издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Герой истории – народ

  • Автор: Алёна ВОРОТНИКОВА, сотрудник Иркутского художественного музея, для «Восточно-Сибирской правды»

Творчество Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916) отличается удивительной целеустремлённостью. Всё своё вдохновение он отдал воссозданию русской истории и с такой силой, чувством жизненной правды воскресил события далёкого прошлого, словно сам был их участником. Суриков оставил нам семь больших картин на исторические сюжеты, каждую из которых писал по нескольку лет. Одна из них, «Переход Суворова через Альпы», была написана в 1899 году. Этюд к этой картине «Солдат с ружьём, закрывающий лицо рукой» (испугавшийся солдат) украшает зал Иркутского художественного музея.

Василий Суриков родился в Красноярске, в семье, принадлежавшей к старинному казачьему роду. Предки Сурикова – донские казаки, которые вместе с Ермаком пришли в XVI веке «воевать Сибирь».

Сибирь, где мальчик провёл свои детские и юношеские годы, дала будущему художнику запас впечатлений, который позднее стал одним из важнейших источников его образного мышления. Окружала Сурикова «живая старина», которая сохранялась в патриархальном укладе жизни, в одежде, играх и обычаях, в преданиях и песнях, в многочисленных приметах быта.

Страсть к рисованию проявилась у Василия рано. Первые его рисунки привели в гнев родителей. Они были нацарапаны гвоздём на дорогих сафьяновых стульях, украшавших горницу суриковского дома. С детских лет его поражала красочность, живописность мира. Поэтому, нарисовав в детстве карандашом портрет Петра Великого, он его раскрасил синькой, смешанной с соком брусники.

После смерти отца Суриков стал работать в качестве канцелярского служителя в Енисейском губернском управлении. В свободное от работы время он много читал. Уже в юности Сурикова интересовала русская история.

Жажда знаний и любовь к живописи пробудили желание поехать учиться в Академию художеств в Петербург. Взяв от академии всё, что она могла дать, Суриков сумел сохранить в своём творчестве немеркнущие воспоминания юности, яркие образы сибирской жизни.

Исторические картины, созданные Суриковым в разные годы, захватывают зрителей яркостью народных типов и характеров, национальным своеобразием, верностью исторической атмосферы; глубокое проникновение в смысл и дух событий выражено во всём образном строе, в композиции и в самом колорите суриковской живописи.

Подвигу и беспримерной храбрости суворовских солдат художник посвятил картину «Переход Суворова через Альпы» (1899), которая хранится в Русском музее Петербурга.

Монументальное полотно изображает один из эпизодов швейцарского похода русской армии в 1799 году. Переход, совершённый для быстроты через Альпы, проходил в сложнейших условиях: предательское поведение австрийских союзников, постоянно не выполнявших свои обязательства; ежедневные стычки с неприятелем, часто переходившие в сражения (известный бой за Чёртов мост); сама природа, создававшая на пути русской армии неимоверные трудности, – всё это преодолели суворовские солдаты. «Русский штык, – как выразился сам Суворов, – прорвался сквозь Альпы». Швейцарский поход стал достойным венцом подвигов А.В.Суворова.

Для Сурикова было ясно, что в картине огромную роль должен играть пейзаж и как место действия, совершенно непривычное для русского солдата, и как образ опасной и грозной природы, на каждом шагу грозящей смертью. Чтобы почувствовать природу и вжиться в события, художник едет в Швейцарию писать этюды: горы, почти отвесные обледенелые скалы, уходящие ввысь заснеженные кручи. Вспоминая о своей картине, Суриков сказал: «Главное в картине – движение. Храбрость беззаветная». Движение происходит по вертикали: медленно проходит колонна к обрывистому склону, затем – начало скольжения и постепенно всё возрастающая скорость. В зависимости от этого физического движения колонны проявляются характеры и переживания каждого солдата. Живописцу удалось передать в лицах, позах и жестах солдат различные эмоциональные состояния.

Несмотря на то, что сюжет картины не требовал особого углублённого психологизма в трактовке персонажей, Суриков долго и добросовестно трудился над изображением действующих лиц. Он «выискивал» и проверял на «живой» натуре каждый персонаж. «Суворов у меня с одного казачьего офицера написан»,– говорил Суриков. На картине А. Суворов изображён на коне. Поодаль от него по склону с трудом скользит барабанщик, сильно отклонившись назад и зажав в руке палочки. Сосед барабанщика – пожилой гренадёр с суровым обветренным лицом. Впереди, смеясь, идут два молодых солдата. Дальше – спуск. Мы видим седого, испытанного в боях ветерана суворовских походов. Он крестится и бросается в пропасть.

Среди них один солдат изображён испугавшимся. Этюд к этому солдату «Солдат с ружьём, закрывающий лицо рукой» был написан в 1898 году в Москве после возвращения из Швейцарии. Ныне он находится в собрании Иркутского художественного музея.

На этюде – заснеженный склон, на котором сидит солдат, оцепеневший от страха. Чтобы не видеть глубины бездны, он закрыл лицо плащом; мучительная складка на лбу выдаёт его переживания. На большой картине солдат полностью закрывает лицо рукой, а на этюде – наполовину.

Этюд солдата отличается цельностью образа. В нём определился характер героя. В работе, написанной в серебристом колорите, Суриков показал свои пленэрные достижения: чувствуется альпийский воздух и мягкий снег. В полной мере этюд можно называть законченной картиной. Он был приобретён у потомков живописца, семьи Кончаловских, в 1949 году.

В.И. Суриков сочетал в себе самые сильные стороны своих предшественников, русских художников-реалистов, – демократизм, правдивость, глубокую идейность, поразительное знание народной жизни. Выдающийся живописец-колорист и художник-мыслитель, он сумел глубоко понять и с необычайной силой изобразить героя истории – народ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер