издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дерзкий «Щелкунчик»

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Вот уже более ста лет прошло с того дня, когда два великих человека – композитор Пётр Ильич Чайковский и хореограф Мариус Петипа создали удивительный по своей поэтичности фантастический спектакль, имя которому – «Щелкунчик». После премьеры в Мариинском театре балет сразу приобрёл статус новогоднего и рождественского, ибо не было доселе в театре балетного произведения, так ярко, на грани именно упомянутых нами поэзии и фантазии, воспевающего замечательные человеческие качества – любовь и дружбу.

За годы существования балета многие балетмейстеры вносили свои коррективы в сюжетные коллизии балета, но всегда оставались непоколебимыми праздничность и его романтический характер. И это естественно, так как балет в большей степени принадлежит детям и они, приходя в театр, ждут этот праздник, справедливо сопоставляя его с ёлкой, подарками, увлекательными и неожиданными приключениями, в которые их увлекут герои сказки Э. Гофмана и балета П. Чайковского – Мари и принц Щелкунчик.

Иркутский музыкальный театр им. Н. Загурского не впервые ставит на своей сцене балет «Щелкунчик». Десять лет тому назад тогдашний главный балетмейстер Ю. Надейкин, сообразуясь с возможностями балетной труппы театра, также вносил коррективы в балет, но сюжетная канва оставалась практически классической.

Нынешняя постановка балета идёт в редакции главного балетмейстера театра, лауреата всероссийского и международного конкурсов хореографов Людмилы Цветковой. Следует отметить, что Л. Цветкова практически во всех своих балетмейстерских работах всегда отличается активным стремлением привнесения своей авторской интерпретации, невзирая на классическое бессмертие авторов произведения. Вот и в сегодняшней постановке «Щелкунчика» говорить о редакции либретто, мне кажется, было бы недостаточно. Недостаточно, потому что либретто Л. Цветковой лишь штрихами перекликается и со сказкой Гофмана, и со всеми другими постановками «Щелкунчика» и фактически является самостоятельным произведением. Хорошо это или плохо? С одной стороны, это правомерно, ибо творческой личности свойственно демонстрировать своё видение темы. И творческая личность, коей несомненно является Л. Цветкова, решается представить на суд зрителя практически самостоятельное либретто. Она, безусловно, рискует, потому что зрительское большинство ей вряд ли простит эту дерзость.

В нынешнем спектакле Л. Цветковой нет той новогодней, рождественской, романтической прелести, которые воспевали и Петипа, и Вайнонен, и Бельский, и Иванов, и… Впрочем, ёлка есть, Мари есть, Мышиный король есть, Щелкунчик тоже есть. А праздничности нет, и, я думаю, это является следствием кричащего несоответствия балетного действия и сценографии спектакля.

Сценограф Т. Королёва (г. Санкт-Петербург) одела спектакль во всё чёрное. Мрачный задний план, представляющий витрину магазина. По бокам чёрные, пугающие своей многоярусной зияющей пустотой карманы, и ничего не спасает ёлка, которая блистает ярким пятнышком на этом фоне. И вальс второго действия, музыка которого поёт о радости и счастье, тоже одет в мрачные тёмно-коричневые костюмы, на фоне которых счастливо выделяются единственные одетые в белое Мари и принц Франц. И показательно, что именно эта пара встречается зрителями восторженными аплодисментами. И, конечно, не только за внешнюю красивость. Мария Стрельченко и Юрий Щерботкин танцуют одухотворённо, в их движениях зримо растворяются музыка любви, поэтика светлейших чувств, и их танец демонстрирует гимн счастья, радости, гимн звучащего наслаждения. Он летит со сцены, воодушевляя и одухотворяя больших и маленьких зрителей, которые тут же счастливо и безраздельно отдаются во власть музыки и очарования танца, представленных в блистательной гармонии.

В Иркутском музыкальном театре работает замечательная детская балетная студия, слава которой вышла далеко за пределы области, и грех было бы не использовать её в таком спектакле, как «Щелкунчик».

Л. Цветкова широко привлекает детей в различных балетных номерах: они и барабанщики, и трубачи, и ребятишки на коньках, и маленькие факиры. А юные солисты балетной студии Э. Тюрюмина и Л. Травина, С. Овчаренко и Т. Евмещенко исполняют заглавные балетные партии Мари и Франца. Следует отметить неподдельный энтузиазм, заразительность и достаточно яркое образное воплощение всех танцевальных задач, мудро, с тонким пониманием возраста и индивидуальных возможностей, определённых для детей балетмейстером Л. Цветковой.

Безусловно, интересны красочные танцы: испанский и восточный, китайский и русский, где блистают солисты балета В. и Н. Гладких, О. Яковлева, А. Весёлова, Е. Горбунова, Б. Анандуев и другие. Выразителен и технически чётко выполнен танец куклы-принцессы (Т. Садовая) и куклы-принца (А. Хандажапов).

Итак, театр обрёл новый балетный спектакль. Новый по всем статьям. Будем рассматривать его как талантливый эксперимент зрелого мастера-хореографа, которому есть что сказать зрителю, и дело этого зрителя – воспринимать и принимать свершившееся или, набравшись терпения, ждать возвращения на сцену классического «Щелкунчика».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры