издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Живые деньги с мёртвой воды

  • Автор: Оксана КОЛГАНОВА, студентка Иркутского госуниверситета

В прошлом году в Приангарье был отмечен всплеск смертности от гепатита, вызванного употреблением ядовитой спиртосодержащей жидкости. По словам врачей, пациенты, перенёсшие это заболевание, практически не имеют шансов на полное выздоровление – все они получают группу инвалидности. Но это не останавливает ни дельцов, ни покупателей. Сейчас опасность немного спала, но ситуация до сих пор не снята с контроля.

Свердловским районным судом г. Иркутска в прошлом году было рассмотрено несколько дел по обвинению в сбыте продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. На точках сбыта оперативники покупали пластиковую бутылку спиртосодержащей жидкости, расплатившись мечеными купюрами. После этого, уже в официальном порядке, приходили в квартиру с обыском. Чаще всего продавцы сами отдавали остатки суррогатной продукции. В результате контрольных закупок установлено, что в состав жидкости входило вещество диэтилфталат, отнесённое ГОСТом ко второму, высокому, классу опасности. Торговцы суррогатом были приговорены к условным срокам – от шести месяцев до года.

Этим бизнесом, как свидетельствуют материалы уголовных дел, предпочитают заниматься женщины среднего и пожилого возраста, некоторые из них к тому же имеют инвалидность. Они вынуждены, что называется, изворачиваться, чтобы прокормить детей и внуков, сидящих у них «на шее». Скудной зарплаты и пенсии на жизнь не хватает. Вот и выживают, кто как может. Воровать ведь не каждый пойдёт. Кому-то удобней сидеть дома и потихоньку травить соседей.

Так, на скамье подсудимых оказалась Алевтина Николаевна Г., пенсионерка, отметившая уже 70-летний юбилей. Тяжело больная старушка, инвалид 2 группы, продавала сивуху из своей квартиры, расположенной на первом этаже дома на улице Маяковского. Милиция изъяла у пожилой бизнесвумен три литровых ёмкости с отравой, две из них составляли запас. Торговала бабулька на разлив, как все её коллеги по преступному бизнесу. Очередному страждущему, который оказался оперативником, осуществляющим контрольную закупку, досталась пара хороших глотков всего за 20 рублей.

Матери и бабушки закупают технический спирт и превращают собственные квартиры в рюмочные. Они, конечно, прекрасно понимают, что употреблять предлагаемый ими товар смертельно опасно, однако это их не останавливает.

В прошлом году, например, Свердловским судом города Иркутска вынесен приговор 60-летней вдове, тоже инвалиду, которая работала санитаркой в одной из туберкулёзных больниц. К какой деградации приводит пойло, которым санитарка приторговывала после основной работы, она наблюдала ежедневно: ведь среди туберкулёзных больных немало бичей, употребляющих сивуху.

Иногда торговля суррогатом становится семейным бизнесом. И если один продавец выбывает из строя, его место тут же занимает родственник. Точку по сбыту денатурата на улице Алмазной в Первомайском микрорайоне милиции не удалось прикрыть с первого захода. Когда осудили 55-летнего нигде не работающего главу семейства, эстафету из его рук приняло юное поколение. 24-летняя Анна, старший продавец с рынка «Ручей», стала по совместительству торговать сивухой из окна кухни своей квартиры. Причём яду она, в отличие от «честного» дяди, недоливала, а цену значительно подняла.

Из-под полы пойло покупают те, кому качественная водка не по карману, да и градус такой смеси гораздо выше. Кстати, как свидетельствуют материалы того же Свердловского суда, потребителями «стеклоочистителя» нередко выступают сами же торговцы. Убивают сразу двух зайцев: и выпить всегда под рукой, и на закуску копейку можно заработать. Владимир С., 45-летний слесарь, участковым по месту жительства характеризовался отрицательно. Зато супруга не была на него в обиде: из семейного бюджета деньги на выпивку хозяин не транжирил, иногда даже ей и двум дочкам перепадала небольшая сумма из его дополнительного заработка.

Условное наказание торговцев суррогатом может, наверное, показаться недостаточной карой. Но, думается, главное здесь не суровость, а неотвратимость наказания. До прошлого года, пока не началась шумиха в СМИ из-за того, что люди стали массово желтеть и умирать, торговцев суррогатом к ответственности практически не привлекали. Статья 238 УК РФ считалась «мёртвой», недействующей. Между тем жертв сивухи, если верить статистике, и в прежние годы хватало. Только раньше бичи загибались, не привлекая к себе внимания прессы. Отклик общества быстро оживил «мёртвую» статью закона. Во многих районах были обнаружены и изъяты крупные партии суррогата. Помогли система денежных выплат за информацию об адресах незаконного оборота спиртосодержащей жидкости, введение «горячей линии» губернатора. Было утверждено специальное положение администрации области и ГУВД о вознаграждении активных помощников властей в борьбе с суррогатом. В этом году акция продолжается, на её проведение выделено уже два миллиона рублей (в прошлом году было освоено 1,2 миллиона).

Но главный вывод, к которому подводят приговоры суда по 238 статье УК РФ: распространение в регионе денатурированного спирта имеет под собой глубокие корни, которые и следует «рубить» в первую очередь. Бороться надо, наверное, не столько с продавцами спиртосодержащего яда, большинство из которых, имея условный срок, вряд ли посмеют вновь переступить уголовный закон, сколько с самим пьянством. Ведь именно спрос диктует предложение – это закон самой жизни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры