издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Живая мозаика творчества

  • Автор: Ирина АЛЕКСЕЕВА, для «Восточно-Сибирской правды»

Почти полсотни километров отделяют старинное сибирское село Мишелёвка от не менее старого Усолья-Сибирского. Дорога, проложенная здесь ещё в незапамятные времена, бежит сквозь густые таёжные заросли мимо живописной речки Хайтинки. Что-то поистине сказочное есть в этих удивительно красивых местах, кажется, ещё немного – и увидишь царство Берендея или сказочный терем Василисы Прекрасной.

Привольно раскинувшееся по берегам Хайтинки село сегодня, как и все подобные поселения, живёт трудно. Главная причина нынешних бед в Мишелёвке – рухнувший в начале нового века Хайтинский фарфоровый завод, более ста лет определявший стиль и уровень жизни в этих краях. Богатейшие запасы белой глины – каолина, открытые здесь несколько сот лет назад, применялись для изготовления посуды, разнообразных статуэток и им подобных изделий.  Изящные, радовавшие глаз творения здешних мастеров были известны всему миру, отмечены множеством дипломов и грамот на международных выставках. Нынешняя еле теплящаяся на Хайтинском заводе жизнь и несколько сотен мишелёвских мастеров по изготовлению красивой и нужной людям продукции, в одночасье оставшиеся без работы, – явления, безусловно, одного порядка. Рождённые кризисом не только экономическим, но и более глубоким – духовным, нравственным.

Сегодняшние центры жизни села – школа и Дом культуры, которому в ноябре минувшего года исполнилось девяносто лет. Хотя любой ДК на селе заметен и значим, но такой, как наш, – единственный, уверяют мишелёвцы. И не только по причине понятного патриотизма.

Высокое старинное здание стоит на виду, словно соседние жилые одноэтажки почтительно расступились перед патриархом. В Мишелёвке  – так уж сложилось исторически – всегда было немало приезжих, здесь до сих пор живы потомки ссыльных поляков и выходцев из европейской части России, Москвы, Петербурга. В войну сюда эвакуировали Ленинград-ский абразивный завод – словом, и технической, и творческой интеллигенции, которая во многом формировала свою ауру, особое, трепетное отношение к культуре, здесь всегда было немало. Потому, наверное, первой народной стройкой в начале 18 года минувшего века стал рабочий клуб. Его проект сделан очень грамотными людьми, говорят мишелёвцы, и к тому же настоящими театралами. Хорошая профессиональная сцена, балкон по периметру вместительного зрительного зала, отличная акустика  – теперь такое редко где встретишь. Постройка выполнена к тому же из морёного листвяка (год держали брёвна в воде, потом год сушили и только на третий строили), что называется, на века. Открывали новый клуб большим молодёжным балом. Это в наших сердцах, в нашей памяти, уверяют работники Дома культуры, накануне каждого Нового года словно возвращается, витает здесь очарование тех лет.

Нынешний директор мишелёвского ДК Светлана Сушко, по её словам, выросла на этой сцене. «Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота», – вот и я была такой же когда-то, – улыбается Светлана Николаевна. – Сегодня мы крепко держим театральные и хоровые традиции – главное, что было заложено нашими предшественниками».

Театральный режиссёр и педагог по призванию и образованию, Сушко вырастила и воспитала себе подобное окружение. Взрослым коллективом («Театральные встречи») руководит сегодня Елена Литовкина, сыгравшая когда-то немало ролей в постановках своей наставницы, детским театром «Колокольчик» – директор Дома культуры. Оба коллектива известны и любимы не только в своём селе, но и далеко за его пределами, а театральной популярности иных сельчан здесь могут позавидовать и профессиональные актёры. Кажется, театр в Мишелёвке был всегда, так говорят все – и детвора, и взрослые.

– У нас, как и везде, были периоды мощного всплеска интереса к театру, это зависело, конечно, от режиссёров, – замечает Елена. – Приезжал хороший режиссёр, тогда появлялись и интересные постановки, и гастроли, и яркие актёрские работы. Например, в 50–60-е годы прошлого века здесь работал ленинградский режиссёр Вениамин Рыбаков, поставивший несколько интересных спектаклей. С его отъездом наступило некое театральное затишье. А потом в ДК пришла Светлана Сушко.

Сегодня здесь расписание кружков, объединений, творческих коллективов и клубов по интересам настолько плотное – яблоку негде упасть. В десяти детских объединениях (кроме «Колокольчика» и его младшей группы «Волшебный фонарь» есть детский театр-спутник «Маски», танцевальные группы «Мятеж» и «Искорки», фольклорный кружок «Потешки», клуб «Алые паруса» и ещё несколько коллективов) занимаются 180 ребят, в 11 взрослых («Театральные встречи», хор «Русская душа», вокальный ансамбль «Настроение», ВИО «Ритм» и прочие) – 153 человека. То есть в шеститысячном поселении почти десять процентов жителей в той или иной форме заняты творческой, художественной деятельностью в одном только ДК. Помимо своих обязанностей по дому, в школе или на основном месте работы, всем кризисам вопреки.  

Светлана Сушко начала работать в сельском Доме культуры в начале 80-х, в ту пору здесь были всего две творческие ставки, немалая часть художественной самодеятельности базировалась на процветавшем тогда фарфоровом заводе. К примеру, в каждом заводском цехе был свой хоровой коллектив, свои запевалы, свой репертуар, и голосистые заводчане под руководством педагога и дирижёра Юрия Крачковского проводили смотры цеховой самодеятельности,  победителей, как водилось, чествовали, награждали. Тем более что было чем и на что. Однако со временем заводу стало не до песен, наступившие времена диктовали иные условия существования, другие приоритеты. И акценты в развитии самодеятельного творчества сместились в Дом культуры, что, в общем-то, логично. Так постепенно складывалась  многоцветная живая мозаика художественного самодеятельного творчества на селе, которая существует здесь и поныне.  

В 1993 году взрослый театральный коллектив получил звание «Народный», а несколько лет спустя детскому театру «Колокольчик» было присвоено звание «Образцовый». Оба коллектива не раз подтверждали их интересными постановками, собиравшими полнёхонькие залы сельского ДК. Репертуар мишелёвских театров для села необычный, но иным он просто не может быть.

«Работаем на хорошем, в основном классическом материале, стараемся ориентироваться на высокие образцы театрального дела. Тем более что это вполне в духе здешних театральных традиций и по душе всем: и актёрам, и зрителям, и детям, и взрослым, – рассказывает Светлана Николаевна.  – Недавно, например, ставили Островского – «Женитьбу Бальзаминова», среди спектаклей минувших лет назову «Синюю птицу» Метерлинка, ещё «Конька-Горбунка» Ершова, замечательные детские сказки: «Золушку», «Щелкунчика», «Спящую красавицу». У нас профессионально оборудована сцена, над светом, музыкой, декорациями к спектаклям работают свои, прошедшие профессиональную подготовку специалисты. Поэтому каждый спектакль становится настоящим праздником для сельчан».

Актёры в Мишелёвке тоже свои – воспитатели детского сада, учителя, электрики, работники ЖКХ, школьники, домохозяйки. Все готовы работать вечерами допоздна, оставив на время огороды и домашние хлопоты, ездить на гастроли – всё как положено. Кстати, спектакли в Мишелёвке платные, взрослый билет стоит 30 рублей, детский вдвое дешевле. Ещё один элемент профессионализма.

Неудивительно, что столь серьёзный подход к своему делу заражает, увлекает молодёжь. Мишелёвские театральные коллективы, постановки подчас становятся стартовыми площадками, определяющими выбор профессии. Так, актриса театра «Колокольчик» Юлия Ушакова учится в областном колледже культуры, она будущий режиссёр. Второй год занимается в Иркутском театральном училище ещё одна мишелёвская «звёздочка»  – Ольга Магомедова. Там, в Иркутске, она к тому же неожиданно для своих сельских наставников запела, у неё, оказывается, красивый голос.

Собственно, в здешнем ДК получают профессиональное образование все творческие работники, такое условие ставит перед ними Сушко. Тем более что трудятся в сельской культуре люди разных специальностей. Нынешний режиссёр «Театральных встреч» Елена Литовкина, отработав десять лет в медицине, всё же рискнула круто изменить свою жизнь – окончила Иркутский колледж культуры с отличием, сейчас она студентка режиссёрского факультета Восточно-Сибирской государственной академии культуры (г. Улан-Удэ). Ещё одна мишелёвская студентка той же академии, Анна Очигава, руководит клубом творческой молодёжи «Алые паруса». За её плечами кинотехникум и колледж культуры, серьёзная профессиональная подготовка.

– Многие наши ребята и девушки сегодня хотели бы получить аналогичное образование, но не могут: обстоятельства не позволяют, – говорит директор ДК. – Учиться дорого, а зарплата у работников культуры известно какая. Молодёжь это понимает и в большинстве своём не идёт в культуру. Боится за своё будущее.

Тем не менее профессионализм в отношении к своим обязанностям, в подходе к своему делу – главное, что характеризует всех творческих работников мишелёвского ДК. Клубные мероприятия – государственные и календарные праздники, тематические вечера, молодёжные шоу, концерты и многое другое – распланированы, уложены в строгие календарные рамки. А поскольку в Мишелёвке всё сдвинуто в сторону театра, театральных традиций, то и праздники получаются здесь яркие, необычные, с весомым акцентом театральности.

Для того чтобы праздник стал по-настоящему удавшимся, чтобы он доставил людям радость, надо немало потрудиться, так считают  здесь все. И прежде всего руководитель районного отдела культуры Валентина Николаевна Крыжникова: «Я всегда говорю нашим работникам культуры: мы с вами люди обыкновенные, серьёзные, это работа у нас подчас бывает весёлой. Многим вообще кажется, что мы тут с утра до ночи только и делаем, что поём и пляшем, шутим и смеёмся. Вроде клоунов. В этой связи мне очень симпатичен нынешний министр культуры Александр Авдеев. Он очень правильно смотрит на все наши проблемы, не с позиции клоунады. В недавнем интервью с президентом, например, наш министр говорил, что надо сделать, чтобы помочь нам, низовым работникам. И похоже, Дмитрий Медведев тоже понимает нынешнее положение дел в сельской культуре. Осталось увидеть эти слова в реальном воплощении».

В мишелёвском ДК сегодня шьют костюмы для осенних театральных мероприятий, для выступлений в Сиб-экспоцентре. Мне показали один из уже готовых, костюм Ангары: нежно-голубой шифон, зеркальная органза и серебристые паетки смотрятся очень красиво. В костюмерной сельского ДК  бережно развешаны на плечиках десятки платьев  и костюмов всевозможных фасонов – к спектаклю «Синяя птица», «Женитьба Бальзаминова», к сказкам и хорео-графическим постановкам. Мелькают плюш и органза, креп-сатин, креп-атлас и другие, очень недешёвые ткани. «Что-то, конечно, перешиваем, меняем, но главным героям стараемся шить новые костюмы, – говорит сельский художник-модельер Надежда Попова.  – Ситцы и сатины давно прошлый век, выглядят на сцене убого, беспомощно. А современные ткани и смотрятся отлично, и ещё раз подчёркивают профессионализм нашей работы».

Ещё один «секрет» органичности мишелёвских театральных постановок – тесная связь работников  ДК со зрителями, в основе которой авторитет, уважение сельчан. Тут всё просто: если, скажем, по ходу действия нужна прялка или старинный чугунный утюг, шторы или другой реквизит, можно не сомневаться – всё, что нужно, у мишелёвцев обязательно найдётся, принесут и ещё спасибо скажут. Просто потому, что уважают труд сельских артистов. Режиссёр Елена Литовкина рассказала мне недавнюю историю с тюлем: «В спектакле по пьесе Людмилы Улицкой нам нужно было одеть героиню в очень ветхое платье. Кто-то принёс большой кусок рваного тюля, и это было то, что нужно! Костюмерша даже переспрашивала директора, действительно ли из этой ветхой тряпки  надо шить платье героине. «Конечно, шейте, – поставила точку Сушко, – это действительно то, что нужно».

Сельские клубы, Дома культуры – для чего, для кого они?  Эти вопросы не раз задавали авторитетные московские руководители культуры. В конце минувшего века, в эпоху перестройки они – было и такое – собирались закрыть клубы и Дома культуры на селе, «всё равно туда ходят два с половиной человека, и вообще культура на селе давно приказала долго жить». Обитателям Рублёвки и им подобных «поселений» действительно сложно объяснить, что такое сельский клуб, для чего он нужен, чему служит. И что значит для сельчан возможность взять книгу или журнал  в библиотеке (бесплатно!), посмотреть новый фильм или театральный спектакль, сходить на концерт, выставку или в музей. Мишелёвцам  несказанно повезло – всё вышеперечисленное у них на хорошем профессиональном уровне. Такую планку давно держат здесь сельские культработники вопреки всем невзгодам, вопреки нынешнему финансово-экономическому кризису.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры