издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Следующий этап зависит от тебя»

Экономика должна быть экономной, а производство – бережливым. Лозунги, звучавшие десятилетия назад, актуальны и сегодня. Соответствовать им учат и в школах, и в университетах, и на работе.

«Повышение производительности труда – ключ к развитию российской экономики» – следуя этой тенденции, ОАО «Иркутская электросетевая компания» организовало практические занятия по развитию производственной системы для студентов Иркутского энергетического колледжа.

Филиал ОАО «ИЭСК» «Восточные электрические сети» (ВЭС) в этом году отмечает 65-летний юбилей. Накоплен огромный опыт в части эксплуатации оборудования, сформировались свои традиции и определённые устои. Вполне закономерно, что филиалу-долгожителю, как наиболее зрелому подразделению компании, доверена задача по проведению самого ответственного из этапов обучения – практического обучения студентов, во время которого есть возможность поделиться бесценным опытом с подрастающим поколением и вовлечь его в процесс непрекращающегося поиска улучшений.

Новое поколение специалистов

Учёба начинается с азов – основ бережливого производства. Курс под таким названием студентам Иркутского энергетического колледжа читают с 2008 года. С того момента, как учебное заведение подключилось к проекту «Рабочие нового поколения». «Но En+ ставит перед нами и другую задачу: увеличить количество часов, чтобы студенты знали ещё больше и изучали именно развитие производственной системы, – сообщает заместитель директора по учебной работе Иркутского энергетического колледжа Наталья Валентиновна Полубенцева. – Иными словами, то, как принципы ПС применяются непосредственно на энергетических предприятиях. Поэтому мы на заседании попечительского совета обратились к «Иркутскэнерго» и Иркутской электросетевой компании с просьбой, чтобы нам лекции прочитали производственники». Это предусмотрено в программе сотрудничества с ПАО «Иркутскэнерго», рассчитанной на 2013–2017 годы. Подобная работа ведётся и с ОАО «Иркутская электросетевая компания».

В целом по ОАО «ИЭСК» программа обучения студентов состояла из трёх модулей. Первый – инструменты производственной системы. Второй – влияние развития производственной системы на достижение стратегических целей компании, ключевая из которых состоит в обеспечении надёжного, бесперебойного электроснабжения потребителей. Третий – практическое обучение. В связи с большим количеством обучающихся на практическом этапе решением директора филиала Алексея Ивановича Садохина обучение студентов проводили одновременно на трёх учебных площадках полигона Эхирит-Булагатского РЭС. Такое решение принято с учётом большой практики работы филиала работы со студентами и богатого производственного опыта Алексея Ивановича, который сказал: «Только практика, только работа руками – иначе не поймут, а нам нужны кадры, воспитанные и подготовленные с учётом существующих реалий и требований». В данном вопросе технические руководители единогласно согласились с директором: «Теория теорией, а пока руками не потрогают, пока сами не получат реальный результат от своих идей на реальном производстве, правильно не поймут».

«Думай о заказчике»

Программа была готова в декабре, обучение по ней началось в феврале, сразу после окончания зимней сессии и каникул. Два дня в начале марта отдали под практические занятия на учебно-тренировочном полигоне Эхирит-Булагатского района электрических сетей, расположенном под Усть-Ордынским. Проводили их в духе мастер-классов по развитию производственной системы, которые проводят для сотрудников филиалов Иркутской электросетевой компании: есть задача из реальной жизни, которую надо решить, использовав стандартные инструменты – такие, как стандартизированная работа для выявления и оценки потерь в работе операторов, решение проблем методом «одна за одной», кайдзен-предложения.

К обучению студентов привлекли специалистов, имеющих огромный багаж знаний и практических навыков. Это заместитель главного инженера Александр Барсуков, начальник Эхирит-Булагатского РЭС Валерий Казанцев, заместитель начальника РЭС Алексей Марков и мастера сетевого участка Василий Осокин и Владислав Павлов.

В первый день на полигон приехали 30 студентов, во второй их было уже 35 – разделили на три команды. Каждая из них, решая свою задачу, должна была подготовить «участок работ» для следующей. «Есть такой принцип: думай о заказчике, – подчёркивает руководитель группы повышения эффективности производства ВЭС. – О том, кто идёт дальше по производственной цепочке. От некоторых ребят я слышал что-то подобное: следующий этап зависит от тебя». Практически конвейер, для нужд которого первоначально и задумывались инструменты производственной системы. Пусть и со спецификой, характерной для далёкой от того же машиностроения энергетики.

«Нашим первым заданием была подготовка вязок для следующей команды, которая крепила изоляторы. На этапе подготовки вязок с нами занимался мастер сетевого участка Владислав Романович Павлов, – рассказывает студент 4 курса Иркутского энергетического колледжа Владимир Гаврилов, обучающийся по специальности «Электрические станции, сети и системы». – Я лично занимался хронометражем, определял потери времени». Вязка – это кусок жилы, с помощью которого провод линии электропередачи крепят к изолятору. На первый взгляд, процесс её подготовки прост и отработан до автоматизма: от бухты провода отматывают кусок нужной длины и отрезают. Однако и в нём остаётся пространство для сокращения потерь времени. «Я предложил сделать некую гильотину с линейкой, на которую можно положить провод, отмерить ровно столько, сколько нужно, и отрезать, – замечает Гаврилов. – Можно сказать, это был мой кайдзен».

– После у нас были перемещения, и следующим этапом стало крепление провода к изолятору с использованием подготовленных коллегами-студентами вязок. Тут нас координировал Василий Иосифович – специалист, который всё объяснил и не скупился на советы и вопросы: «Как лучше сделать? Как проще для вас?», но при этом периодически напоминал: «Не забывайте про охрану труда». Далее перемещение на этап по ошкуровке опор – самый трудоёмкий этап, где руководил Александр Викторович Барсуков, вот на этом этапе мы попотели и начали думать, как сделать проще, удобнее и быстрее.

После прохождения всех этапов мы провели мозговой штурм, как нам рассказали специалисты ВЭС – с использованием метода «5 почему», по результатам которого рассказывали остальным группам и преподавателям свои предложения. Оценивали, оспаривали и поддерживали друг друга. В общем, было интересно. Мне очень понравилось.

«Две-три идеи взяли на заметку»

Идея сразу заранее подготовить набор необходимых для установки опор и крепления проводов к изоляторам инструментов пришла его однокурсникам на следующих этапах. Предложения использовать более мощные болторезы вместо ручных ножовок, подставки под опоры при ошкуровке, более удобный инструмент вместо лопат, сокращать переходы и многие другие высказывались будущими специалистами. Все озвученные идеи в конечном счёте служат одной цели – развитию существующей производственной системы. «Ценные для компании предложения, которые родились у студентов по итогам практического обучения, о том, как лучше выполнить работы по этапам, где они работали, какие при этом использовать приспособления и инструменты и как сократить потери, мы с заместителем главного инженера взяли на заметку и в перспективе внедрим их. Само по себе важно, что они их сформулировали, выйдя к доске, рассказав о результатах проделанной работы. Мы отметим наиболее активных ребят, которых готовы принять на работу после защиты дипломов», – говорит Алексей Иванович.

ИЭСК и En+ Group в целом, обучая развитию производственной системы, совместно решают стоящую перед ними очень важную задачу по созданию кадрового резерва из рабочих нового поколения. «Поэтому практические занятия будем повторять, а учебную программу совершенствовать с учётом как видения ситуации и пожеланий производственников, так и мнения специалистов энергоколледжа», – заключает Наталья Полубенцева.

 

Читайте также
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры