издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нет предела совершенству

Для иркутян, которые были постоянными зрителями спектаклей Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова, лето было полно вдохновения и радостных встреч с коллегами по искусству. Где ещё можно было встретить кандидата искусствоведения, художественного руководителя областной филармонии Марину Токарскую? Конечно, в театре! Её мнение о гастролях улан-удэнцев показалось особенно интересным.

– Марина Николаевна, вы часто ходили на спектакли наших соседей и как оцениваете их?

– Посещению театра посвятила практически весь отпуск. Я с большим интересом отношусь к балету как виду искусства, поэтому особенно ценным показалось выделение его в единый гастрольный репертуар. Всегда с глубоким уважением относилась к деятельности художественного руководителя балета, народной артистки РФ, лауреата Государственной премии РБ Екатерины Самбуевой. Труппа в блестящей форме, великолепные солисты, артисты, студенты хореографического училища. В спектаклях они продемонстрировали истинное мастерство, виртуозность исполнения. 

Некоторые балеты смотрела второй и третий раз, не уставая восхищаться их совершенством. Для меня потрясением стала «Арлекиниада», отличающаяся утончённостью, близостью музыке Доницетти, что само по себе сложно. В наши дни создать на сцене такое изящество, отточенность движений, соответствие старинному стилю, замешенному на искромётном юморе, – это мастерство, за которым стоит колоссальный труд.  Из спектакля в спектакль удивляли и восхищали солисты: заслуженные артисты Булыт Раднаев, Баярто Дамбаев, народная артистка РБ Вероника Миронова, солисты Лия Балданова, Баярма Цыбикова, несравненная Анастасия Самсонова. Много новых солистов, которые продемонстрировали не только высочайший уровень хореографии, но и блеснули артистизмом, умением тонко чувствовать не только музыку, но и драматургию спектаклей.

«Оливер»

Выделяя один спектакль, нельзя сказать, что другие были слабее. По-настоящему восточным стал балет «Тысяча и одна ночь» на музыку Амирова, фантастический «Король вальса» Иоганна Штрауса, утончённое «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Сложностью хореографии, мастерским исполнением покорил балет «Юки», поставленный на традиционную японскую музыку, настоящий фурор произвела «Кармина Бурана», в которой участвовали балет, хор, солисты, оркестр. Совершенное произведение, полностью соответствующее философскому мышлению композитора Карла Орфа.  Не случайно публика принимала эти спектакли восторженно, под аплодисменты и крики «браво».

Не уступали балетным и оперные спектакли. Было особенно приятно, что этим летом наши гости привезли постановки, которые ранее не показывались в Иркутске. Для меня были открытием «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Порги и Бесс» Гершвина, «Алеко» Рахманинова, «Служанка-госпожа» Перголези, «Чио-Чио-Сан» Пуччини. Особо хочу выделить «Зори здесь тихие» Молчанова –  спектакль, отличающийся яркими формами, особой задушевностью, выразительным вокалом.

Считается, что слабым звеном в работе театра остаётся оркестр. Но он обрёл новое звучание под управлением главного дирижёра Валерия Волчанецкого и дирижёра Вячеслава Губанова. Дирижирование балетом-оперой «Кармина Бурана» было безукоризненным. Во многих спектаклях оркестр достигал хорошего уровня звучания, поднимаясь в отдельных местах до исполнительского блеска.

«Золотой цыплёнок»

В коллективе театра поражает энтузиазм, преданность делу. Директор – заслуженный работник культуры РБ – Людмила Намсараева говорит, что главным в своей работе считает планирование и умение смотреть в будущее. Не случайно во время реконструкции здания театра, которая ведётся шесть лет, коллектив не только не утратил свой творческий потенциал, наоборот, обрёл новое дыхание, научился работать мобильно и очень ответственно. В оперной и балетной труппах появились новые артисты и солисты, которые привнесли в работу «свежую кровь».

Гала-концерт, который давали на закрытие гастролей три вечера, был уникален по уровню исполнительского мастерства его солистов. Как в спектаклях, так и в отдельных сольных номерах  потрясал вокал лауреатов международных конкурсов Доржо Шагдурова, Дамба Занданова, Аюны Базаргуруевой, Мунхзула Намхая, Валентины Цыдыповой и многих других. Воодушевляла «Санта Лючия» в исполнении басов, баритонов и теноров театра, по-новому исполнил посвящение композитора Дала «Памяти Корузо» Баиржаб Дамбиев, красивыми были романсы и бурятские песни. «Un amore…» на музыку Коччианте, исполненное всеми солистами, было выше похвал.

Бурятский академический театр оперы и балета подарил иркутянам счастье общения с прекрасным. Дай бог, чтобы гастроли наших соседей продолжились и каждое лето мы могли наслаждаться подлинным искусством оперы и балета.

Читайте также
Свежий номер
События
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector