издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Разбор по понятиям" исключен

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Но автомобилистам на дорогах неспокойно Иркутская область входит в число регионов-лидеров по объемам заключенных договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). По данным главы Байкальской ассоциации страховщиков Сергея Лобачева, на начало января в Иркутской области продано 300 тыс. полисов автогражданки. Это значит, что с 1 июля немногим менее половины автотранспортных средств, а их в регионе около 650 тыс., уже застраховано. По стране, как утверждает журнал "Эксперт", доля застрахованных автомобилей составила 25%, что тоже немало.

Между тем, считает глава ассоциации Сергей Лобачев, это обстоятельство не дает основания
автомобилистам спокойно чувствовать себя на дорогах, ведь более половины водителей не имеет полиса
автогражданки. И не исключено, что законопослушный автомобилист может попасть в аварию по вине
водителя, не купившего полис, подчеркнул он. Ситуацию не меняет и то обстоятельство, что с 1 января
последние будут штрафоваться на сумму от 500 до 800 рублей. Более того, объем продаж полисов в январе,
вопреки всем ожиданиям, по сравнению с ноябрем и декабрем резко сократился.

Зато вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие в Иркутске, к сожалению, с каждым годом
растет. В прошлом году в областном центре было зарегистрировано 8354 ДТП. За год их количество
выросло на 5% (при этом количество автомобилей — на 3,8%). Самым распространенным из них является
столкновение транспортных средств. Их доля достигает 70%.

Как утверждает замначальника ГИБДД Иркутска Михаил Филиппов, в большинстве случае ДТП
происходят по причине несоблюдения водителями правил дорожного движения. На дисциплину
водителей повлияло новое административное право, считает он. Собираемость штрафов снизилась до 28%.
Михаил Филиппов объяснил это тем, что раньше инспектора имели право до уплаты штрафа изымать в
качестве залога водительское удостоверение. Теперь подобная мера запрещена. Вот и сейчас, например,
инспектора не имеют права остановить автомобиль для проверки на предмет наличия полиса, в итоге факт
отсутствия полиса выясняется уже после ДТП.

Сергей Лобачев является убежденным сторонником того, чтобы разрешить ГИБДД специальные проверки
полисов автогражданки и таким образом стимулировать объемы
их продаж. Такого же мнения
придерживаются и инспектора безопасности движения. В этом есть и их финансовая заинтересованность,
поскольку 1% от суммы страховых сборов отчисляется на содержание ГИБДД. Правда, признался Сергей
Лобачев, саккумулированные на эти цели страховщиками деньги заморожены, поскольку не разработан
механизм их передачи инспекции безопасности дорожного движения. Так
же как не отработан механизм возмещения ущерба людям, пострадавшим в ДТП.

Полис ОСАГО гарантирует автомобилистам минимум проблем в случае дорожно-транспортного
происшествия, по крайней мере, исключает «разборы по понятиям». И в Иркутске автовладельцы решают
спорные моменты не в частном порядке, а вовлекают в этот процесс ГИБДД. Количество вызовов
инспекторов на места происшествий в последнее время выросло с 30 до 60 и более раз в сутки.

По данным Сергея Лобачева, выплаты по автогражданке, произведенные в Иркутской области 20
страховыми компаниями, составили 30-40 млн. рублей. Причем в январе количество выплат выросло в 2-2,5
раза в сравнении с объемами выплат за 6 месяцев 2003 года. Лидерами продаж полисов автогражданки стали «Росгосстрах» и «Ангара».
Следует отметить, что более точными цифрами об объемах выплат и суммах вознаграждений ни
ассоциация, ни ГИБДД не располагают.

В управлении по связям с общественностью Российского союза автостраховщиков сообщили, что
на 1 января
по России заключено 12,9 млн. договоров. Объем страховых премий за июль-декабрь 2003 года составил
24,8 млрд. рублей, средняя стоимость полиса — 1922 рубля. За первые полгода проведения страхования уже
выплачено почти 1,2 млрд. рублей. При этом объем выплат в четвертом квартале возрос по сравнению с 3
кварталом более чем в 5 раз, и эта тенденция нарастает, подчеркнули в управлении.

В страховых компаниях опасаются, что отсутствие роста продаж полисов станет причиной
убыточности ОСАГО, сказал Сергей Лобачев. В то же время в среднем в общем объеме страховых взносов
страховщиков 30-40% приходится именно на автогражданку. Это может стать причиной кампании по
увеличению базовых ставок тарифов автогражданки. Уже сейчас некоторые страховщики заявляют, что
ставки слишком малы. В то же время до 3 февраля в комитетах Госдумы
РФ будут рассмотрены два
законопроекта, касающихся пересмотра базовых ставок. Оба предусматривают их понижение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры