издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С юмором по жизни

Если вы скажете, что не знакомы с Германом Орловым, то это значит, что последние 25 лет вы не включали радио, телевизор и не выходили из дома.

!I1!

Удивительные встречи дарит мне «блистательный Петербург»!

— Тебе надо обязательно встретиться с Орловым! Гера
— лучший эстрадник страны, — сказал мне как-то Евгений
Алексеевич Линд, еще один удивительный человек, личность
в Питере поистине легендарная, имя его занесено в «Золотую
книгу Санкт-Петербурга» (мой рассказ о Линде — в другой
раз).

Сказано — сделано. Герман Тимофеевич Орлов, народный артист
России, назначает мне встречу у себя дома.

Ба! Этому симпатичному, обаятельному мужчине — 81 год?!
Ему и семьдесят-то вряд ли дашь. А как же насчет того, что
«тяжела и неказиста жизнь эстрадного артиста»? Шутка…
(Позже я спрошу Германа Тимофеевича, в чем секрет его
молодости. И он ответит: «Надо ко всему относиться
с юмором. Иначе жить на свете нельзя. Когда человек
даже мелочи принимает очень близко к сердцу, переживает
за то, за другое, — все, считайте, он пропал»).

!I2!

Рабочий кабинет хозяина. О, какие афиши висят на стенах!
И на всех — его имя. Сначала просто Германа Орлова, с 1946 года — уже лауреата
Всесоюзного конкурса артистов эстрады, затем — заслуженного
артиста России и, наконец, — народного. Как писали раньше, это «большие
праздничные концерты мастеров искусств». Вечера сатиры
и юмора.

1951 год. В эстрадном концерте участвуют С. Образцов, М. Миронова
и А. Менакер, И. Любезнов, З. Гердт.

1959 год. Ансамбль «Дружба» и его солистка Эдита Пьеха,
руководитель Александр Броневицкий.

1974 год. Концерт «Гимн Ленинграду». Посвящается 50-летию
переименования Петрограда в Ленинград, 30-летию снятия
блокады. Народный артист России Бруно Фрейндлих, поэт
Вадим Шефнер, певица Мария Пахоменко…

1978 год. Программа «Ленинградцы — москвичам» в ГЦКЗ «Россия».
Участвуют композитор В. Соловьев-Седой, артисты Г. Карева,
И. Понаровская…

Старшее поколение читателей хорошо знает эти имена:
Николай Симонов, Рина Зеленая, Сергей Бондарчук, Ирина
Скобцева, Николай Черкасов, Борис Бабочкин, Николай Смирнов-Соколовский…

70-летие «Ленконцерта», юбиляра Германа Орлова (55 лет,
как он на эстраде!) поздравляют Эдуард Хиль, Александр
Розенбаум.

А какие артисты окружают Германа Орлова на фотографиях!
Вот он рядом с красавицами Аллой Ларионовой, Людмилой
Хитяевой, Кларой Лучко. А вот с Петром Глебовым, Марком
Бернесом и Элиной Быстрицкой на каком-то стадионе. (Стадионы —
кстати, видно на снимках — переполненные). Концерт
в Кремлевском Дворце съездов и снимок на память с Павлом
Кадочниковым. Народный артист СССР Борис Андреев (фильмы,
сделавшие его знаменитым, — «Трактористы», «Илья Муромец»,
«Истребители», «Кубанские казаки», «Сказание о земле
Сибирской», «Большая жизнь», «Два бойца». И это еще
не все!). Один из самых близких друзей — Иван Переверзев
(знаменитый «Адмирал Ушаков». Можно еще вспомнить «Дело
«пестрых», и «Мичмана Панина», и «Тишину»…).

С любопытством рассматриваю фотографии, на которых запечатлены
съемки фильмов. Наш герой — в картине «Свояки» (по
новелле Василия Шукшина «Свояк Сергей Сергеевич»), «Ленфильм»,
1979 год. Билли Бонс в фильме Сергея Снежкина «Цветы
календулы», 1999 год (за эту роль Орлов удостоен премии
«Гран-при» на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу»).
Фильм Виталия Кольцова «По 206-ой», «Челюскинцы» Михаила
Ершова, «Ночная смена» Леонида Менакера, «Я тебя первый
увидел» Валерия Быченкова. С Василием Беловым в Вологде
на съемках фильма по повести этого писателя «Африканыч». И знаменитые «Менты» и «Убойная сила»…

— Сколько лет вы на эстраде?

— 60 с гаком. Первый концерт прошел в 1941 году, как
только началась война. Я был юнгой, а потом матросом,
артистом военного театра Краснознаменного Балтийского
флота — все 900 дней блокады Ленинграда.

— И сегодня, мне говорили, вы выступаете, поете песни,
куплеты, ведете концерты, читаете фельетоны…

— А как же! Конечно.

Рассматриваю старую программку (1985 год) спектакля
«Мир дому твоему» Аркадия Райкина с его автографом — «Славному
Герману». И не могу не спросить:

— Герман Тимофеевич, вы были знакомы с Райкиным?

— Я работал у него в театре. Это было в 1953 году.
Он пришел как-то во время моего спектакля ко мне за
кулисы в Театр эстрады и пригласил работать в свой театр… Я
год проработал у него и ушел. Мне было неинтересно,
потому что я тогда создал свой коллектив и мы разъезжали
по стране. А «на подхвате» — не хотелось…

А недавно я стал лауреатом премии имени Аркадия Райкина.
Вот такое звание прибавилось.

Кстати, вчера был в Театре эстрады у Кости на спектакле
(«Сатирикон» Константина Райкина приехал на гастроли
в Петербург.
От авт.).

С кем из артистов за 60 лет только не работал Герман
Орлов! От многих-многих имен дух, как говорится, захватывает.
Легенды, достояние страны, суперзвезды… А звезды,
как известно, часто очень капризны, высокомерны.

— Как вы терпели звездные «закидоны», Герман Тимофеевич?

— Да вы что! Боже сохрани! Может быть, с кем-то другим
они и капризничали… Я же вел программу, строил сюжет,
как мне удобно было, распределял, кто третьим номером
пойдет, кто — вторым или последним. Подхалимничали
передо мной поэтому. (Рассмеялся). Шучу, конечно.

У нас всегда был очень дружный коллектив, все было прекрасно.
Я вспоминаю о тех днях с теплотой и радостью, я просто
счастлив, что у меня все это было…

Я со всеми артистами любил работать. Были большие, солидные
площадки — Театр эстрады, Театр комедии, клуб МВД,
Дворцы культуры на 600—700 мест, стадионы; были и какие-то
слабенькие концерты и слабенькие площадки. Но я везде
старался держать марку.

— Вы были востребованы?

— О-о! Я настолько был востребован на эстраде, что
у меня не было возможности сниматься в кино. Меня приглашали,
но я не мог — все время на гастролях! В 60—70-е годы
я как минимум полгода находился вне Ленинграда. Зимой,
правда, редко выезжали на гастроли, а фильмы снимали,
как правило, летом или осенью, весной. Но все равно
я снялся более чем в 40 картинах.

— Сегодня практически ни у кого из артистов нет в концертах
конферансье. Жанр умер?

— Вместе с тем, что разрушилась страна, разрушились
и какие-то жанры на эстраде. Думаю, конферансье был
бы востребован. Но нет же концертов! Так называемых
сводных (или сборных), какие были раньше. Приезжает
господин Задорнов. Или Петросян. Зачем им конферансье?

И сатиры сейчас нет. Раньше она очень хорошо воспринималась
публикой, была «на острие ножа». А сейчас вроде бы
говори что хочешь, критикуй (вон нашего президента как
рисуют — и таким, и эдаким), а сатиры настоящей нет.
Что, разве нет тем? Да сколько угодно. Но народ отвык от этого, ему юмор
подавай. Лишь бы «га-га-га» — посмеяться. Юмор стал каким-то
идиотским. Ну да, другое время наступило…

— Какие-то концерты сейчас есть у конферансье?

— По ресторанам. Под рюмку водки. (Вздыхает). Весь
юмор сегодня строится на том, что «этого не может быть».
Смешно? Уцелели номера с идиотскими байками.

— А вас наказывали «в те еще времена» за острые выступления?

— Было. Разве не наказание, что два раза посылали мои
документы на звание и оба раза они возвращались обратно?
Лишь в 60 лет я с трудом получил звание заслуженного
артиста России. И «народного» дали только в 2002 году,
к очередному моему юбилею.

Мне такие втыки делали! Только за то, что очень круто
на эстраде выступал. Наши высокопоставленные чиновники этого
не любили, не нравился я им, ну что поделаешь? Но я
горжусь, что занимался таким острым жанром…

В свое время я исколесил всю страну. Фактически нет
такого города, где я не побывал…

— А в Иркутске были?

— И в Иркутске. Сейчас я тебе что-то покажу.

На свет извлекается Почетная грамота артисту Ленинградского
отделения Всесоюзного гастрольно-концертного отдела
за высокое исполнительское мастерство на празднике искусств,
посвященном XXII съезду КПСС и 300-летию города Иркутска.
Ее подписали 18 июля 1961 года секретарь Иркутского
ГК КПСС А. Шешуков и председатель исполкома Иркутского
городского Совета депутатов трудящихся Н. Томенко.

— В вашем городе я представлял Марину Ладынину, Сергея
Мартинсона, Зою Федорову, Бориса Андреева. С нами был
популярный тогда негритянский певец Тито Ромалио. И
Петя Глебов, и Люда Хитяева — как они были популярны!
Тогда на экраны только-только вышел фильм «Тихий Дон»,
где они играли.

Наверное, многие иркутяне вспомнят те праздники на стадионе
в 1961 году. Я, правда, забыл его название и месторасположение,
но помню, что он был скромненький.

Режиссером той программы был Илюша Рахлин (имя в Петербурге
известное — народный артист России, художественный
руководитель мюзик-холла.
От авт.) Он умер недавно,
похоронили его у нас в Комарово…

Я всегда аккуратно вел записные книжки. Смотри: 1961
год. «Кавалькада искусств» по городам Дальнего Востока
и Сибири, участвовали звезды советского кино и эстрады.
К вам мы добирались самолетом из Хабаровска. Из-за дождя
нас не выпускали.

14 июля. В 11 утра прилетели наконец в Иркутск.
Гостиница «Центральная», номер 472. Концерт в драмтеатре,
четыре концерта на стадионе. Аншлаги! 18 июля были в
Ангарске…

И это еще не все. В одном из альбомов Г.Т. Орлова я
вижу аккуратно наклеенную вырезку из своей родной «Восточки»!
Читаю маленькую заметку о том, что в апреле 1951 года
в редакции состоялась встреча с артистами — лауреатом
Всесоюзного конкурса артистов эстрады Германом Орловым
и другими.

— Видишь, я все храню! — улыбается Герман Тимофеевич.

Я рассказываю ему о том, что газета, в которой о нем
написали полвека назад, готовится отметить свой юбилей
— 85-летие. И в ответ слышу:

— Как бы я хотел приехать к иркутянам!.. Поздравляю
вас. Так держать и дальше!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры