издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как рождаются картины

  • Автор: Владимир ЩЕРБИНИН

По мнению Пикассо, «занятие живописью стряхивает бытовую пыль». Каким же образом художники входят в творческий процесс, активизируют своё воображение и свои эмоции, как они отключаются от повседневных проблем, от «бытовой пыли»?

Многие представители экспрессионизма употребляли абсент  (настойка полыни на спирту), который обладает слабыми наркотическими свойствами. Другие художники, чтобы «расширить сознание» и получить новое видение, прибегали к лёгким наркотикам, но это тупиковый путь. К примеру, всемирно известный Джексон Поллак входил в состояние транса и кистями рук разбрызгивал краску по большому холсту, расстеленному на полу. Таким способом была выполнена его знаменитая картина с чёрными вертикальными полосами.

Во время сна человек продолжает творить. Широко известен пример Менделеева, который во сне составил свою таблицу химических элементов. Сальвадор Дали перед сном ставил возле кровати медный таз, в который клал ключ от замка и привязывал его к пальцу руки. Во время сна, когда художник неосознанно двигался,  ключ, перемещаясь по тазу, своим звуком будил его. Дали сразу зарисовывал увиденное во сне, чтобы не забыть, и засыпал снова. Близких друзей он приглашал в свою «творческую лабораторию», в которой хранились его «инструменты» для творчества – разные камешки, стёклышки, пёрышки птиц и другие мелкие безделушки. Рассматривая эти предметы, художник мысленно выстраивал свои будущие произведения.

Жан Дюбюффе во время телефонных разговоров машинально чертил шариковой ручкой разные фигуры. Когда их накопилось достаточное количество, он обнаружил в них интересные закономерности. Так было создано новое направление в живописи – бесформенное, или бессознательное, искусство. Затем Дюбюффе стал анализировать детские рисунки и произведения душевнобольных. Им была выполнена знаменитая картина, на которой он изобразил женщину, используя ракушки, мелкие камни и крылья бабочек.

К вопросу о психических нарушениях, которые нередко проявляются у художников. Во время творческих кризисов живописцы порой испытывают тяжёлые потрясения. Всем известен случай из жизни Ван Гога, который в период душевного кризиса отрезал часть своего уха.

Среди художников ходит шутка: отмечается День геолога, день медицинского работника, День космонавтики, а Дня художника нет. Художники отмечают свой профессиональный праздник в День пограничника. Почему? А потому что многие из них находятся в так называемом «пограничном» состоянии.

Ив Клейн, основатель стиля живописи «новый реализм», под звуки своей монотонной симфонии входил в творческое состояние. Методы создания его работ были такими. Он прижимал к поверхности холста натурщиц, облитых фиолетовой краской, разработанной им же. В его творчестве роль кистей выполняли тела самих моделей.

Известный российский художник Михаил Шемякин просит свою домработницу не мыть раковину сразу после утреннего туалета. Рассматривая капли с зубной пастой, разбрызганные хаотично, он находит в них сюжеты для некоторых своих работ.

Один мой знакомый художник из Иркутска сказал, что он перед написанием картины «отбрасывает сознание от себя, а затем делает всё на автомате».

Сам я, перед тем как начать писать картину, выполняю свой «ритуальный танец»: «обозначаю» пространство вокруг криком или пес­ней, «делаю пространство своим». И только затем приступаю к работе.

Приведённые примеры, а их можно продолжать ещё, показывают, что все художники применяют свои, часто специфические, порой не­обычные приёмы, которые помогают им переключиться на «творческую волну».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры