издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С небес на землю

  • Автор: Ирина ГЛАДКИХ, для «Восточно-Сибирской правды»

В ожидании новогодних чудес театр кукол «Аистёнок» в прошедшие выходные подарил своим зрителям долгожданную премьеру – «Сказки небесного чердака». В основе спектакля с необычным названием – небылицы Степана Писахова. Некоторые из них хорошо известны нам по мультфильмам, озвученным Евгением Леоновым.

Работа над постановкой велась несколько месяцев, ведь художник спектакля Ульяна Филиппова, выпускница Санкт-Петербургской театральной академии, настаивала, чтобы оформление и костюмы точно соответствовали традициям русского рукоделия, а сложнейшая вышивка была настоящей, а не нарисованной, как принято в театральной практике. Поэтому спектакль, обладающий несомненными художественными достоинствами, является ещё и своеобразным экскурсом в народное творчество. Язык героев спектакля также достаточно сложен, насыщен особенностями поморских говоров, поэтому детей младше пяти лет водить на «Сказки…» не рекомендуется. Зато для старших дошкольников и младших школьников знакомство с многообразием народной речи будет не только занимательным, но и полезным.

Все роли в спектакле, мужские и женские, исполняют четыре актрисы разного возраста. По задумке режиссёра, они должны олицетворять женскую красоту во всех её проявлениях – от наивной юности до мудрой старости – и преемственность опыта поколений, ведь преимущественно с женщиной связано понятие рода. Каждая из исполнительниц обаятельна по-своему. Удивительно, как удаётся заслуженной артистке России Любови Леви, этой моложавой, интеллигентной, наделённой природным аристократизмом женщине, перевоплотиться в дремучую и смешную старушку?! Такой сухонькой, тихой, но с хитрецой в глазах была и моя прабабушка, которая с неугасающим любопытством глядела на всё происходящее из своего любимого уголка и всегда могла вовремя ввернуть озорное словечко. Образ, созданный Любовью Максимовной, – само воплощение национальной смекалистости, чувства юмора и доброты.

Заслуженная артистка РФ Любовь Калиниченко играет женщину средних лет. В её роли также всё узнаваемо – широта и души, и юбки, умение легко, просто играючи, заправлять всем в доме, мягко, но неуклонно настоять на своём. Именно такой мы и представляем настоящую русскую женщину – ту, что и коня на скаку одной рукой остановит, и из горящей избы бесстрашно спасёт всё добро, включая мужа.

Мастер сцены Надежда Светлова всегда фантастически точна в красках, которые находит для той или иной роли. На этот раз она «молодуха», нежная и любвеобильная. Смотришь на неё и понимаешь, что её героиня не так давно вышла замуж, воспитывает малолетних детей, хотя об этом не говорится ни слова. Со всеми она внимательна и обходительна, запросто может приспособиться к любым уставам дотошной свекрови и в то же время не дать себя в обиду.

Четвёртая героиня – «совсем девчонка», её играет молодая актриса Наталия Кёрн. Подобные образы ей всегда замечательно удаются, вот и здесь она хороша в своей детской непосредственности и искристом озорстве. Она и выскочка, и лапочка, и выдумщица, и затейница, а на язычок так остра, что не уступает своим старшим товаркам.

Вдохновенный ансамбль исполнительниц напомнил мне рассказ мексиканской поэтессы Клариссы Эстес, которой однажды приснился сон, что она стоит на плечах пожилой женщины, а та, в свою очередь, на плечах ещё более пожилой, которую держит старуха. И лестница эта нескончаема, как нескончаем женский род, хранящий сакральное знание о том, как накапливать и сохранять в своей душе Силу и Любовь. Это знание в символической форме получит и любая девочка, пришедшая на спектакль, глядя на сценические взаимоотношения таких талантливых актрис.

Нужен этот спектакль и мальчикам. Образ главного героя спектакля – мужичка Малины – несёт заряд жизненной прочности, умения искать и находить выход из любой жизненной ситуации. Малина, что бы ни случилось, умудряется избегать конфликтов и в то же время сохранять достоинство, а его изобретательность просто не знает границ, что, безусловно, свойственно нашему менталитету. Ведь русский мужик при желании способен не только починить автомобиль при помощи канцелярской скрепки, но и улететь на Луну хоть на самоваре!

Крестьянин Малина и персонажи спектакля – Медведь, Медвежья шкура, Генерал, жена и соседи Малины, тётка Перепилиха, жители Луны и другие – это куклы. По размеру они небольшие, можно даже сказать – настольные. Как будто женщины собрали деток в кружок и стали с ними в куклы играть. Многие современные исследователи говорят, что такой подход маленьким зрителям по душе. Каждый ребёнок и сам так играет – возьмёт все игрушки, которые попадутся под руку, и отпустит свою фантазию на волю. А вольная фантазия может добраться куда угодно, вплоть до небесного чердака! Там, на небесном чердаке, хранится много сказок, но только творческие люди, такие как дети и актёры, способны их оттуда добывать.

В Иркутском театре кукол поистине творческих личностей немало, поэтому и чудеса не иссякают. Уже в конце декабря даже самых маленьких зрителей ждёт новогодний спектакль, который так и называется – «Байкальское чудо». Не будем утверждать безоговорочно, но многие считают, что «ёлки» в «Аистёнке» всегда самые лучшие…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры