издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И к Торжку, и к Великим Лукам

И к
Торжку, и к Великим Лукам

Сергей ШМУКЛЕР,
член областного совета
ветеранов железнодорожных войск

В
железнодорожные войска я был
призван еще до войны, и служба моя
проходила в Белоруссии, у Полоцка, в
составе 8-го отдельного
узкоколейного батальона 6-й
железнодорожной бригады.

В апреле 1941
года батальон прибыл в Барановичи.
Разместившись в летних палатках,
приступили к строительству участка
железной дороги от Барановичи до
Тимковичи, народнохозяйственное и
оборонное значение которого было
огромное.

На рассвете 22
июня мы вышли из палаток, уже
поднялись на возвышенность, как
немецкие бомбардировщики
буквально зависли над городом, на
месте наших палаток чернели одни
воронки.

Вечером
поступил приказ — батальону отойти
к станции Столбцы, там находился
штаб бригады. 27 июня вражеские
танки, не сбавляя скорости,
приближались к Столбцам.

Два наших
бронепоезда из укрытий выдвинулись
к железнодорожному переезду и
орудийным огнем накрыли колонну.
Головные машины загорелись,
закупорив переезд. Но автоматчики
ринулись в атаку.
Воины-железнодорожники не
дрогнули, все поднялись в
контратаку. Наш удар был
неожиданным, смелым, и гитлеровские
солдаты пустились в бегство. Но на
правом фланге часть пехотных
подразделений врага ворвалась в
город и стала продвигаться к
центру. Завязались уличные бои.
Немцы подтянули артиллерию,
минометы, свежие силы. Наши
встретили и эту волну плотным
оружейным и пулеметным огнем. Но
наступающие немецкие части с
фланга пошли в обход. Командир
бригады принял решение выходить
всем из окружения небольшими
группами в район Могилева.

Мое
отделение пробиралось болотами и
лесом, в стороне от населенных
пунктов и шоссейных дорог. Наконец,
переправились через Березину и
вышли к месту сбора. Отсюда после
переформирования мы проводили
заградительные работы до города
Торжка. Именно здесь наша бригада
вошла в состав Калининского фронта
в октябре 1941 года.

Калининская
оборонительная операция (с 10
октября по 4 декабря 1941 года) для
войск Западного и Калининского
фронтов была суровым экзаменом.
Гитлеровские войска
превосходящими силами устремились
к Ржеву и Калинину. Противнику
удалось 14 октября ворваться в
Калинин, но советские войска в
активной обороне сумели нанести
удар по вражеской группировке,
прорвавшейся в направлении Торжка,
и вынудили части, нацеленные на
обход Москвы, перейти к обороне в
районе Калинина. А 5 декабря
началась наступательная операция,
и 16 декабря 1941 года город Калинин
был освобожден.

Когда
советские войска продвинулись до
города Великие Луки, нашей бригаде
была поставлена задача
восстановить железную дорогу и
связь до станции Великие Луки и
заняться эксплуатацией этого
участка. Здесь я попал во взвод
связи 53-й роты эксплуатации. Не было
почти ни одного дня без повреждений
связи от вражеских бомбардировок.
Затем, после освобождения Великих
Лук, мы вели восстановительные
работы до Витебска.

В это время
меня перевели в 6-й батальон
восстановления железнодорожной
связи. Здесь рельсы были проведены
до самой передовой — путь
заканчивался в пятистах метрах от
окопов пехоты. Вагоны с
боеприпасами приходилось
подкатывать ночами, порой вручную
всем батальоном, а восстанавливать
железнодорожное полотно и связь
под огнем противника.

Это уже была
зима 1943—1944 года. Потом — весенняя
распутица и подготовка советских
войск к предстоящему наступлению.
После освобождения Витебска
батальоны нашей бригады работали
днем и ночью, восстанавливая
железнодорожное полотно и связь,
чтобы не отстать от передовых
частей на территории Латвии к
городу Движку.

Ну, а потом?
Потом я и моя бригада оказались
далеко от германской границы — в
Иркутске!

В апреле 1945
года наша бригада была направлена
на строительство новой железной
дороги Иркутск — Слюдянка, по
которой сегодня мы все ездим. В
ноябре 1946 года я был демобилизован.

От
областного совета ветеранов:

Ждем ваших
откликов, ветераны Калининского
фронта, а также от родных и близких
фронтовиков. Напишите нам или
позвоните по телефону: 24-11-09, 34-04-43.
Наш адрес: 664011, г. Иркутск, ул.
Свердлова, 38.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры