издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прозрачные закупки

Депутаты готовят предложения по улучшению закона о выборе поставщиков

Иркутская область занимает одну из лидирующих позиций в федеральном рейтинге прозрачности закупок. Так, в прошлом году число контрактов, заключённых с помощью электронного аукциона, увеличилось на 30% по сравнению с 2013 годом. Растёт и количество участников торгов: за год потенциальных поставщиков прибавилось на 76%. Экономия, то есть разница между первоначальной стоимостью лота и окончательной ценой, составила около 1,5 миллиарда рублей. Таковы первые итоги работы нового Федерального закона «О контрактной системе закупок», который вступил в действие в начале прошлого года. На муниципальном часе, который завершил майскую сессию Законодательного Собрания области, парламентарии выясняли у своих коллег, депутатов муниципальных Дум, как им работается с этим законом и какие есть сложности.

Председатель Думы Заларинского района Сергей Земляничкин рассказал, что в Заларинском районе полномочие организации закупок передали 13 поселениям из 15. Кроме того, администрация района проводит закупки для всех государственных учреждений. Экономия на проведении торгов по новой системе в 2014 году составила 28 миллионов рублей. 

Вместе с тем Сергей Земляничкин отметил, что нередко возникают сложности с внесением изменений в утверждённые планы-графики, так как необходимо учитывать установленные законом сроки. «На практике часто получается так, что нужно срочно заключить контракт, который не обозначен в плане-графике, а нам приходится ждать 10 дней. Это бывает неудобно для поставщиков, и часто заключение контрактов на выгодных условиях срывается», – сказал он. 

Одной из основных при реализации закона в Заларинском районе докладчик назвал кадровую проблему. Власти не могут в полной мере исполнить требования закона, поскольку в муниципалитете не хватает людей с необходимой квалификацией. В Заларинском районе насчитывается 67 заказчиков. У каждого заказчика должен быть конкурсный управляющий, имеющий высшее образование в сфере закупок либо дополнительное образование. Чтобы соблюсти закон, району нужно потратить больше двух миллионов рублей на подготовку специалистов. Есть подвижки, чтобы смягчить проблему. Например, начальные школы сделали филиалами средних, число заказчиков уменьшилось, но кардинально ситуация от этого не меняется. 

По мнению представителя Заларинского района, исправить положение помогло бы создание уполномоченного органа – казённого учреждения, которое бы взяло на себя все заботы о закупках. Депутат Законодательного Собрания Анатолий Дубас попросил докладчика назвать положительные стороны федерального закона. По словам Сергея Земляничкина, кроме экономии бюд­-

жетных средств, положительным моментом можно назвать то, что закон охватывает весь цикл проведения закупок – от включения суммы финансирования в план закупок и начальной стадии проведения торгов до исполнения контракта. Однако он подчеркнул, что обозначенные недостатки закона доставляют муниципалитету серьёзные трудности.

По словам председателя Думы Бодайбо и района Елизаветы Бодяло, все поселения, кроме города Бодайбо, передали району полномочия по организации закупок. Экономия в 2014 году составила 8,4 миллиона рублей. Трудности у бодайбинцев связаны с работой единого федерального сайта государственных и муниципальных закупок. Отчасти виной тому плохое интернет-соединение на отдалённой территории. Елизавета Бодяло отметила нестабильную работу и самого официального портала. В итоге, чтобы вовремя загрузить все данные в Сеть, сотрудникам администрации в буквальном смысле приходится ночевать на работе. Депутат из Бодайбо предложила на время стабилизации работы сайта закупок ввести мораторий на административные взыскания для сотрудников за нарушение сроков размещения документов, если сроки были нарушены из-за технических сбоев. А штрафы, надо сказать, предусмотрены приличные – от 20 до 50 тысяч за каждый просроченный документ. 

Ещё одна существенная проблема для города Бодайбо и района – несостоявшиеся торги. Так, в 2014 году торги по отлову безнадзорных животных проводили три раза. В 2015 году аукцион назначали пять раз. Не было желающих взяться за это дело. Аукционы по приобретению жилья для детей-сирот и служебного жилья не состоялись из-за отсутствия электронной цифровой подписи у потенциальных участников. Нередко препятствием может стать нехватка свободных средств у поставщиков (по закону 5% средств участник должен внести в качестве финансового обеспечения контракта) или неумение пользоваться электронной площадкой. Елизавета Бодяло предложила оставить конкурсы и отменить необходимость покупать квартиры для муниципалитета строго через аукционы. Это надо отдалённым поселениям, в которых нет нового строительства, а квартиры нужны. Так, в Артёмовском поселении требуется срочно расселить 70-квартирный дом, на 30 квартир уже есть предписания судебных органов. Но ни построить, ни купить квартиры муниципалитет не может. 

Депутат областного парламента Роман Габов поинтересовался, как разрешилась ситуация с заключением контракта на оказание услуг по отлову безнадзорных животных. Председатель Думы сообщила, что аукцион состоялся на пятый раз после того, как Дума приняла решение выделить дополнительные деньги из районного бюджета на отлов собак. Депутат от северных территорий Иркутской области Николай Труфанов спросил, как оценивают представители муниципалитета работу закона в части защиты заказчиков от недобросовестных подрядчиков. По мнению Елизаветы Бодяло, в этой части закона есть существенные недостатки.

Завершая обсуждение, председатель комитета по собственности и экономической политике парламента Ольга Носенко напомнила, что регион не может править федеральный закон. Однако предложения, прозвучавшие на муниципальном часе, будут направлены в профильное министерство для проработки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры