издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эхо извечного ожидания

О новой книге Ивана Фетисова «Крест на чёрной грани»

  • Автор: Александр ДОБРОДЕЕВ, доцент

Вспыхнувшие однажды на оконечности ангарского острова Конный яркие огни удивили. И всякий, конник или пешеход, оказавшись на берегу напротив приметного места, останавливался и спрашивал себя: «Неужели?..» Спрашивал, потому что смутно верил в дерзновенную мечту смелого предпринимателя-нэпмана Якова Гладышева – построить на межостровной протоке мельницу. Но чудо, благодаря уму и сноровке простых мужиков, способных на великие дела, свершилось!

Так впервые зажжённые Ангарой электрические огни стали предвестником того времени, когда всё Приангарье, да и не только оно, озарилось огнями нескольких гидроэлектростанций. Случилось это не сразу. Через суровые испытания прошли сибиряки, пока обрели веру в устройство своей жизни по смыслу социальной справедливости. Тревожные события тех лет и положил автор в основу своей новой книги «Крест на чёрной грани».

Но прежде чем сказать, что это за книга, следует несколькими штрихами представить самого автора. Он – старейший журналист. И основная доля его трудового стажа приходится на поприще журналистики. Но, как всякий ищущий человек, Иван Фетисов незадолго до выхода на пенсию решил попробовать свои силы в литературном творчестве. И не опубликовавший до того дня ни одного рассказа, он в год своего шестидесятилетия издаёт повесть «На своей земле». Разумеется, с повестью тиражом 15 тысяч экземпляров представиться народу и в таком возрасте было не стыдно. К тому же книга читателям пришлась по душе и на торговой полке не залежалась. Следом (1997 г.) осмелевший «молодой» автор дарит землякам новую книгу-повествование «Колос жизни и тревоги» и несколько рассказов. А спустя три года выходит в свет его роман «Не вините беркута». И как бы дополняя ранее написанные, становится в их ряд созданная уже в иное время книга «Крест на чёрной грани». Хотя и страшноватое, но всё же земное название! В конце концов, каждому из нас крест на могиле поставить надлежит. К тому же фетисовский «Крест» вовсе не пугает, наоборот, открывшего книгу увлекает её прочесть.

Книги Ивана Фетисова я назвал не случайно. И прежде всего потому, что роднит их его идейно-нравственная позиция в отображении народной жизни. Все они – тревожный зов неравнодушного человека к добру и справедливости, нравственному здоровью и созидательным помыслам. В повести «На своей земле» это возглавивший колхоз после реабилитации мудрый хозяйственник Василий Шестов и восставшая против просчётов в организации колхозного производства бригадир овощеводческой бригады Ульяна Телегина. Главный герой повествования «Колос жизни и тревоги» – молодой учёный, селекционер, вернувшийся с войны Александр Егоров. Жестокое сражение пришлось выдержать ему со своим соперником, посягнувшим на присвоение права авторства на сорт пшеницы путём замены названия. Люди, убеждённые в своей правоте, живущие и работающие во благо народа (секретарь обкома Михаил Горин, секретарь райкома Василий Барников и другие) населяют многостраничный роман «Не вините беркута».

И вот перед нами четвёртая книга – «Крест на чёрной грани». На первый взгляд, она не вписывается в ряд предыдущих. Но послушаем её голос, протестующий против того, чего не приемлет всякая жаждущая простора и свободы душа. Послушаешь и скажешь: это тот же тревожный зов неравнодушного человека к добру и справедливости.

Правдива историческая фактура романа. Она зрима в описании общественно-бытовой жизни нэповской поры, в раскрытии характеров и поступков персонажей, взятых автором из народной среды.

Итак, в книге чётко обозначена тема жизни приангарской деревни в пору нэпа. Тема, скажем прямо, не новая. Её касались многие писатели, но весьма редко, в силу исторических обстоятельств, пытались вынести на свет божий «подводные» течения. Поэтому нынешнее поколение сибиряков о нэпе имеет весьма поверхностное представление. Между тем это был хотя и короткий, но весьма интересный период в послереволюционной России. И людские страсти кипели тогда, как на жарком кострище.

От главы к главе ведёт автор читателя путями-дорогами персонажей книги. На первом плане умный и расторопный предприниматель Яков Гладышев. Свой человеческий долг перед земляками выполнил он достойно. Строительство мельницы на матушке Ангаре уже само по себе стало событием знаменательным, а со временем явилось и местом, где люди, пусть и короткое время, жили, всякий являя свой самобытный характер. Вспомните пахаря Васю Юрласова. Экий трудяга-богатырь! Электрические огни пока ещё только возведённой плотины увлекли разведчиков партизанского отряда, бывших узников «эшелона смерти» и Александровского централа братьев Подзиных. Сюда приезжает и начальник волостной милиции Зитов расспросить мельника Кирсана о его тайне. Здесь мужики читают листовку с призывом возвратить ограбленному народу его добро. Наконец, на мельнице перед её концом побывали, узнав много интересного, москвичи Алина Осеева и Серёга Кашин…

И, несомненно, читатель обратит внимание на Фёдора Градова, патриота своей малой родины. Судьба ему благоволила. С первой империалистической войны он, унтер-офицер царской армии, вернулся в родную приангарскую заимку Динскую, награждённый тремя Георгиевскими крестами. И несмотря на то что увидел разорённым родовое поместье, не озлобился до отчаяния на новую власть, а, приняв её, взялся за природное крестьянское дело. Однако кое-кому градовское стремление к раскрепощённой жизни сибирского крестьянства стало костью в горле. В ответ на притеснение Градов организует протестное движение. Но какая власть позволит, чтобы чьё-то вольнодумство мешало ей верховодить!?

Редки, да к тому же и случайны, встречи Фёдора с деревенской красавицей солдатской вдовой Варварой Петровной, а связала их навеки трагическая судьба. Но и в ней мы видим духовно-созидательную основу образов этих людей. Они, как и многие другие персонажи книги, и в окружающей их сумбурной действительности живут надеждой на лучшее. Многие страницы книги окрашены чувством исповедальности, так необходимой для всякого нравственного человека. Это состояние души особенно ощутимо чувствуется в образе легендарного человека Ивана Страдова. Он, как зримый персонаж, появляется в конце книги. Но его присутствие «за кадром» читатель ощущает задолго до встречи с Косиором в Новониколаевске и на переговорах с Градовым на заимке Сватковской. Иван Страдов прошёл гражданскую и Великую Отечественную войны. Как офицер царской армии сражался на полях первой империалистической. С верой в торжество революционного начала шёл он по фронтовым дорогам. Сломила отважного солдата, поставив крест на чёрной грани, перемена социалистической эпохи на капиталистическую. На могиле своего старого сослуживца Фёдора Градова он невнятно, признавая вину за его напрасно погубленную жизнь, шепчет слова покаяния, а потом ищёт в сумерках тропу с погоста на знакомый просёлок. Потерявшим жизненные ориентиры оставляет автор шедшего некогда смело человека.

Книгу населяют люди разных взглядов на свершившуюся революцию и её последствия, но объединяет их вечное чувство любви к родной земле. Мужеством, благородными помыслами утверждают они своё гражданское назначение.

Есть в книге достойные лишь приангарской Сибири описания её неповторимой и чарующей душу природы.

[dme:cats/]

…Загадочны и порою непредсказуемы повороты истории… Кто бы мог всерьёз подумать, что в конце двадцатого столетия повторится та политико-экономическая структура, которая после продразвёрстки продолжила курс Советской власти. Речь, конечно, о новой экономической политике (нэпе) начала двадцатого века, когда по воле В.И. Ленина возродилось право на частную собственность, владение местными промышленными предприятиями, свободную торговлю и другие меры для возрождения обессиленной державы, и о конце этого же века и начале двадцать первого, когда начались и продолжаются реформы, предполагающие в конечном итоге построение «развитого» капиталистического общества. Разница в том, что нэп был коротким звеном перехода от капитализма к новой социалистической формации. А когда завершится нынешний капиталистический процесс, пока, по мнению автора, неизвестно.

Символично: крест из сибирской лиственницы поставил автор на стыке исторических эпох. Кресты такие, известно, могут стоять долго, если лютой зимой могильщики не срубят и не бросят в костёр, чтобы потом на тёплом месте выкопать новую могилу.

Вне всякого сомнения, «Исповедь» пополнит литературную летопись истории Приангарья, ныне вновь ставшего форпостом и опорой в возрождении России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры