издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Людмила Берлина: «Нам всем предстоит год, насыщенный событиями»

 22 сентября депутаты областного парламента собрались на первую в новом парламентском сезоне сессию. Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина, открывая заседание 24 сессии, обозначила задачи, которые депутатам предстоит решать в ближайшие месяцы: 

«Закончились летние парламентские каникулы, и мы снова приступаем к работе. Нам всем предстоит год, насыщенный событиями. Вопросы, которые требуют решения, лежат как в социально-экономической, так и в политической сферах.

Что касается экономики. В августе была опубликована стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Это важнейший документ для всех регионов Сибирского Федерального округа, он является базой для совместной работы федеральных и региональных органов государственной власти.

Безусловно, программа социально-экономического развития Иркутской области, которую нам предстоит принять уже осенью, должна учитывать приоритеты, заложенные в федеральной стратегии развития Сибири в целом.

Сегодня как никогда востребованным мне видится принцип экономического единства Иркутской области. Он подразумевает интеграцию планов развития отдельных муниципальных образований, разных секторов экономики в единую стратегию, определяющую общие цели, задачи, этапы развития и механизмы их достижения.

Каждое муниципальное образование должно видеть собственные перспективы в контексте общих задач, стоящих перед областью. Только в этом случае – органы местного самоуправления смогут строить жизнеспособные планы и действовать, добиваясь видимых результатов.

Осенью нам предстоит утвердить бюджет на следующий год. При этом необходимо, что бы он соответствовал обозначенным Президентом России основным целям и задачам бюджетной политики в стране. В числе этих требований:

— обеспечение бездефицитного бюджета;

— увязка стратегического социально-экономического и бюджетного планирования;

— обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов;

— разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

Ни в коем случае не должны быть забыты и социальные обязательства государства, которые важно обеспечить в полном объеме.

Перед летними каникулами мы приняли ряд поправок, увеличивающих доходную часть местных бюджетов. Эту работу необходимо продолжить. В частности, следует просчитать экономические эффекты от возврата муниципальным образованиям части транспортного налога и налога на доходы физических лиц.

В текущем году начала действовать система, при которой в ходе распределения дотаций муниципалитетам учитывается их работа по повышеннию эффективности использования бюджетных средств. 

Среди ключевых критериев —  минимизация бюджетного дефицита, повышение собираемости собственных доходов,  меры по погашению кредиторской задолженности.

Осенью нам необходимо посмотреть, насколько эффективно работают эти показатели, и не следует ли их пересмотреть, доработать, скорректировать.

Считаю, что нам целесообразно продолжить практику мониторинга депутатами  ситуации в каждом муниципальном образовании Иркутской области.

Это касается и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, и цен на социально-значимые продукты питания, лекарственного обеспечения, ситуацией на рынке труда.

Мы должны обратить внимание и на ход исполнения ряда федеральных законов, принятие которых так или иначе касается жизни большинства жителей области.

Конечно же, здесь речь о реформе бюджетных учреждений. Эта тема затрагивает и областной, и муниципальный уровни управления.

Роль Законодательного Собрания здесь – прежде всего, в осуществлении контроля за ходом реформы и действиями её исполнителей.

Мы не имеем права допустить ухудшения качества всех социально значимых услуг (в образовании, здравоохранении, социальной защите).

Категорически не должно быть расширения списка платных услуг на фоне сужения перечня бесплатных.

Именно поэтому на этой сессии нам предстоит обсудить предложение о создании рабочей группы Законодательного Собрания, которая бы осуществляла соответствующий мониторинг.

Нам предстоит большая работа по учету принятых изменений в федеральном законодательстве.

В период только весенней сессии Государственная Дума приняла почти две с половиной сотни различных законов – которые нужно проанализировать и учесть в областном законодательстве.

В августе мы достигли договоренности с Губернатором Иркутской области Дмитрием Федоровичем Мезенцевым о взаимодействии правовых управлений Правительства и Законодательного Собрания в этом направлении.

Так, во исполнение принятого весной федерального закона нам необходимо принять закон Иркутской области о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. С учетом областной специфики, мы должны определить какие виды общественно полезной деятельности будут преимущественно стимулироваться со стороны области.

Например, у нас в области проживает целый ряд коренных малочисленных народов, соответственно, областной закон может предусмотреть поддержку их общин.

Мы можем решить вопрос о создании целевого имущественного фонда, наподобие фонда для поддержки малых и средних предприятий. Чтобы имущество из этого фонда могло предоставляться только социально ориентированным некоммерческим организациям. 

 Нам предстоит создать необходимую региональную правовую базу и для иных форм их поддержки – информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев.

Не менее важный закон, вышедший в свет в самый канун летних каникул, — «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Система предоставления государственных и муниципальных услуг должна быть существенно модернизирована в соответствии с этим законом:

— в течение ближайших 2 лет должны быть разработаны все административные регламенты на уровне области и муниципалитетов;

— должны быть утверждены стандарты оказания услуг;

— должно быть обеспечено предоставление услуг в электронной форме, для чего на региональном уровне может быть создан специальный портал;

— должно быть обеспечено предоставление основных услуг на бесплатной основе.

Наконец, должны заработать многофункциональные центры, работающие по принципу «одного окна». Хотя закон и не требует этого от субъектов федерации и муниципальных образований, а лишь предусматривает создание таких центров как возможность, совершенно очевидно, что это требование времени – избавить людей от необходимости самим бегать по инстанциям и собирать справки и разрешения в разных органах;

Определенные  наработки в нашей области есть (имею в виду опыт Шелехова). Его  можно изучать и шире внедрять. Если для этого потребуются законодательные изменения – незамедлительно их вносить.   

На повестке дня – продолжение муниципальной реформы. В Государственной Думе на рассмотрении находится очень важный законопроект, которым предусматривается, что администрация муниципального района может выполнять также функции администрации городского поселения – центра этого района. В этом случае администрация городского поселения, соответственно, не создается.

Этот законопроект уже принят в 1 чтении в июле 2010 года. Если такая модель будет узаконена, то это откроет новые возможности для решения проблем ряда муниципальных образований области, таких, например, как Ангарск и Ангарский район.

В сегодняшнем виде обсуждаемый законопроект имеет немало спорных вопросов. Убеждена, что мы должны обратить на него свое внимание, по возможности, поучаствовать в его доработке. Возможно —  выработать и направить в Государственную Думу свои замечания и предложения.

Среди актуальных задач предстоящего сезона – доведение до результата опыта взаимодействия с комитетом Государственной Думы по обеспечению жильем северян, выехавших более 10 лет назад из районов Крайнего Севера.

До конца этого года нам предстоит спланировать свою законодательную и иную деятельность на следующий год.

Большая работа нам предстоит в плане совершенствования механизмов контрольных полномочий Законодательного Собрания по исполнению действующего законодательства.

Мы готовимся к празднованию 350-летия со дня основания Иркутска. Являясь административным центром области, Иркутск, безусловно требует внимания со стороны депутатского корпуса. При этом, мы должны уделить особое внимание не только праздничным мероприятиям как таковым, но в первую очередь проектам, имеющим значение для развития города в долгосрочной перспективе.

В заключение, не могу не сказать еще об одном аспекте работы депутатского корпуса. Помимо участие законотворчестве многие депутаты ведут активную общественную работу. Речь идет и об участии в различных социальных проектах, о благотворительности, о поддержке добровольческих инициатив жителей области, направленных в том числе – на укрепление (в широком смысле) здоровья общества.

В этом контексте хочу сказать несколько слов благодарности Антону Васильевичу Романову за последовательную работу по продвижению в области его авторского проекта «старшие братья». Обращаюсь с этой трибуны к мэрам, главам администраций с предложением ознакомиться с этим проектом и поддержать его в муниципальных образованиях.

Сентябрь 2010 года открывает не только парламентский, но и в целом большой политический сезон, итогом которого станут выборы депутатов Государственной Думы РФ 2011 года. По сути, в предстоящие несколько месяцев будет сформулирована повестка дня для федеральных выборов.

Это обстоятельство во многом определит политические оттенки предстоящего периода.

Естественно ожидать в новом сезоне повышения активности политических партий, обострения конкуренции и публичных дискуссий по самым злободневным вопросам.

В этой связи очень хочется пожелать нам всем, чтобы в пылу политических баталий на переднем плане всегда присутствовала тема развития Иркутской области, основанная на реалистичной оценке событий и наших возможностей». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры