издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Картина должна расти как дерево»

Образный язык Алексея Жибинова не был оценён современниками

  • Автор: Алёна ВОРОТНИКОВА, научный сотрудник художественного музея

«...Живописцы беседуют, лёжа мёртвыми, со следующими поколениями при помощи своих произведений». Эти слова Винсента Ван Гога в полной мере можно отнести к талантливому иркутскому художнику Алексею Петровичу Жибинову (1904–1955).

Творчество нашего земляка занимает особое место в изобразительном искусстве. Несмотря на то что при жизни его живопись не была оценена по достоинству, сам художник до конца дней был предан своему любимому делу. Он стремился к искусству, глубоко отражающему внутренний мир человека, к искусству большого стиля, высокого профессионального мастерства и широких философских обобщений.

Алексей Жибинов родился в глубинке Красноярского края в семье мелкого служащего из крестьян. Семья была большая, и, будучи старшим из детей, Жибинов уже с одиннадцати лет начал работать. Тяга к знаниям была сильной, поэтому параллельно с работой он учился сначала в школе, потом – в Иркутском государственном университете на литературном факультете. С детства Жибинов любил много читать, сам писал стихи. Однако судьба распорядилась иначе. Алексей Петрович стал художником, хотя до самой смерти не расставался с литературой.

Первым его учителем по живописи становится Иван Лаврович Копылов, организовавший первую студию-мастерскую в Иркутске. Этот незаурядный человек был опытным педагогом-художником. Окончив частную академию Жюльена в Париже, он, будучи «патриотом своего края», возвращается в родной город. Несмотря на то что  Копылов был воспитан на традициях французского искусства, он внушал иркутским студентам «веру в великую миссию советских художников», заронил мысль, что «на их долю падает честь открыть миру эру нового возрождения искусства». Копылов развил в своём ученике чувство цвета, пробудил фантазию, наблюдательность, внимание к натуре. Эти качества ярко проявились в ранних работах художника «Слепые музыканты», «Скрипач», «Музыканты. Дуэт», «Музыканты. Трио», в которых ощущается влияние не только французской живописной культуры, но и древнерусского искус-ства, завоевавшего к тому времени всемирную славу. В каждой картине линейная музыкальность и тонкие созвучия неярких цветов, изысканная ритмика создают негромкую, проникновенную мелодию.

Синее солнце. Слепые музыканты. 1920-е годы

Выйдя из студии Копылова, Жибинов не останавливается на достигнутом и в 1929 г. едет в Москву и Ленинград увидеть своими глаза шедевры западноевропейского и русского искусства в Эрмитаже, Русском музее и Третьяковской галерее. Понимая, что ему необходимо развиваться дальше, он выбирает мастерскую уникального ленинградского художника Павла Филонова. Жибинова поразило не столько содержание его работ, сколько не-обыкновенная манера письма. На полотнах Филонова, кропотливо, детально выписанных, мельчайшие мазки, соединяясь, создают законченный живописный образ. Филонов был создателем концепции нового «аналитического искусства», которое предполагало развитие картины от частного к общему, а не наоборот, как принято в классической традиции. Филонов считал, что «картина должна расти, как дерево»: из микромодуля, от абстрактной «единицы действия», от беспредметности – к предметному миру. От Филонова Алексей Жибинов перенял такое важное для художника качество, как «сделанность произведения».

«Красная Армия» (1931), «Музыка» (1933), «Прогулка» (1934), «Девушка с голубем» (1933), «Портрет писателя Н. Асанова» (1933) – картины, в которых явно чувствуется влияние филоновского метода, но творчески переработанного, с созданными автором образами. Показывая мир отдельного человека, Жибинов стремится через него отразить идеалы времени.

Природа для Жибинова всегда была источником вдохновения. Но из-за большой занятости он довольно редко имел возможность бывать на плэнере: зимой он преподавал в художественном техникуме, а летом служил в армии.

Поэтому природа в его картинах увидена им из окна мастерской, она служит фоном для его философских натюрмортов. В звучании цветовой гаммы его произведений чувствуется влияние импрессионистов: в них много света, лёгкого движения, воздуха.

Великая Отечественная война надолго прервала творческую деятельность художника. Всю войну Жибинов находился на передовой линии фронта (в Сибирской стрелковой дивизии). Его тяготит мысль, что он не может заниматься живописью. Он пишет с фронта жене: «Я думаю о моей живописи. В голове создаются целые живописные поэмы о войне, о людях войны, о мире и о людях мира. Я думаю о живописи и о таком слове в ней, которого ещё никто не сказал. Я скажу это новое слово. Оно зреет во мне. Облекается плотью мыслей, которые и родят откровение».

Это «новое слово» выразилось в монументальных произведениях на военную тему: «Офицер, сдерживающий коня» (1946) и «Красноармейский дозор в Норвежском фиорде» (1945). Только в символической форме война могла предстать в лирическом воображении Жибинова. Однако, к большому сожалению, образный язык его полотен не был понят в то время. Художник подвергся резкой критике за уход от принципов соцреализма. Это было началом трагедии. Его работы перестали принимать на выставки, обвиняя Жибинова в безыдейности. Художник же в своих тематических картинах стремился к созданию монументально-героического стиля, требующего нового живописного языка. А понятие новаторства в области художественной формы тогда не принималось, и художник обвинялся в «отступничестве» от советской действительности.

Не была оценена картина «Песнь о Ленине», которую он считал главным делом своей жизни. Художник в порыве отчаяния уничтожил её. Остались только четыре эскиза к ней.

Тем не менее жизнь без творчества для Жибинова была немыслима. Живопись того времени («Осень», «Комната», «Натюрморт с багульником») несёт в себе сдержанную силу чувств, драматизм и духовную наполненность. Но и она подвергается критике, которая становится для художника последней каплей, приведшей его к отчаянию.

В последнем творении (реквиеме) – «Умолкнувшая скрипка» (1955) – живописец выразил свои мысли, мучения, надежды. Скрипка Жибинова – это символ творчества, символ вечного искусства. Мы как бы слышим вопрос: нужно ли моё творчество людям? Судя по тому, какой успех у нового поколения зрителей имели посмертные выставки Жибинова, можно с уверенностью ответить: его скрипка не умолкла. Художник просто опередил своё время, творил по собственным законам, не оглядываясь ни на кого. Его творчество осталось людям. Коллекция картин  Жибинова была передана в художественный музей после смерти его женой.

Алексей Петрович Жибинов настойчиво искал свой путь в искусстве. К большому сожалению, он не смог реализовать свои творческие возможности в полной мере. Однако созданные им образы глубоко эмоциональны, они являются результатом размышлений художника о жизни, людях, природе, искусстве.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры