издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Куклы, на выход!

В театре «Аистёнок» прошёл IV областной фестиваль любительских театров «Петрушкины каникулы»

  • Автор: Валерий КИРЮНИН, Сергей ЗАХАРЯН, для «Восточно-Сибирской правды»

Петрушка – король русского праздника. На больших гуляниях Петрушек могло быть с десяток. А обычно он появлялся в городском дворе или в деревенском амбаре в одиночку, и это был глоток свободы, тоже праздник – даже там, где совсем закручинился подневольный человек.

Все Петрушки были на одно лицо, в одинаковых нарядах: в красном кафтане и колпаке с бубенцом, с кое-как намалёванной улыбкой на деревянном лице; тело Петрушки – это рука спрятанного за ширмой кукловода. Живая рука артиста придаёт Петрушке неукротимую энергию. Голос Петрушки звучит по-особому, через прижатую к нёбу пластинку, сделанную из расплющенного серебряного гривенника. Получается странный, ёрнический, хулиганский клёкот, он заставляет к себе прислушиваться, хотя Петрушке вроде наплевать, понял ты его или нет. В руках у него дубинка с расщепом – чтобы удары по головам противников звучали громче. Петрушка на ширме бродячего кукольника побивает врагов любого ранга – от лекаря-шарлатана и цыгана-конокрада до царского стрельца-городового и начальства повыше (помните страшную по своей смелости и невероятно мастерскую игру про «барина-боярина» живого, «ростового» Петрушки-скомороха – Ролана Быкова в «Андрее Рублёве»? Помните его непристойную маску на самом интересном месте?).

Плата Петрушке добровольная: хочешь – положишь в шапку, а не хочешь – уклонишься. Народ и любит Петрушку, и побаивается его зубоскальства (помните, чем кончилась игра в «Андрее Рублёве», как вступились за Петрушку зрители? Да никак!).

Фестиваль в Иркутске проходит раз в два года: он копит, набирает  силы и растёт. Посреди межфестивального двухлетия проводятся семинары-практикумы по куклам разных систем, по технологии, по присвоению и оживлению кукол – древнейших и лучших в мире артистов.

В названии нынешнего фестиваля – его отличие от трёх предыдущих: герой фестиваля – Петрушка, подаренный на семинарах ведущим специалистом из Петербургской театральной академии Александром Александровичем Стависским. Привёз полгода назад Петрушку собственного изготовления, по точному старинному канону, и – заразил. И вот Петрушка открывает фестиваль, возникает в работах студентов театрального училища и педагогического колледжа, в спектакле «Жёлтый чемоданчик» из Чуны. Петрушка – живой, «ростовой», раздваивается и ведёт фестиваль. Он же фестиваль и закрывает.

Пора объяснить, что такое «ростовая» кукла: она, как скафандр, надета на живого актёра и, таким образом, свободна до предела. Можно представить себе, что актёр выглядывает из-за своего скафандра – получается  скоморох Ролана Быкова или скоморохи-ведущие нашего фестиваля. Вовсю разыгрались «ростовые» куклы в концертных номерах сборного представления «Мы играем с куклой – куклы играют с нами».

На фестивале представлены, кажется, все мыслимые системы кукол: кроме «ростовых» – перчаточные (это классический Петрушка и есть); марионетки (кукла на нитях); планшетные куклы (один-два-три актёра ведут куклу по планшету сцены: японская традиция открытого театра). Кроме того, был здесь и уникальный по технике театр глиняной игрушки из Пивоварихи.

Вопреки расхожему представлению о кукольном театре как исключительно детском, наш фестиваль – разновозрастный: совсем юные артисты и подростки; учащаяся и работающая молодёжь; наконец, взрослые артисты из двух популярных библиотек Иркутска.

Во второй раз фестиваль принимал в своём пространстве профессиональный театр «Аистёнок», это помощь любителям и признание. Всё в театре работало на фестиваль, все цеха и службы; ведущими были два Романа – Зорин и Бучик, актёры театра, выпускники Иркутского театрального училища. Спектакль «Терёшечка» по пьесе и в постановке Юрия Уткина, главного режиссёра театра, был подарком фестивалю и тоже продолжением школы.

Фестиваль приветствовала почётный гость – Елена Константиновна Болотова, заслуженная артистка России, живая легенда кукольников, выходившая на сцену иркутского театра 45 лет. Она знает секреты Петрушки и некоторыми из них поделилась с артистами-любителями. Фестиваль поздравил с юбилеем Любовь Багрийчук – корифея сегодняшнего любительского театра кукол, руководителя ангарского театра «Чуфело».

Весь фестиваль – школа и профессиональная перспектива: может быть, кто-то, как «2Роман2», станет петрушечником всерьёз и надолго. Вот мостик между любителями и профессионалами: «Петрушкины этюды» из педагогического колледжа (педагог В. Кантур) – это спектакль будущих профессиональных режиссёров любительских театров. Ребятам из педколледжа добрать бы петрушкиной смелости и готовности импровизировать, разрушить «четвёртую стену», пока отделяющую их от зрителя.

Совсем особенная линия на фестивале – театры из детской библиотеки им. М. Сергеева (руководитель Н. Белова) и из Гуманитарного центра им. семьи Полевых (руководитель Л.Савинова). Куклы в руках самих библиотекарей – просветители: они сошли со страниц книг и к книге притягивают. Взрослым артистам явно нравится игра, и это очень симпатично; нужно сделать ещё шаг – тоже за «четвёртую стену», на непредсказуемый  контакт с юным зрителем-читателем.

Часть программы фестиваля – выставка кукол в зрительском фойе. Она работала разнообразно: как собственно выставка, как часть мастер-классов, игр, спектаклей, которые время от времени выходили-перетекали из зала.

Концертные номера в программе «Мы играем с куклами – куклы играют с нами» – высший пилотаж. «Джаз» из иркутского театра «Обыкновенное чудо» (школа N 14, руководитель О. Маркевич), «Джигиты» (театр «Чапля», Шелехов, руководитель А. Ворошилова), «Жертва компьютера» (театр «Жёлтый чемоданчик», Чуна, Л. Козлова), «Фокусник» (театр «ростовой» куклы, Новая Игирма, Т. Кравченко) – это концентрат кукольного театра, номера, которые поставить, пожалуй, посложней, чем спектакль. При этом они привлекают и публику, и потенциально новых кукольников.

Третье место в фестивальном конкурсе присуждено спектаклю «Вот это фокус!» театра «Теремок» из Шелехова (руководитель З. Черняховская). Всё есть у ребят, хотелось бы чуть большего стилевого единства спектаклю в целом (текст, сценография, пластика кукол).

Второе место – детскому театру глиняной игрушки «Огонёк» (п. Пивовариха, руководитель Н. Агаронян) за спектакль «Сказ о добром волке». Эта техника – древняя и уникальная; интересно посмотреть, как пластическая характеристика неповоротливых глиняных игрушек станет в будущем более разнообразной.

Первое место – спектакль «Талын зураг» Усть-Ордынского молодёжного театра. Многонациональный коллектив играет бурятскую легенду. Великое дело – эти «Зарисовки Степи» режиссёра Надежды Сафоновой. В этом спектакле играют и ритуальные маски «цам», и сатирические маски, требующие особой характерной пластики от артиста; здесь соединены живая национальная музыка, танец, горловое пение, элементы драматического театра. Театр без границ – вот что привезли к нам артисты из Усть-Орды.

Гран-при фестиваля – спектаклю «Вот такой Петрушка!» (театр «Жёлтый чемоданчик», п. Чуна). Петрушка по праву победил на фестивале своего имени. Лариса Козлова, руководитель театра, исполнитель заглавной роли, получила диплом и за лучшую актёрскую работу. Как она общается с залом! Зритель, как загипнотизированный, тянется к нахальному Петрушке и готов, кажется, все денежки ему отдать (Петрушка коня за 20 тысяч хочет у цыгана купить). Кого надо – защитил, кого надо – поколотил, самого собаки съели, но вот он стучится из жёлтого чемоданчика – и выскочит как ни в чём не бывало, бессмертный, нахальный, бесстрашный.  Хочется, чтобы чунский Петрушка почаще выходил на самые разные аудитории – и посмотреть его, и послушать его новые каверзные импровизации. И задуматься.

Петрушка – талисман фестиваля и живая связь со свободной русской народной культурой. Крепостная душа далеко не уйдёт; человек же, артист свободен по определению; и Петрушка, как скоморох Ролана Быкова, готов рисковать жизнью – за свободу быть самим собой.

Петрушка – всегда впереди.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры