издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Продолжение «Диалога»

  • Автор: Светлана ЖАРТУН, для «Восточно-Сибирской правды»

Литературный театр «Слово» открылся при Доме литераторов имени Петрова в Иркутске. Его рождение совпало с 30-летним юбилеем театра «Диалог», на базе которого и создан новый творческий коллектив.

Идея литературного театра витала долго. Многие коллективы  показывали спектакли, в основе которых лежала проза, но постановок в чистом жанре, не игрового, а  литературного театра, до последнего времени не было. Произошло это событие благодаря режиссёрским устремлениям основателя «Диалога» Валентины Просекиной и директора Дома литераторов Юрия Баранова. Просекина переводила на театральный язык рассказы Валентина Распутина, а Баранов организовывал для спектакля игровое пространство. В актовом зале он построил сцену, оснастил её светоаппаратурой, подвижными ширмами,  чёрным и белым занавесами –  излюбленными цветами театрального действия. 

Премьера удивила: зрителей, направляющихся в зрительный зал, на подъёме по  высокой мраморной лестнице здания приветствовали юноши и девушки, одетые в вечерние туалеты, в фойе камерный оркестр играл старинную музыку. Прелюдия была торжественной и красивой. Наконец раздался третий звонок. Актёры показали  на  новой сцене  рассказы «Встреча», «Что передать вороне», «Василий и Василиса». Проникновенная проза Распутина звучала в полутонах, в атмосфере задушевной  доверительности. Некоторые зрители плакали, ассоциируя  себя с героями рассказов или сопереживая драматизму событий,  происходивших с героями спектакля.

А сам «Диалог» начинался в 1982 году в Иркутском культурно-просветительском училище. Режиссёр-педагог Валентина Просекина, объединив преподавателей и учеников, поставила  спектакль «Страсти по Варваре» по пьесе Ольги Кучкиной. Спектакль в составе исполнителей был женским, трогательным, чуть наивным и задушевным. А следом стала возможна постановка спектакля «До третьих петухов» по Василию Шукшину. Возможно потому, что в женский коллектив начали приходить парни, и в таком количестве, что Просекиной пришлось объявлять конкурс.

Валентина Семёновна, вспоминая творческий путь своего коллектива, сравнивает его со строительством дома, основой которого являются «сваи» –  спектакли, повлиявшие на творческую судьбу театра либо на судьбы его участников. В 1980-е годы диалоговцы поставили спектакль-протест «Глоток чистой воды» по очеркам Распутина, протестуя вместе с писателем против строительства отводной трубы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Наверное, иркутяне старшего поколения помнят митинги, проходившие тогда в городе, и спектакль, вызвавший большой общественный резонанс. «Глоток чистой воды» запрещали, а коллектив находил возможности играть его вновь и вновь до момента, когда экологически не выверенное решение не было отменено.

В 1984 году Валентина Просекина со своим коллективом при поддержке областного  Дома народного творчества построила театр в энергетическом колледже: ребята оборудовали ступенчатую сцену, оснастили её театральной аппаратурой, оставляя пространство свободным. «Диалог» стал не просто театром, но и клубом и студией. Здесь после просмотра спектакля зрители  могли  остаться, принять участие в  разговоре об увиденном, являющемся поводом для размышлений о жизни, времени и о себе. Сюда приходили молодые люди, которые, прежде чем выйти на сцену, учились в студии азам актёрского мастерства, постигали тайны сценического перевоплощения.

Время быстротечно. В череде творческих событий «Диалога» было «Сносхождение» – спектакль, поставленный по пьесе сына Валентины Семёновны Алексея Просекина. Сегодня он живёт в Киеве, по-прежнему занимается журналистикой, а пьесы начал писать потому, что с детства был «отравлен» театром, от стремления языком драматургии выразить увиденное в воюющей Чечне. Рамки очерков Алексею были тесноваты, начали появляться пьесы, в которых он писал о войне, калечащей не только человеческие жизни, но и души. «Сносхождение» – это путь матери, который она проделала в поисках своего без вести пропавшего сына.

Спектакль по пьесе Алексея ставил режиссёр Владимир Дрожжин, а Валентина Семёновна в это время занималась драматургией Чехова и Вампилова. Согласитесь, редкий любительский театр отважится на постановку «Чайки», погружающей зрителей  в тайны человеческой души, проецирующей поведение  героев на человека вообще и конкретного, находящегося рядом с тобой или живущего в тебе. 

Пьесу «Старший сын» Вампилова режиссёр назвала «Все люди братья», вынеся на передний план утопическую идею идеального единения людей. Действительно, почему бы не представить мир, в котором человек человеку друг, товарищ и брат? Представить и перестать думать о том, что человечество для планеты Земля давно стало раковой опухолью.

С постановкой спектакля «Алые паруса» по Александру Грину в Иркутске родилось молодёжное театральное движение, центр которого прочно обосновался  в академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова. 

Переоценить значение театра «Диалог» в культурной жизни нашего города невозможно, как невозможно просчитать степень добра и созидания. Театр не просто показывает спектакли – на протяжении трёх десятилетий он формирует души исполнителей и тех зрителей, которые приходят на его постановки. Традициями «Диалога» с этого года наполняется литературный театр «Слово» – эта метаморфоза станет новой гранью  творчества коллектива и поворотом его судьбы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры