издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гимн жизни и балету

Балетный марафон, организованный на гастролях в Иркутске Бурятским государственным академическим театром оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова, подошёл к финалу. Иркутяне смогли познакомиться с замечательной хореографической школой Улан-Удэ, её блистательными солистами и артистами балета.

Театр показал целую серию спектаклей, продемонстрировавших не только хореографическое мастерство их участников, но и способность донести до зрителей драматургию каждого балета. В пластике, психологических жестах  рассказать истории, в которых рядом с любовью возникает ненависть, высокие чувства переходят в страсть, а тонкий лиризм передаёт романтизм отношений героев. Посмотрев один спектакль, хочется познакомиться с другим, понять законы искусства, по которым они строились, тенденции развития балета от его классических основ до современности.

Одной из самых ярких и выразительных, на мой взгляд, была постановка «Короля вальса» на музыку Иоганна Штрауса. В хореографии народного артиста, лауреата Государственной премии Бурятии, лауреата международных конкурсов балетмейстеров Олега Игнатьева  показаны новые возможности в раскрытии темы творчества, образа Маэстро, признанного во всём мире непревзойдённым композитором танцевальной музыки. 

Как многие балеты, «Король вальса» посвящается любви, но не мужчины к женщине, а любви к музыке, которая постоянно звучит в герое спектакля, сопровождает его во всех сценах. Эта музыка виртуозна, наполнена прозрачностью,  великолепным вкусом. Олег Игнатьев воплощает её в движении балета, сочетающего классицизм с ритмами современного танца. В сложных поддержках, построении всего действия спектакля балетмейстер проявляет великолепную фантазию, умение сделать каждую сцену эффектной, запоминающейся необычностью поз, соединением хореографии с элементами гимнастики.

Атмосфера «Короля вальса» воздушна, строится на драматургических контрастах старой и новой музыки. Первое па вальса  делает сам Маэстро – дипломант Всероссийского конкурса артистов балета Булыт Раднаев. Темпераментно и в то же время изысканно он демонстрирует движения, которые необходимы этому танцу. Именно темперамент в сочетании со всеми необходимыми элементами классической хореографии выражает образ Маэстро как человека, полного творческой энергии, фантастических прорывов из застывших форм традиционного искусства.

Прыжки, пируэты, фуэте, нашедшие начало и продолжение в музыкальной основе спектакля (оркестром дирижирует Валерий Волчанецкий,  сценография художника Валерия Полуновского), создают на сцене праздник вдохновения, проявляют высочайшее искусство рождения спектакля, который завораживает, уводит в мир прекрасного «золотого века», полного гармонии, любви, элегантности.     

Зрителей покорили сольные номера Художника  – заслуженного артиста РФ Баярто Дамбаева и друга Маэстро – лауреата Государственной премии РФ Иннокентия Иванова, Актрисы – Баярмы Цыбиковой, Влюблённой – Елены Шихиктуевой, Графа – Баира Цыдыпылова. Эффектными были номера персидского и восточного танцев, галопа и польки, в которых солисты и артисты балета, студенты хореографического училища проявили умение быть яркими исполнителями и являть образ волшебства подлинного искусства.   

Высот философского звучания достигает спектакль, объединивший одноактные балеты «Франческа да Римини» на музыку Чайковского и  «Кармина Бурана» Карла Орфа. Пётр Ильич Чайковский своей музыкальной фантазией становится равным великому Данте. Вслед за автором  композитор достигает высот космического мышления, выражая в музыке парадоксальное противостояние любви и злодейства, земной греховности и божественного наказания.

Высочайшее мастерство исполнителей «Франчески да Римини» устремлено  в невербальном выражении чувств героев балета к осмыслению жизни человека на земле, его поступков и платы за них. Франческа, Паоло  и Джотто составляют любовный треугольник, в котором побеждают коварство, злоба, месть.  Бог так сотворил мир, что за измену жены мужу любовники должны вечно гореть в аду. Трагизм классического сюжета, выраженный языком хореографического искусства, достигает  вершин чувственного проявления человека, его жертвенной обречённости во имя любви. Но куда в ином мире отправит Бог злодея-мужа? Поистине божественная комедия.

Многие зрители, видевшие на прошлых гастролях балет «Кармина Бурана», захотели посмотреть его ещё раз и этим  летом. Автор хорео-графии и либретто Георгий Ковтун сочинил спектакль на музыку немецкого композитора Карла Орфа в сложном соединении оркестра, хора, солистов оперы и всех участников балетной труппы. Вместе они создают на сцене мир вселенной, выраженный частью  жизни земной. Из чего она состоит?

Георгий Ковтун отвечает балетом: из возвышенного и низменного, простого и сложного, божественного и дьявольского, из всех контрастов, возникших с момента появления человека на земле. Этот человек изначально оказался зависим от многих стихий, главной из которых является Фортуна. Она принадлежит всем, но каждый стремится привлечь её на свою сторону. Фортуна капризна и может сотворить что угодно.

Хореография спектакля чрезвычайно современна – такая, которую называют «балет на пятках». Выражается она в ломаных линиях  изгиба тел, дробной рваности движений, созвучии с внутренним состоянием не только героев балета, но и каждого человека, оказавшегося лицом к лицу с  непростой,  часто депрессивной или  оптимистической действительностью. Её ритмы – это постоянное противопоставление надежды и отчаяния, любви и ненависти, жизни, смерти и бессмертия, ибо продлится род каждого, кто явился на этот свет.

Два индивидуально проявленных образа спектакля – Фортуна лауреата Государственной премии РБ, дипломанта Международного конкурса артистов балета Анастасии Самсоновой и Ловящий Фортуну заслуженного артиста, лауреата Государственной премии РБ Баярто Дамбаева  – представляют его динамику и конфликт. Стремительная, возникающая и пропадающая Фортуна манит Ловящего, тянет за собой, заставляет проявлять чудеса изобретательности, но… Она легко взбегает на высокий помост, а на Ловящего он падает всей своей тяжестью. 

Нежным ликом поворачивается Фортуна к влюблённым: Девушке (солистка балета Евгения Мижитова) и Юноше (народный артист РБ Батор Надмитов). Познав любовь, они ещё не знают о её последствиях. Сцена рождения ребёнка наполнена мягким юмором, деликатностью: Девушка корчится на сцене в странных движениях, её ноги в путах собственной рубашки. Все участники балета обступают её, кружат хороводом, расступаются… О, чудо! Девушка стоит, держа за руку девочку.

Праздник жизни, её торжество! На сцене уже не один ребёнок, а множество детишек, которые  на переднем плане сцены озорно смотрят в зрительный зал. Судьба и рок переплелись, перепутали всё со всем, поддавшись искушению Фортуны. Звучит знаменитый финал кантаты Карла Орфа. Хор, солисты оперы и артисты  балета  вдохновенно провозглашают гимн всему живому, гимн роду людскому, познавшему основу бытия!

Шквал аплодисментов, цветы…  Благодарные иркутяне щедро отблагодарили солистов и артистов балета Бурятского государственного академического театра имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова за высокое мастерство хореографии, за полную отдачу  таланта зрителям.    

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector