издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не только портретное сходство

  • Автор: Татьяна ЗАХАРЕНКО, искусствовед

В чём разница? Смотреть картину и видеть картину или смотреть на картину и понимать, о чём она, кто изображён, почему так изображён… Когда задаёшь себе такие вопросы и начинаешь рассматривать все детали, все мелочи, ты замечаешь одно, второе, третье. Становится безумно интересно, что же художник пытается нам сказать через эти детали. Ведь когда мастер создаёт картину, на ней не может быть мазка или линии, которые бы он положил просто так. Играют роль формат, цвет, рама – всё, что для нас кажется само собой разумеющимся. С портретами всё гораздо сложнее: они производят другое впечатление, нежели жанровая или бытовая сцена. В портрете можно увидеть не только наряды того времени, но и познакомиться с личностью и характером изображаемого человека. Всё это мы видим через призму того, как этого человека воспринимал художник.

Познакомиться с великими людьми спустя столетия мы можем благодаря таланту живших в те времена. В Иркутском художественном музее имеется удивительный портрет одной из интереснейших женщин в императорской России – Марии Фёдоровны Романовой (при рождении Мария София Фридерика Дагмара), супруги Александра III.

Портрет императрицы написан замечательным художником – жанристом и портретистом Константином Маковским. Он воспитанник Московского училища живописи, ваяния и Петербургской академии художеств. В иркутском музее хранятся пять его работ, исполненных в различных жанрах. Ранее портрет Марии Фёдоровны находился в картинной галерее В.П. Сукачёва на Ланинской улице (ныне усадьба В.П. Сукачёва) и был парным. Пару ему составлял, конечно же, портрет императора Александра III кисти Худоярова. Они были красивой четой: он – высокий статный русский мужчина – император, и она – хрупкая, изящная женщина – датская принцесса.

История их любви поражает и заслуживает уважения. Первоначально Мария была невестой цесаревича Николая Александровича, старшего сына Александра II, умершего в 1865 году. После его смерти возникла привязанность между Дагмарой и великим князем Александром Александровичем, которые вместе ухаживали за умирающим Никсом, как называли цесаревича в семье. Спустя год после кончины Никса Александр решился сделать предложение, о чём в этот же день написал отцу: «Я уже собирался несколько раз говорить с нею, но всё не решался, хотя и были несколько раз вдвоём. Когда мы рассматривали фотографический альбом вдвоём, мои мысли были совсем не на картинках; я только и думал, как бы приступить с моею просьбою. Наконец я решился и даже не успел всего сказать, что хотел. Мини (так в семье Романовых звали Марию Фёдоровну) бросилась ко мне на шею и заплакала. Я, конечно, не мог также удержаться от слёз. Я ей сказал, что милый наш Никс много молится за нас и, конечно, в эту минуту радуется с нами. Слёзы с меня так и текли. Я её спросил, может ли она любить ещё кого-нибудь, кроме милого Никса. Она мне отвечала, что никого, кроме его брата, и снова мы крепко обнялись».

В экспозиции музея находится только портрет Марии Фёдоровны. Он, несомненно, приковывает к себе внимание, так как написана императрица необычно. На тёмном однотонном фоне мы видим её светлый и нежный облик, словно выявленный из темноты. Художник использует интересный приём: он хорошо и чётко прорабатывает её лицо и ювелирные украшения, а всё остальное даёт схематично. Удивительно выполнены глаза: глубокие, чувственные, они смотрят прямо с холста пронизывающим взглядом. Наряд императрицы, знаки отличия и фон даны несколькими взмахами кисти. Но мы всё равно видим и понимаем, что ткань – это действительно ткань, металл – это металл, и даже муаровая лента хорошо узнаваема по своим переливам. Совершенно иначе написан великолепный гарнитур из сапфировых камней синего королевского цвета, который украшает нежную шею и плечи императрицы. Изысканный русский кокошник, свидетельство того, что она очень любила Россию, тоже украшен сапфирами. И хотя художник пишет Марию Фёдоровну такой изящной и тонкой, в жизни она была очень сильной женщиной. Императрица возглавляла Российское общество Красного Креста, была шефом полков Кавалергардского и Кирасирского, а также Гвардейского экипажа. Мария Фёдоровна вместе с супругом Александром III создавала фонды Русского музея.

Сильной и нежной, тонкой и мужественной была эта удивительная женщина, но художник, заключая портрет в овал, ещё раз подчёркивает её необыкновенную женственность.

Так, благодаря мастерству Кон­стантина Маковского, благодаря тому, как он её написал, как передал её глаза, которые заставили нас остановиться перед портретом, у нас появилось огромное желание познакомиться с семьёй Романовых. Прочитав историю жизни самой императрицы и вернувшись к портрету, мы начинаем смотреть на эту хрупкую, милую женщину совсем другими глазами. Мы словно заново увидели Марию Фёдоровну, жизнь которой сложилась таким образом, что ей пришлось стать невестой двух братьев, затем родить сына, последнего императора российского престола, и потерять всё это.

Стоя перед портретом императрицы, любуешься и наслаждаешься живописью, удивляешься личности, вспоминаешь историю. Такие уникальные произведения служат напоминанием о великом, о вечном, о прекрасном…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры