издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Захлестнет ли город мусорная волна?

Побывав на стажировке в городе Дижоне, что в Бургундии, директор Иркутского муниципального спецавтохозяйства по вывозке мусора Сергей Побойня был опьянен... нет, не отменным бургундским вином -- уровнем организации благородного дела очистки во французской провинции. Под эгидой службы урбанизации здесь отлажены все цепи процесса ликвидации отходов: сортировка, уничтожение, утилизация -- все делается по самым современным технологиям. Чего только стоят машины, на которых вывозится мусор! Не машины, а мечта: новехонькие, навороченные, в кабине компьютер сразу фиксирует, какой вес принят от клиента, месяц отъездил -- строго счет за услуги. Красота да и только! Неудивительно, что европейские города вызывают у наших туристов белую зависть своей чистотой и ухоженностью.

Как часто мы рассуждаем об этой вожделенной чистоте
западных полисов, начем свет стоит ругая городские хозяйственные
службы за грязь и неудобства на наших улицах. А между
тем эти санитарные службы, не зная отдыха, несут свою
нелегкую вахту. Спецавтохозяйство, например, единственный
день в году не выходит на работу — первого января.
Это стартовый день нового года, в который большинство
из нас поздно просыпается и редко кто занимается выноской
сора из избы. Вот мусорщики и позволяют себе маленькую
паузу в своем нескончаемом дежурстве по городу. Все
остальные дни бесперебойно машины САХ караванами везут
выбрасываемый хлам на городскую свалку. За год предприятие
очищает городскую территорию от 700 тысяч кубометров
дряни.

Директора спецавтохозяйства Сергея Побойню пришлось
долго ждать, в назначенное время он меня не встретил:
был вызван в администрацию. Вернувшись, поделился острым
вопросом, который сейчас безотлагательно решается мэрией.
Настоящим наказанием для городского порядка стали картонные
коробки, которыми ежесуточно разрешаются многочисленные
розничные точки. Понаблюдайте, сколько коробок выбрасывается
за день из одного только торгового ларька. А что говорить о
наших крупных массовых рынках. У «Фортуны», у «Ручейка» на
Синюшке к вечеру вырастают пирамиды опустевшей картонной тары,
опорожнившимися коробками «Паруса» обильно начинены несчастные
ново-ленинские болота. С этим побочным эффектом от торговой
активности надо что-то делать, его надо собирать и утилизовать.
Но где? Прежде на территории нашей области этим занимались
два завода — Селенгинский ЦБК и Черемховский картонно-рубероидный.
Теперь первый скуплен собственниками из Подмосковья
и переживает демонтаж оборудования, в дальнейшем, возможно,
готовясь к смене профиля, а второй вообще стоит. Иркутские
картонные реки готовы принять алтайские, омские, даже
тольяттинские утильщики. Одна беда: себестоимость вывозки
слишком высока. Буквально на следующей неделе первые
пять вагонов (а это около 150 тонн коробочной макулатуры)
будут отправлены в Хабаровск. Уже выписаны командировочные
специалистам, которые сопроводят груз и познакомятся
со стандартами приемки, с ее условиями и режимом. Сейчас
ведутся последние согласования по стоимости вагонов.
Вероятно, транспортировку оплатит городской экологический
фонд. Будет ли переброска бэушной тары на восток хоть
сколько-нибудь окупаться, весьма сомнительно. Но заниматься
этим необходимо, чтобы Иркутск не накрыло мусорной волной.

Еще одна проблема, от которой напрямую зависит чистота
территории города и свежесть воздуха в нем, — проблема
сознательности всех тех, кто, собственно, и производит мусор.
Городским отделом охраны окружающей среды разработан «Порядок
обращения с отходами производства и потребления на территории
города Иркутска». Согласно этому документу все природопользователи
обязаны декларировать объем мусора, который необходимо вывозить
с их территории, и в соответствии с декларацией заключать договоры
с перевозчиками. Однако практика показывает, что хозяйствующие
субъекты всячески лукавят, стараясь приуменьшить свои
хламообразующие способности, а в некоторых случаях даже
продекларировать количество производимого мусора ниже
нормативного. Так, например, многие киоски, продающие
мороженое, продекларировали по три кубометра мусора
в год, в то время как нормативом для них установлены
шесть кубометров. В Правобережном округе бдительно отнеслись
к этому моменту и вынудили киоскеров честно подписаться
под декларациями о шести кубах отходов. Каждая окружная
администрация должна ответственно проконтролировать
соответствие всех мусорных деклараций в своих границах
реальным объемам захламляемости, выявить, кто из декларантов
поскромничал, и обязать их перезаключить договоры на
вывозку, точно отражающие эти фактические объемы. Наиболее
успешно эта работа отлажена в Ленинском округе. В других
она еще дает значительные погрешности. Как сообщил нам
Сергей Побойня, нередки ситуации, когда, скажем, свердловская
администрация подает в САХ списки точек, где необходимо
поставить дополнительные мусорные контейнеры, а если
посмотреть по заключенным на вывозку договорам, то количество
контейнеров и так превышает норматив. Значит, имеет место
разрыв между «узаконенным» мусором и накапливаемым фактически.

По мнению Сергея Викторовича, не дорабатывают в борьбе
с засоренностью и жилищно-коммунальные службы. Дворники
отпускаются на выходные в самые критические для города
дни. Например, в те же новогодние каникулы они позволяют
себе роскошь брать нерабочий интервал с тридцать первого
декабря по второе января — как раз в то время, когда
стреляет пиротехника, распивается пиво и прочие горячительные
напитки прямо на городских улицах и во дворах.
Нет у наших дворников и привычки
разрубать выброшенные елки, чтобы сложить их в контейнеры.
А уж тем более расчленять «списанные» населением диваны
или шкафы. Хотя это намного упростило бы работу перевозчиков.
Оправдывать низкий энтузиазм работников метлы скудными
зарплатами, может быть, и резонно, но город от этого чище и
краше не становится.

Ну а если подняться над суетой тактических трудностей
и заглянуть за стратегические горизонты, то Иркутску,
конечно, нужны линии по сортировке и утилизации отходов.
И уже не однажды городская Дума подбиралась к осмыслению
этого вопроса. Но, увы, пока чисто умозрительно: слишком
вопрос этот дорогой. Завод по сортировке отходов стоит
порядка 40 миллионов рублей. Станки без модулей и строительства
— 20 миллионов. Утилизация еще дороже. Картонно-делательная
машина потянет на все 300 миллионов. И все же стоило
бы начать такое оборудование приобретать, иначе город
и впрямь захлестнет мусорная волна.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры