно равна численности крупного населённого пункта, прилегающего к городу, — рассказывает учёный. — По нашим расчётам, для Иркутска это число — около 400-600 тыс. человек в год».

Сады в саду

Сейчас ботанический сад ИГУ занимает 27 га. По проекту новый сад будет около 100 га. В него должен войти крупнейший в городе зелёный массив — Кайская реликтовая роща (около 65 га). Место это уникальное — в черте города сохранился фрагмент сосновых лесов Приангарья в том виде, какими они были столетия назад. Здесь растут около 260 видов сосудистых растений, часть из которых находится под государственной охраной. Кайская гора притягивала человека ещё несколько тысяч лет назад — здесь останавливались древние люди, устраивались ритуальные захоронения. Археологи нашли здесь стоянки древнего человека, среди них такие известные, как «Царь-девица», «Титово». Кайская роща до сих пор служит центром притяжения. К примеру, для птиц. Весной и осенью, во время перелёта, самые разные птицы останавливаются в ботаническом саду ИГУ.

Кайская роща имеет статус памятника природы местного значения. Но место это уже давно по границам обросло самовольными застройками. Если ситуация сохранится и дальше, то через несколько лет город может потерять рощу. Поэтому иркутские власти и приняли решение «расширить» сферу влияния ИГУ и на эту территорию. 27 га остаются в федеральном ведении ИГУ, около 65 га — в муниципальном, однако управлять ими будет университет. Главное условие городской администрации — статус охраняемой территории за рощей должен быть сохранён. «У нас нет права превращать рощу в подобие Диснейленда, — пояснила заместитель директора ботанического сада ИГУ Светлана Сизых. — Нужно использовать эту территорию, не нарушая уникальный ландшафт. В проектировании будут участвовать специалисты Российской академии наук, вузов Иркутска и других ботанических садов России».

Сад будет поделён на несколько частей: публичная, зона с ограниченным доступом и заповедная зона. В заповедной будет сохранен нетронутым реликтовый лес. Здесь смогут бывать только учёные, которые проводят исследования и следят за сохранностью леса. Площадь зоны пока не определена, специалисты ботанического сада планируют пригласить учёных СО РАН для решения этой проблемы. «На нашей нынешней территории реликтовый лес занимает около 6 га. Вполне возможно, что именно он и останется заповедной зоной», — говорит Светлана Сизых.

В зоне с ограниченным доступом также предполагается сохранить практически нетронутой естественную природу и посадки. Однако здесь будут и «публичные» участки — дорожки для прогулок, полянки. Учёные хотят разбить дисплейные сады: французский, итальянский, альпийский. В саду байкальской флоры будут воссозданы фрагменты степи, болота, леса из самых разных мест Прибайкальской зоны. Будет создан и бонсай-парк. Местные растения высадят в грунт, после чего деревья сформируют по правилам техники «бонсай». А те, что не приспособлены к сибирским условиям, будут украшать парк летом в горшках.

— Есть у нас идея показать живой мир Байкала в комплексе, — говорит Светлана Сизых. — Поэтому хочется открыть и зоопарк местных животных. Вольеры будут вписаны в лесную зону.

По словам Виктора Кузеванова, в саду появятся аквариум, дендропарк, участки садовой терапии, возможно — планетарий. Проект предусматривает и создание музея. Откроется школа садоводства и ландшафтного дизайна. Публичная зона должна быть выстроена на границе с зоной ограниченного доступа. Здесь будут проводиться обучение, небольшие праздники. В сад предстоит встроить систему кафе, конференц-зал, визит-центр, кафе и развлекательные комплексы для детей.

— Всё будет строиться с учётом принципа «не навреди», — рассказывает Светлана Сизых. — Работа очень интересная. Объект сам по себе уникальный. В Кайской роще очень сложная рельефная структура — сад находится на склоне горы. Как вписать в эти условия различные объекты — это головоломка и для нас, и для архитекторов. Решать её взялась кафедра архитектуры технического университета.

Территорию ботанического сада огибает Транссиб. «Площадь будущего сада достаточно большая, — говорит Светлана Сизых. — Пешком обойти её и за один раз всё посмотреть, достаточно сложно. Во многих ботанических садах мира существуют экскурсионные вагончики. Почему бы и у нас не сделать такой же мини-поезд? Но пока это только идея».

Виктор Кузеванов сообщил, что назвать точную стоимость проекта пока не может, однако оценочные затраты — около сотни миллионов рублей. Постройка будет вестись как за счёт средств городского бюджета и университета, так и за счёт привлечённых инвесторов. В мае-июне нынешнего года разработка будет вынесена на депутатские слушания в Думе Иркутска. Затем предстоит провести лесотаксационную съёмку (оценить состояние лесного массива), топосъёмку и начать готовить эскизные проекты и детальную планировку территории. Проектно-сметные работы должны быть завершены к концу года, а уже в 2008 году на территории будущего парка начнётся строительство.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры