издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Парковка против павильонов

Очередная схватка городских властей с частными предпринимателями, разместившими свои павильоны через дорогу от иркутского вокзала, произошла вечером в четверг, 10 мая. Эта бесконечная война с переменным успехом идёт уже десять лет и вот недавно вступила в новую фазу: мэрия в лице КУМИ решила отдать землю в ведение железнодорожников. В связи с чем от частных предпринимателей потребовали освободить территорию, чтобы оборудовать на месте павильонов автостоянку. В результате позавчерашнего противостояния стороны разошлись вничью. Несколько павильонов были демонтированы, но большая часть осталась на своём месте, поскольку их хозяева запаслись решениями суда, которые разрешали киоскам находиться на привокзальной площади до конца срока действия заключённых договоров, то есть до середины лета.

В минувший четверг на привокзальной площади кипели страсти. Около двадцати владельцев торговых точек пришли отстаивать свои права на место под солнцем. В витринах приблизительно половины павильонов демонстративно висели судебные решения о том, что это место может быть занято до срока истечения нынешнего договора – до начала июля.  

Городские власти начали придирчиво относиться к привокзальным киоскам ещё в 2001 году, когда их владельцам пришло первое предписание облагородить внешний вид торговых мест. Уже тогда прозвучала первая угроза: если не сделаете, киоски снесут, а землю отдадут железной дороге. Предприниматели рассказывают, что из управления архитектуры пришёл единый образец, по которому они полностью «перестроили дикие киоски в единую сеть цивилизованных павильонов». Одиннадцать лет назад стоимость полной реконструкции одного павильона доходила до 300000 рублей. Тогда же строить на этом месте автостоянку запретила ГИБДД во избежание создания аварийно-опасных ситуаций.   

В 2007 году с предпринимателями перезаключили договоры, но уже два года спустя  пришло новое предписание – улучшить внешний вид павильонов. Тогда предприниматели полностью поменяли фасады, надстроили дюралайтовые козырьки, потратив на каждую торговую точку порядка 60000 рублей, кроме того, за свой счёт положили на тротуаре асфальт. Власти пообещали, что если предприниматели выполнят все требования, то им перезаключат договоры. Но их лишь продлили на год. Хотя и через год не расторгли. Предприниматели всё это время по-прежнему платили за аренду земли. Владельцы киосков уверены: по закону, если договор не расторгнут, его можно считать продлённым на неопределённый срок.

Акцию властей по выборочному демонтажу киосков
их владельцы назвали «беззубым ртом»…

 

– Аренду земли мы оплатили за второй квартал этого года включительно. Мы здесь находимся на законных основаниях. Но в КУМИ нам ответили: «Деньги мы вам можем вернуть», – рассказывает Елена Царёва, владелец продуктового павильона.

– А как вам объяснили, зачем вас нужно отсюда убрать? 

– Сначала нам говорили, что будут сносить гору, строить на её месте вертолётную площадку и ещё много чего. Мы не уходим, говорим, сначала расселите людей с горы, а потом уж будете нас выгонять. Затем вдруг городу на этом месте понадобилась автостоянка. 15 лет стоят киоски, никому не мешали – и вдруг нужна стоянка! Говорят, что надо облагородить город. И столько людей оставить без работы.   

Сносу павильонов предшествовала встреча в мэрии представителей КУМИ, железной дороги и вице-мэра Дмитрия Разумова, состоявшаяся в середине апреля. Тогда-то владельцам торговых точек и было предложено освободить места на привокзальной площади в десятидневный срок – если они не сделают этого сами за неделю, то по истечении десяти дней павильоны снесут в принудительном порядке. Вместо того чтобы вывозить товары, часть предпринимателей обратилась с исковыми заявлениями в суд и получила решение, что они могут оставаться на своих местах до конца действия договора – из 31 владельца павильонов такие решения были у четырнадцати. Поэтому в четверг из общего ряда киосков вырвали только те, чьи хозяева не удосужились обзавестись спасительным документом. Предприниматели прокомментировали это так: «Ко дню города на вокзале будет что-то, напоминающее беззубый рот».  

Тем временем автокраны начали подводить тросы на те павильоны, которые не были защищены решениями суда. Предприниматели соседних торговых точек реагировали бурно: «Они нам сейчас всё повредят, оборвут заземление и свет – тут единая система проводов!»  

– Нам говорят, что это делается из желания благоустроить наш город. Но вот вы сами посмотрите и скажите: мы что, портим вид города? Да мы скрываем эту ужасную гору, на которой чёрт-те что творится! – возмущена Наталья Акудович, владелец павильона носителей информации, музыки и кино. – Нам прислали письмо из мэрии, что нас отсюда убирают под предлогом благоустройства города, а в личном разговоре с вице-мэром Разумовым выяснилось, что КУМИ отдаёт эту землю железной дороге под строительство автостоянки. А по закону они имеют право расторгнуть с нами договор, только если есть муниципальная нужда в этих землях. Но ведь устройство стоянки – это не муниципальная нужда, а прихоть железной дороги. 

Вокзал и павильоны оказались не только по разные стороны дороги, но и по разные стороны баррикад

Опережая вопросы, владельцы павильонов утверждают, что никаких дополнительных поборов не было, были лишь попытки под разными благовидными предлогами убрать точки с площади. КУМИ ежемесячно организовал собрания владельцев павильонов, то разрешая работать, то запрещая. 

– Как весна начинается, у нас как гон у котов, туда-сюда! Осенью про нас забывают – зимой же не будешь ни сносить, ни строить. Такие сезонные проблемы у нас уже не первый год, – сокрушается Нина Мышко, владелец павильона розничной торговли. 

Предприниматели уверены, что причина, по которой железная дорога намерена от них избавиться, – это разница в арендной плате между ними и теми, кто торгует в здании железнодорожного вокзала. Месячная аренда земли под павильоном на привокзальной площади сейчас составляет две тысячи рублей. Сколько стоит аренда торгового места в вокзале, никто из предпринимателей озвучить не взялся, но они уверены, что это заоблачные цены. По крайней мере, на привокзальной площади станции Иркутск-Сортировочный, где земля принадлежит железной дороге, стоимость одного торгового места составляет более девяти тысяч. Более того, владельцы павильонов уже прослышали о том, что в конце месяца администрация вокзала наметила провести новый аукцион, чтобы, с учётом исчезновения конкуренции со стороны «уличных» торговых точек, задрать цены ещё выше в здании вокзала.   

Больше всего представителей мелкого бизнеса привокзалья возмущало, что при решении судьбы площади никак не учитывались интересы тех, кто там проработал по пятнадцать лет. Это около ста предпринимателей и продавцов, большую часть которых составляют студенты, пенсионеры и одинокие матери. Прозвучала даже страшная фраза: «У нас у каждого второго квартиры в ипотеке». Единственное, что предложили им взамен, – список мест, куда они могут перенести павильоны. Например, на Рабочего штаба, 118, где располагается колхозный рынок, напротив очистных сооружений. 

10 мая демонтажу подлежали не все торговые точки

Владельцы павильонов намерены бороться и дальше. Они готовят новый иск в суд о признании незаконными действий администрации Иркутска по сносу их собственности. Не согласны они с тем, что киоски сносят как «самовольные сооружения», поскольку сами полностью уверены в законности и сооружений, и их пребывания на этом месте. 

– Даже если в мэрии считают, что это «самовольные сооружения», они не имеют права нас сносить без судебного решения, на основании только одной резолюции на собрании, – уверена Наталья Акудович. – Нас решили убрать нахрапом. Мы защитились бумажками, но и остальных сносят незаконно. Самовольных павильонов здесь нет – все куплены через КУМИ, получены разрешения из мэрии и пройдены все согласования в городской архитектуре. 

Сейчас в оставшихся павильонах находится товаров на суммы от трёхсот тысяч до полутора миллионов рублей в каждом. Владельцы намерены сторожить свои торговые точки, даже если в них придётся ночевать. В качестве компромисса они готовы принять предложение переехать на другое  достойное место. Как вариант – рощица над вокзалом на улице Терешковой.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры