издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разговор с философом

Завтра минует сорок дней, как ушёл из жизни прекрасный человек, большой друг «Восточно-Сибирской правды», доктор философских наук, профессор Анатолий Дмитриевич Сирин. Академик Академии гуманитарных наук, лауреат Губернаторской премии и премии святителя Иннокентия, почётный работник Министерства высшего образования, Анатолий Дмитриевич почти сорок лет возглавлял кафедру философии технического университета.

Философами, как и поэтами, рождаются. И это отнюдь не расхожая фраза. Утверждаю это с убеждённостью, ибо пример Анатолия Дмитриевича, вся его жизнь – проявление подвижнической, бескорыстной любви к философии. Впрочем, послушаем, что он сам говорил об этом. В моей домашней библиотеке есть замечательная книга – последнее издание «Общего курса философии», учебника для вузов, с дарственной надписью её автора. «Таким образом, – пишет А.Д. Сирин, – буквальный перевод с греческого «философия» звучит как «любовь к мудрости, любомудрие». «Такое высокое имя у неё не случайно. Философия требует не только от тех, кто занимается ею профессионально, но и от всех, кто только приступает к её изучению, неистощимой любви к знаниям, неиссякаемой жажды познания. В её благозвучном имени соединились две выдающиеся ценности человеческой жизни – любовь и мудрость».

С Анатолием Дмитриевичем мы познакомились и как-то сразу сдружились в далёком 1974 году. Я только начинал работать в «Восточке», вёл в газете вопросы науки и высшей школы, увлекался философией, а Сирин, тогда ещё молодой завкафедрой в политехе, остроумный, ироничный и открытый к общению, частенько заглядывал в редакцию на правах давнишнего автора. Нам было о чём поговорить. Понимая абсурдность тогдашних идеологических штампов и установок, мы, как те авгуры, лишь посмеивались (впрочем, смех подчас и с горчинкой бывал) и готовили публикации типа «Легко ли быть молодым» или «Издержки оптимизма». 

В последние годы мы встречались не так уж часто, но тёплые, дружеские отношения сохранились, так что не случайно в одном из новогодних номеров «Восточки» (в канун 2005 года) появилась наша беседа с Анатолием Дмитриевичем – целая газетная полоса с подзаголовком «Задушевный разговор на отвлечённые темы». Разумеется, газетная площадь не позволила тогда вместить все аспекты дружеского «трёпа», но то, что увидело свет, ещё раз подтверждает особый склад ума моего визави – ироничный, неунывающий, глубокий, искрящийся весельем. Приведу несколько выдержек из того разговора. 

«О.Б.: Анатолий Дмитриевич, вот на что мы действительно горазды, так это наступать на собственные грабли, и не то что дважды – несчётное количество раз! Весь лоб в синяках, а нам всё мало.

А.С.: Что касается граблей, то впору говорить о своеобразии российского менталитета, этаком витании в заоблачной выси. Для нас, пожалуй, самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым – вообразить себя таким. С другой стороны, есть в нашей жизни удивительный парадокс: скромно существующие люди имеют божественную возможность быть счастливее тех, кто купается в роскоши.

О.Б.: Почти Конфуций! Ведь это он находил радость в том, что жил на отрубях с водой, спал, подложив ладошку вместо изголовья. Богатство же, знатность, обретённые нечестно, казались ему проплывающим мимо облаком. Боюсь, Анатолий Дмитриевич, эта философия вряд ли воодушевит ваших студентов да и вообще нынешнюю молодёжь.

А.С.: У нас, русских, есть хорошая пословица: «Богатство – с деньгами, а голь – с весельем». Совсем как у Эпикура: «Весёлая бедность – вещь честная». Но какая же это бедность, если она весёлая?! Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше. Другими словами, кому и в бедности хорошо, тот богат.

О.Б.: Выходит, мы с вами богачи!

А.С.: Не подумайте, ради Бога, что я идеализирую, романтизирую нашу весёлую нищету».

В той же беседе я спросил Анатолия Дмитриевича, как он стал философом, что подкупило его в этой науке, что очаровало?

«А.С.: Сразу на это и не ответишь. В связи с вашим вопросом вспоминается давнишний «бурятский» анекдот. По Ангарскому мосту, может быть, под самый Новый год, в овчинной шубе и с трубкой в зубах спешит в сторону вокзала старый бурят. Вдруг он слышит идущие из-под моста крики о помощи. Тонет человек. Не раздумывая, старик в чём был бросается в воду и вытаскивает утопающего на берег. Не успел он ещё опомниться, появляются журналисты, фотографы. Спрашивают: «Что вас толкнуло на этот поистине героический поступок?». Старик в своём бесхитростном деревенском простодушии и отвечает: «Не знаю, хахая холера меня толхнула».

Так что же меня толкнуло к философии? Думаю, решающую роль здесь сыграла любовь, стремление отыскать корень сущего.

О.Б.: Получается, что одни лишь философы полны любви и мудрость их не покинула.

А.С.: Это вроде бы понарошку получается. Настоящий философ имеет дело не с подлинным счастьем и не с действительной любовью, а с их понятиями, то бишь категориями. Они обретаются в стихии виртуальности. Пока он говорит или пишет о любви, она шмыг – и к другому, который никакого понятия о ней не имеет. Со счастьем и того хуже. Оно почти всегда поворачивается к философу спиной.

О.Б.: А если говорить о той же любви всерьёз, не понарошку?

А.С.: Если всерьёз, то лучше апостола Павла о любви, пожалуй, ещё никто не сказал. Не могу удержаться, чтобы не привести хотя бы несколько слов из его первого послания к коринфянам. «И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею – нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не мыслит зла; не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание прекратится». Трудно что-либо добавить к этим мудрым словам».

Готовя этот материал, я ещё раз перелистал некоторые из книг Анатолия Дмитриевича. И что вы думаете – на последней странице его учебника «Общий курс философии», который, к слову, пользуется большой популярностью в различных вузах страны, на философских кафедрах Академии наук РАН и является самой востребованной книгой в научной библиотеке ИрГТУ, на чистой странице «для заметок» обнаружил запись, сделанную рукой автора. Это как откровение, как завершающий аккорд его размышлений о предназначении философии: «Дух вызывает в душе желания, побуждения и интересы, тем самым оживотворяя личность, придавая смысл деятельности, мобилизуя волю». Философия, по убеждению А.Д. Сирина, родится в жизни духа и от духовной жизни. Поэтому тот, кто желает творить её, должен прежде всего начать духовную жизнь. А духовное бытие есть такое состояние, в котором душа любит божественные предметы, радуется им и творит их.

Жизненный путь Анатолия Дмитриевича, говоря его собственными словами, это активное участие в духовном делании, стремлении к свету и красоте. Давайте ещё раз вернёмся назад, к истокам. Родился будущий философ 23 апреля 1932 года. Окончил Осинскую среднюю школу с серебряной медалью, а затем с отличием юридический факультет Иркутского госуниверситета. Учился в очной аспирантуре Института философии Академии наук СССР, там же защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Его монография, изданная Томским университетом, «Специфика законов общества и их роль в регулировании общественных процессов» (1974 г.) нашла широкий общественный резонанс, в том числе в зарубежных странах. Не потеряла она своего значения и в наши дни. И вообще, если говорить о «духовном делании», о вкладе А.Д. Сирина в философское знание, то надо отметить главное: он жил творчеством. В различных изданиях им опубликовано более 150 работ, в т.ч. четыре монографии. Кроме специальных философских работ, посвящённых главным образом соотношению природы и общества, Анатолий Дмитриевич активно и плодотворно занимался художественной публицистикой, богословием и историей Церкви в Восточной Сибири. По этой тематике им опубликована монография «Необоримая стена», за которую он получил Губернаторскую премию. А его суждения о проблемах культуры, литературоведческие изыскания! Ведь это блеск и глубина мысли, обобщений, прозрений. И далеко не случайным является обращение А.Д. Сирина к творчеству Валентина Распутина, с которым его роднит духовная близость. Результатом погружения в мир распутинской прозы стала книга, посвящённая творчеству писателя и получившая широкий резонанс, в том числе в журнальных и газетных публикациях.

О многогранности интересов А.Д. Сирина уже говорит круг общения. Среди его друзей и единомышленников – учёные, писатели, художники, представители Иркутской епархии. Заслуженный художник России Анатолий Костовский не один год вынашивал мысль написать портрет Сирина – и таки уломал его, усадил перед мольбертом. В результате мы имеем превосходнейший холст с красноречивым названием «Разговор с философом». По времени процесс создания картины совпадает с публикацией в «Восточке» той самой нашей новогодней беседы с Анатолием Дмитриевичем.

Говоря о «духовном делании», нельзя не упомянуть о роли А.Д. Сирина как педагога, воспитателя молодого поколения, о его вкладе в подготовку научных кадров страны, и прежде всего ИрГТУ. Им разработан и осуществлялся оригинальный философский курс по подготовке и сдаче кандидатских экзаменов по философии. Более десяти работ, изданных в Чите, Бурятии, Норильске, Иркутске, было посвящено методике преподавания этого курса. О лекциях Анатолия Дмитриевича, семинарских занятиях до сих пор вспоминают его бывшие питомцы – это был настоящий праздник ума, эрудиции, духовного общения. Семь изданий, к примеру, выдержало подготовленное Сириным учебное пособие для студентов-заочников и вечерников «Философия: 33 вопроса и ответа». В течение многих десятилетий он был членом учёного совета ИрГТУ, под его научным руководством защищено десять кандидатских и две докторские диссертации.

Анатолий Дмитриевич не мыслил своей жизни без постоянного общения с людьми. Трудно назвать место – город, район – в Ир-кутской области, где бы он не побывал с лекциями и публичными выступлениями на темы самые различные – политические, литературные, религиоведческие. Много лет он был консультантом Дома политического просвещения, руководил методологическими семинарами на философские темы.

Не могу не отметить особо его дружбу и деятельное сотрудничество с милой его сердцу «Восточно-Сибирской правдой». Кстати, его первая публикация на страницах «Восточки» вышла в 1949 году. А общее количество опубликованных в газете статей, интервью за прошедшие годы исчисляется десятками.

Он был хорошим семьянином, это отмечают все, кто знал Анатолия Дмитриевича. К слову, дочери своей, Анне, он передал страсть к познанию, к научному поиску. И даже свою любовь к нашей газете. Читатели «Восточки», безусловно, помнят публикации этнографа, кандидата исторических наук, сотрудника Института этнографии и антропологии РАН Анны Анатольевны Сириной.

Прощание с Анатолием Дмитриевичем проходило в Знаменской церкви, с которой в последние годы его связывало очень многое, и прежде всего подлинное богослужение – то, что составляет суть философского учения, его духовную опору.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры