издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И хорошее настроение не покинет больше вас

И
хорошее настроение не покинет
больше вас

Андрей ЧАЩИН,
журналист

В жизни
каждого человека случается хорошее
настроение. Иногда оно появляется
независимо от обстоятельств, само
по себе, как неожиданный луч,
солнечный зайчик, пробившийся
сквозь пасмурную завесу. И тогда
лицо человека светлеет, глаза
излучают улыбку, хочется
воскликнуть себе, своему
настроению, всем
встречным-поперечным прохожим:
"Остановись, мгновенье, ты
прекрасно!"

Как
запечатлеть счастливый миг в
быстротечном и унылом потоке
будней. Совет прост, почти гениален:
зайдите в фотосалон. Но не в первый
попавшийся. Фотозабегаловок, где
пекут "блины" на документы,
хватает — салонов, в которых
сделают художественный
фотопортрет, в славном городе
Иркутске, к сожалению, раз-два и
обчелся. Почему и отчего их стало
мало? Ответ прост, почти тривиален:
фотография, в том числе цветная,
стала доступна всем. Каждый может
щелкнуть каждого. Обилие бытовой
фотоаппаратуры — "мыльниц",
фирменный сервис проявки и печати
породил конвейер. Конвейер ярких,
но безликих изделий. О
художественном уровне
"фотобытовухи" говорить не
приходится. Побеседуем лучше о
подлинном искусстве портрета с
человеком, который является не
только ценителем, но и мастером
этого жанра. Александр ЯНОВ —
директор фотосалона "Софит".

— Вы никогда
не задумывались над тем, почему мы
все такие похожие? На улице, в
транспорте, на домашних
фотографиях? А дело в том, что такое
однобразие, я бы сказал, стертость
лиц, — от источника света. На улице
это солнце, в помещении источников
может быть несколько. Но все они,
как правило, создают иллюзию
солнечного освещения, поток
рассеивается сверху вниз.

В
художественном салоне же целый
набор специальных осветительных
приборов — софитов. Основной свет
(он называется рисующим) излучает
самый мощный софит. Заполняющий
свет, который скрадывает тени на
лице, направляется от боковых
приборов. Свет в нашей работе — это
все или почти все. Залог успеха или
неудачи. Игра теней может исказить
человеческое лицо, состарить, даже
изуродовать. Поэтому с любым
клиентом перед съемкой приходится
повозиться: произвести позировку —
надлежащим образом усадить,
"установить" лицо,
"поиграть" софитами —
сформировать наиболее выгодное и
благоприятное освещение. Чем-то
этот процесс напоминает творчество
скульптора. Фотохудожник тоже
"лепит" человеческое лицо,
только не резцом и руками, а лучами
света.

Подбор
световых средств и световой гаммы
для каждого лица индивидуален, как
индивидуальны и неповторимы
человеческие натуры и характеры.

— Салонное
изображение почти всегда льстит
внешности клиента. Так, наверное, и
должно быть. Тем не менее многое
хотели бы лицезреть на портрете не
некую модель, близкую к идеалу, а
живую пластику, живое настроение.

— Если речь
идет о художественной фотографии, а
я говорю именно о ней, то элементы
психологического портрета
обязательны и для салонных работ.
Представьте себе, приходит
посетитель, хочет
сфотографироваться не на паспорт, а
"на память". А я вижу — человек,
что называется, "замерз", зажат
так, что ничего живого из него не
вылепишь. Говорю: сядь на диванчик,
посиди, успокойся, отдались
маленько от всех забот. Момент
общения перед съемкой недолог — 3-5
минут, но он очень важен. Каждый
такой фрагмент — своеобразный
психологический этюд. Иногда
достаточно просто поддержать
настрой, порой приходится выждать
время, отвлечь от каких-то проблем,
излишнего волнения вопросом,
разговором. Угадать настроение, по
возможности подкорректировать его
— все это приходит с опытом.
Главное, чтобы человек
почувствовал доверие к мастеру,
только тогда исчезнет маска
озабоченности и лицо прояснится. Ну
а дальше дело техники — осветить
лицо, озаренное улыбкой, и портрет
готов. На добрую память о хорошем
настроении.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры