издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под крышей дома своего

Директору Иркутского областного академического драмтеатра Анатолию Стрельцову – 60 лет

  • Автор: Олег БЫКОВ, «Восточно-Сибирская правда»

Здесь всё радует глаз: и яркая позолота лож, и многочисленные канделябры, и мягкий бархат кресел, и лепные украшения на стенах. Всё это завораживает и манит в прекрасный мир, название которому – театр. Помните, у Пушкина: «Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла – всё кипит…». Наша беседа с человеком, для которого эта сказка является былью, точнее, его бытиём, наполненным каждодневными хлопотами, радостью общения с искусством, всем тем, без чего он не представляет своей жизни, – мы беседуем с директором Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолием Стрельцовым. Тридцать лет назад он, потомок донских казаков, появился в Иркутске, сроднился с Сибирью, Байкалом, с театром, ставшим для него смыслом жизни. С этого и начался наш разговор. Заметим, кстати, что Анатолий Андреевич ровно на сто лет младше своего театра. В эти дни моему визави исполняется 60 лет.

Стрельцов Анатолий Андреевич родился в 1950 году в городе Азове Ростовской области. В 1973 году окончил Ростовское театральное училище, а в 1985-м – Ленинградский  государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «Экономика и организация театрального дела». Анатолий Стрельцов работал в театрах Новочеркасска, Архангельска, Ярославля, в Московском академическом театре им. Моссовета. С 1981 года занимал пост заместителя директора Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, спустя пять лет стал директором театра. Анатолий Андреевич – заслуженный работник культуры РФ.

– Итак, Анатолий Андреевич, вы стали сибиряком, укоренились на иркутской земле, и весьма основательно…

– Да, тридцать лет минуло с той поры, как мы с Наташей, женой, перебрались в Иркутск. Конечно, город покорил, равно как и природа, Байкал. Но самым главным подарком судьбы стало знакомство и тесное сотрудничество с множеством замечательных людей, благодаря которым я и стал тем, кем являюсь. Они помогли мне поверить в себя, утвердиться. Валентин Распутин, Марк Сергеев, Борис Говорин, да что говорить – Иркутск всегда был богат на таланты, на личности яркие, незаурядные.

В то время, в восьмидесятых – начале девяностых, мы жили азартно, с огоньком, совсем как в песне «Как молоды мы были». Заводилами были Серёжа Дубровин, Володя Матиенко, Саша Гимельштейн, да разве назовёшь всех, с кем и спорить приходилось, и проблемы обсуждать, – словом, вся атмосфера тех лет звала к действию, к ломке стереотипов, к созиданию.

– Известно, что в своё время вы имели возможность остаться в больших городах на западе и юге России, что поступали и лестные предложения из Москвы…

– Да, городов и весей я повидал предостаточно. Но, поверьте, такого трепетного отношения к театру, к театральному искусству, как здесь, в Иркутске, мне встречать не доводилось. Это отношение ощущается на генетическом, я бы сказал, уровне. Целые поколения с младых ногтей впитывают любовь к театру вообще и к нашему в частности. В этом году мы отмечаем юбилей – своё 160-летие. Сюда приходили деды нынешних театралов, родители, которые и своих ребятишек, ещё малолетних, приводили за руку, и я уверен: эти встречи заронили немало добрых устремлений. Именно благодаря театру мне посчастливилось сблизиться со многими интересными людьми. Как не хватает мне сегодня безвременно ушедшего Игоря Карповича Зусмана, юмориста, тончайшего знатока и ценителя культуры, сценического искусства. И как не вспомнить добрым словом Славу Филиппова, Володю Ивашковского – мне от них доставалось, бывало, но и я спуску не давал, что, в общем-то, только скрепляло наши тёплые дружеские отношения. Что и говорить, жили и дышали воздухом искусства, творчества!

Мы не перестаём удивляться великолепию и самого здания, и интерьера. Это просто чудо, настоящий праздник архитектурного искусства. Каково содержать его в порядке, сохранять, да что там говорить – приумножать эту красоту?

– Скажу откровенно, очень даже непросто, я имею в виду и финансовую сторону. Разве можно забыть вторую половину 90-х, когда проводилась реконструкция театра? Без преувеличения, это была целая эпопея, настоящая народная стройка, одним из инициаторов и руководителей которой стал сам губернатор Борис Говорин, чьё трепетное отношение к театру общеизвестно. Не случайно его заслуги в проведении реконструкции отмечены премией «Золотая маска».

Вспомним лихие 90-е, когда многое рушилось и на этом фоне развернулось грандиозное по масштабам движение. Тогда общая цель дать театру новую жизнь, оснастить его современным оборудованием, новыми помещениями объединяла многих: и архитекторов, и строителей, и писателей, и журналистов. Заседания штаба стройки походили на настоящие баталии, и здесь были свои лидеры – Борис Говорин, Антон Шлойдо. До сих пор у нас работает опытнейший инженер Юрий Александрович Ладейщиков – это и его заслуга, что всего за два года здание было отреставрировано, стало ещё красивее и величественнее. Шутка сказать, на весь объём работ была затрачена астрономическая, сумасшедшая по тем временам сумма – 500 миллионов рублей. Вот я и говорю: ну как не любить всех этих неравнодушных людей!

– Сколько за все эти годы было бурь, штормов. Надо полагать, нелегко приходится капитану, чтобы корабль не сошёл к курса, не сломался, не сел на мель?

– Что и говорить, театр – это не только артисты, кстати, труппа у нас  насчитывает 50 «штыков». Это множество других служб, цехов. И моя задача как директора – объединить людей, нацелить, сделать всё, чтобы работала команда единомышленников. О себе думать некогда. Играть в поддавки не умею. Ты – руководитель, ты в ответе за всех, с тебя спрос. Не распускай нюни, не обижайся, не пузырись, действуй,  как того требуют обстоятельства, чувство долга и справедливость.

– В одном из своих выступлений перед студентами вы заметили, что охлопковский театр – это одна большая семья, дом, в котором все на виду…

– Быть коллективом, одной командой крайне и крайне непросто. Попробуйте при отсутствии надлежащего законодательства не поддаться искушению заняться зарабатыванием денег, скатиться на рельсы шоу-бизнеса, когда моду диктуют разного рода низкопробные антрепризы. В таких условиях семья, дом не состоятся. Достаточно взглянуть на наш репертуар, чтобы убедиться: мы не ищем одной лишь развлекаловки. Предпочтение отдаём классике, спектаклям, повествующим о человеке, его месте в мире. При этом стремимся быть современными, интересными для самых разных категорий зрителей. Отсюда и климат в нашем общем доме – благожелательный, по-настоящему деловой. Сообща отмечаем дни рождения, открытия сезона, для старейших артистов организуем бенефисы, к услугам желающих бассейн, сауна, тренажёрный зал – всем этим мы обзавелись в результате реконструкции. На гастролях – как в собственной стране, так и за границей – пытаемся ознакомиться с культурными ценностями, обычаями того или иного региона, города, страны. Словом, живём!

– «Ты хочешь, чтобы твои песни не умирали? Пой о сердце человека». Не помню, кому принадлежат эти слова, но они, на мой взгляд, весьма точно определяют кредо охлопковцев – говорить о вещах и проблемах, волнующих зрителя. Не исключено, что именно это обстоятельство служит гарантией успеха у публики, в том числе на гастролях в стране и за рубежом. Кстати, где вам довелось представлять иркутскую, охлопковскую школу?

– Бывая на гастролях, мы прекрасно понимаем, что уровень нашей работы – это не только лицо театра, но и престиж области. Понятное дело, перед выходом в гости человек приводит себя в порядок, чистит свой костюм, особым образом настраивает себя. Так и гастроли: они помогают держать форму, мобилизуют артистов, заряжают духовной энергетикой, которая затем возвращается к зрителю. Что касается географии наших гастролей, то здесь есть что вспомнить, ведь всюду, где приходится выступать, артисты оставляют частицу своей души. За последние годы театр демонстрировал своё искусство во всех республиках СНГ, в Баку, Ташкенте, Бишкеке, Ростове, Москве и других городах. Нашим артистам аплодировали зрители США, Германии, Японии, Польши, Болгарии, и, честное слово, каждая такая поездка буквально окрыляла, дарила незабываемые минуты общения, духовного родства. При этом замечу: гастрольные поездки не приносят прибыли театру. Но как много они дают!

– 160 и 60! Не правда ли, символично это совпадение – сошлись два юбилея. Уж не мистика ли это?

– Нет, не думаю (смеётся), тем не менее приятно, что объект моего обожания, храм искусства, намолённое место, ради которого я сегодня живу, является таковым и для моих многочисленных друзей, просто знакомых и незнакомых театралов. Так было угодно судьбе, что ровно через сто лет после появления этого чуда в Иркутске на тихом Дону родился казачий сын Толя Стрельцов. Моего деда, потомственного казака, звали Пуд Иванович, знаю, что пел он в церковном хоре, был старостой в храме. Мама, Анфиса Пудовна, была глубоко верующим человеком, ревностно соблюдала религиозные обряды и обычаи. Кто знает, может быть, это качество – видеть божественное начало в людях и вещах, тебя окружающих, – где-то передалось и мне. Ведь это очень важно – жить в согласии с собственной совестью, верить в удачу, несмотря ни на что. Ведь счастье, как заметил Вампилов, – это предчувствие счастья. Сколько бы лет тебе ни было.

– А мне вспоминается Кафка: «Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет». Это точно о вас, Анатолий Андреевич! Под занавес мне остаётся лишь поблагодарить вас за беседу и, конечно же, поздравить с юбилеем. Доброго здоровья, удачи для вас, ваших друзей и близких!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры