издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Аплодисменты для закулисья

  • Автор: Людмила НЕГОДА

Премьера спектакля в театре всегда событие, как рождение ребёнка: все ждут с нетерпением и надеждой, желая счастливой жизни. Но сколько труда нужно вложить, чтобы получился интересный, красочный спектакль, сколько людей трудятся над его созданием! Аплодисменты зрителей – для актёров, постановщиков, но есть творческие работники, о которых принято говорить: «Те, кого не видит зритель». Это наше театральное закулисье, наши технические цеха. Всем процессом подготовки нового спектакля в Иркутском музыкальном театре руководит Наталья Убрятова, опытный специалист, чья творческая судьба связана со сценой, да, в общем-то, и большая часть жизни отдана театру, Иркутску, в который она приехала 32 года назад тогда ещё просто Наташей.

– Училась я в Горьковском художественном училище по специальности «бутафор-декоратор», – рассказывает Наталья Николаевна. Распределение у нас было свободное, перед выпуском мы подали свои заявки на работу в многочисленные театры страны от Камчатки до Кавказа, был там и Иркутск. Ответы пришли отовсюду. В Иркутской музкомедии в начале 80-х годов прошлого века заведующей постановочной частью была Нина Васильевна Боровская, вот она и написала, что театр нуждается в таких специалистах, есть перспектива творческого роста, предоставляется общежитие. И на вопрос руководителя курса: «А кто поедет в Иркутск?» – ответила: «Я!» Почему? На практике я была в Якутии, и меня покорил этот северный край. А здесь Иркутск, старинный город, рядом Байкал, романтика… И песня: «Где-то на сопках багульник цветёт…». Молодость, мне было 19 лет. Но прямо перед отъездом погиб в автокатастрофе папа. Для меня это был шок. Добрый, отзывчивый человек, русский умелец-кузнец, проводить его в последний путь пришли сотни людей. Я была в сомнении – ехать ли? Родственники посоветовали всё же не менять решение, с мамой оставались брат отца и сестра. Хотя меня тогда ещё после выпуска приглашали продолжить учёбу в Москве, в школе-студии МХАТ.

Приехала я в Иркутск рано утром: темно, дома со ставнями. Ну, думаю, правду мне говорили, что это город «ссыльных». Но в театре встретили радушно. Через год я уже возглавила бутафорский цех. Конечно, за эти годы приглашали и в другие театры, в другие города, но всё проигрывало в сравнении с Иркутском. Скучаю ли по родине? «Тоска по родине – давно разоблачённая морока…» Когда приезжаю домой, иду по дороге, ветер в лицо, как в детстве, кругом поля, фиолетовые от цветов, душа поёт… По нескольку раз фотографирую любимые места. Фотография – это моё увлечение.

Конечно, скучаю по маме. Она у меня замечательная! Её активной жизненной позиции можно только позавидовать. Ветеран труда, входит в совет ветеранов своего завода, хотя уже на пенсии, советник мэра нашего города Бора по коммунальным вопросам. А какая певунья! Солистка хора ветеранов, гастролирует по всей области, хор участвовал в передаче «Играй, гармонь!». Помогает на добровольной основе в местном монастыре. Любит приезжать в Иркутск. Очарована Байкалом. Одно из её стихотворений начинается так: «Здравствуй, батюшка Байкал!» Смотрит наши спектакли, особенно нравятся оперетты, знает многих актёров, со своими ветеранами ездит и в Нижний Новгород, в театр оперы и балета, недавно слушали оперу «Аида». Любит, когда мы с ней поём дуэтом. Когда на моём юбилее в театре пели нашу сокровенную песню «Мама», гости прослезились.

Здесь вышла замуж, вырос сын, он уже сибиряк, коренной иркутянин. Подрастает синеглазая внучка. Жизнь идёт. Но, если честно, огромную часть времени отдаю театру. Уже 14 лет как заведующая постановочной частью, а здесь работы непочатый край. Ещё режиссёры приглашают как художника-постановщика, художника по кос­тюмам. Иногда ночами не сплю, фантазирую, придумываю новые спектакли.

Обширные знания Натальи Николаевны в области сценографии, любовь к изобразительному искусству отметили многие режиссёры. Дебют в качестве художника-постановщика, состоявшийся в музыкальной сказке «Муха-Цокотуха», принёс успех. Теперь у Натальи Николаевны в послужном списке такие значительные спектакли, как «Звезда и смерть Хаокина Мурьетты», «Бал в Савойе», «Летучая мышь», «Танго ночи», «Белая акация», «Свадьба Кречинского», «12 стульев» и многие другие. Приглашают её на постановки и в другие театры.

Это так называемая творческая часть её жизни, но есть ещё и производственная. В подчинении у руководителя все производственные сценические отделы, которые, как огромный механизм, должны работать чётко и слаженно. И нужно всё проверить, дать задания, отрегулировать.

Напротив кабинета заведующей постановочной частью – декорационный цех, где всегда что-то изготавливается, красится, ремонтируется. Возглавляет его художник-декоратор Вадим Кудрявцев. 22 года назад, после окончания Иркут­ского училища искусств, пришёл он в наш театр, как в разные годы и его коллеги: художник по росписи тканей Наталья Лупина, художник Татьяна Павленко. Здесь воплощаются замыслы художника-постановщика, вместе со столярным цехом строятся замки и хижины, парки и леса и т. д.

Далее по коридору – пошивочный цех мужского и женского кос­тюмов. Сначала эскизы костюмов попадают к опытным мастерам-закройщикам Галине Трубенок и Ольге Юркиной, а затем к мастерицам в цеха. Порой без работы у них не выпадает ни одного свободного денька, иногда к спектаклю шьётся по 200 костюмов. Декорации, занавесы шьёт, ремонтирует швея Татьяна Кобзева, изготавливает она и новую одежду сцены (а сцена в нашем театре нарядная), свою работу мастер может увидеть только в зале, где проходят примерки.

Славится музыкальный театр и художниками-бутафорами. Разные дороги приводят мастеров в театр: Инна Соловарова, по профессии архитектор, сейчас возглавляет бутафорский цех, где с увлечением трудятся Людмила Пугаева, Оксана Иванова и недавно пришедшая Алина Шапошникова. Все плоды их труда – экзотические фрукты, жареные поросята и гуси из поролона и прочая экзотика – переходят в хранилище реквизиторского цеха к Татьяне Пономарёвой, старейшему работнику театра, а затем, конечно, на сцену. В коллекции реквизита сотни предметов, необходимых в спектаклях.

Сколько костюмов хранится в театральных закромах, знает лишь руководитель костюмерного цеха Алла Яковлева, прошедшая в театре все театральные «университеты», поэтому именно у неё можно получить любую консультацию по истории костюма. Есть в театре и профессия костюмера (не путать с профессией художника по костюмам). Костюмер отвечает за костюм, который должен надеть актёр в том или ином спектакле. Опытный кос­тюмер Ольга Жак 40 лет работает в театре, много лет трудится на этом поприще Нина Вербицкая.

За красоту причёсок, грима отвечают гримёры-пастижёры. Сотни различных париков, кос, накладных волос, усов и бородок хранятся у них. Какие умелые руки у наших мастеров Антонины Василюк (она в теат­ре 42 года, ныне заведует цехом), Нины Поповой, приехавшей с мужем – заслуженным артистом России Владимиром Поповым – в 1989 году в наш театр, Инны Хажеевой.

Всем любителям театра Иркутска знаком художник по свету Галина Мельник, заслуженный работник культуры. Свой опыт она передала уже не одному поколению сотрудников осветительного цеха, в их числе и принявшая эстафету Мария Белоголовая.

Ни один спектакль театра не обходится без декораций, иногда это сложнейшие механические конструкции. Их установкой на сцене занимается монтировочный цех, ребята там все молодые, руководит ими Андрей Федотов. В основном молодёжная команда и в цехе звуко­операторов. Зачастую перед выпуском премьеры декорации монтируются и ставится световая партитура до глубокой ночи, а иногда и до утра.

Конечно, это лишь небольшая часть мастеров «невидимого фронта».

Ожидание для всех – выпуск нового спектакля. Накануне премьеры, как правило, работники всех цехов приходят на генеральную репетицию, чтобы оценить свой труд и всего творческого коллектива теат­ра. Аплодисменты зрителей и вам, наши мастера. А впереди – очередная премьера…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры