издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Железный путь Алексея Воротилкина

Почти год назад Алексей Воротилкин стал начальником Восточно-Сибирской железной дороги, но он так и остался одной из самых загадочных фигур региональной деловой элиты. В преддверии Дня железнодорожника «Конкурент» встретился с главным железнодорожником Иркутской области. О том, как прошёл первый год в новой должности, о семье и увлечениях Алексей Воротилкин рассказал нашему корреспонденту ЕЛЕНЕ ДАВЫДОВОЙ.

О том, что Алексей Воротилкин — потомственный железнодорожник, известно многим. Его отец начинал с детской железной дороги. «Отцом горжусь. Сейчас он на пенсии, я часто звоню и разговариваю с ним по различным вопросам, часто о железной дороге», — говорит начальник ВСЖД. Атмосфера, в которой он рос, оказала влияние на выбор профессии. Он жил в городе Железногорске-Илимском, где всё завязано на промышленном гиганте — Коршуновском ГОКе. Даже названия с ним связаны: Дом культуры «Горняк», гостиница «Магнетит»… «Это сыграло свою роль: как все, горняком быть не хотелось, — вспоминает Воротилкин. — Поэтому до армии я работал монтёром в дистанции сигнализации и связи. Потом пошёл в армию, служил в войсках связи. Вернувшись, понял, что связь — это не моё, и стал помощником машиниста в локомотивном депо».

— Когда вы поняли, что железная дорога — это ваше?

— Трудно сказать. Когда начал работать машинистом, понял, что железнодорожник — хорошая профессия, надёжный кусок хлеба, ведь к тому времени я уже женился. Мне довольно рано предложили занять первую командную должность — в 27 лет стать машинистом-инструктором. Помню, тогда сказал начальнику депо станции Коршуниха Анатолию Сысолятину: «Да рано. Это должность, где должен быть определённый авторитет, у машиниста-инструктора должен быть жизненный багаж». Он ответил: «Кто, если не мы?». Я подумал и согласился. Тогда было совсем другое время. Мою кандидатуру обсуждало партийное собрание локомотивного депо, много было высказано. Я помню, машинист Кочановский встал и сказал: «А не рано ли ему?»

Когда мне предложили стать начальником депо станции Коршуниха, кандидатуру уже утверждало бюро райкома партии. Начальником депо я стал в 1989 году со стажем работы в командной должности всего шесть месяцев. Это был самый сложный для меня период. Сейчас я понимаю, что нельзя назначать руководителем предприятия человека практически без опыта. Нужны промежуточные ступени. Я не хочу сказать, что я вундеркинд, но было тяжело справиться с тем объёмом работ и с той ответственностью.

— При каких обстоятельствах вы узнали, что станете начальником ВСЖД?

— После того, как Президент России предложил кандидатуру Александра Тишанина на пост губернатора, встал вопрос о том, кто будет работать вместо него. Я знаю, что рассматривалась не только моя кандидатура. 1 сентября президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин вызвал меня в Москву и спросил, готов ли я занять эту должность. Если такое предложение поступает, просто не может быть разговоров вроде «буду — не буду, хочу — не хочу». В России всего 17 начальников железных дорог. Быть в их числе не только почётно, но и очень ответственно. В этот момент мне нужно было всё взвесить, оценить собственные силы и тех, кто будет работать в моей команде. Поверьте, даже свыкнуться с этой мыслью было поначалу непросто.

— Кому в первую очередь рассказали о поступившем предложении?

— Супруге сказал, когда в Москву полетел. Она тоже железнодорожница и всё время спрашивала: «А кто у нас будет начальником дороги?». Но в тот момент, когда собрался в Москву, она обо всём сама догадалась.

— Как вы можете охарактеризовать стиль вашего руководства?

— Он во многом определяется спецификой предприятия. Дорога железная и дисциплина должна быть железная. Отсюда и стиль формируется.

— Сейчас поддерживаете отношения с Александром Тишаниным?

— Александр Георгиевич Тишанин — высшее должностное лицо региона. ВСЖД — одно из важнейших инфраструктурных предприятий региона, к тому же один из базовых налогоплательщиков. По итогам 2005 года железная дорога как раз признана лучшим налогоплательщиком Иркутской области. В областной бюджет перечислено 4 миллиарда 600 миллионов рублей. Так что у нас с губернатором крепкие конструктивные отношения.

Есть и личное моё отношение к Александру Георгиевичу. Было бы неудобно подвести человека, рекомендовавшего меня на этот пост. И если бы в отлаженной системе ВСЖД вдруг что-то расстроилось, я бы считал, что подвёл в первую очередь его. Дорога после смены руководителя удержала лидерские позиции. Да и область, как показало время, только выиграла с приходом нового губернатора. Доказательство последнего — успешно проведённый референдум, более чётко выстраивается бюджетная политика. По важным для области и нашего предприятия проблемам мы находим оптимальные решения. Впрочем, так и должно быть. Это нормально.

У семьи спартанский образ жизни

Если о взаимоотношениях с региональной властью Алексей Воротилкин рассказывает охотно, то о семье с журналистами говорить не привык. На все вопросы сначала отвечал скупо и углубляться в тему не хотел. И только к концу интервью раскрылся и рассказал, что с супругой, Анной, познакомился на танцах. «Раньше где можно было знакомиться — на танцах и в кино. Помню, в сквере играл духовой оркестр, — вспоминает начальник ВСЖД. — Сейчас молодые в клубах знакомятся, но кого ты там разглядишь?». Но тут же добавляет, что не стоит говорить, мол, в наше время молодёжь была лучше: «Сегодня можно сказать, что по многим вопросам мы от своих детей отстали. Они гораздо лучше нас ориентируются, к примеру, в технике. Дашь сыну незнакомую для него модель сотового телефона, он через 10 минут уже полностью в нём разбирается. Мне же нужно читать инструкцию», — улыбается наш собеседник.

— Старшему сыну, Антону, 23 года. Он недавно вернулся из армии, сейчас работает. Младший, 15-летний Олег, учится в лицее ВСЖД. Кем хочет стать, пока не решил. В этом вопросе я на него давить не собираюсь. Это раньше считалось, что если ты железнодорожник, то и дети должны быть железнодорожниками. А сейчас всё по-другому. Заставлять нельзя. Зачем? Вдруг в 30-35 лет он скажет, что это — не его? Хотя так сложилось, что все мы работаем на железной дороге — мои братья, жена и жёны братьев, их дети учатся в железнодорожном институте, лицее.

— Старший сын сознательно принял решение служить в армии? Ведь сейчас многие стараются «откосить»…

— Положено, пусть идёт. Отслужил, сейчас работает и нормально. Жизнь не обманешь: можно сегодня «откосить» от армии, завтра ещё что-то… А послезавтра, когда имени отца не будет, что делать? Надо готовиться к жизни с детства.

— Часто удаётся побыть с семьей?

— К сожалению, нет. Сегодня суббота, я на работе, а ещё много дел. В общем, у семьи спартанский образ жизни.

— Видитесь с ними только по вечерам?

— В основном именно так.

— И по воскресеньям?

— И то не всегда. Я всегда на работе, даже в отпуске. По-другому просто быть не может: железная дорога не та структура, здесь начальник не может быть просто представителем.

— А где вы Новый год проводите?

— В Иркутске. Последний праздник встречали втроем: я, жена и младший сын. Старший тогда в армии служил. Дома нарядили ёлку. Хорошо было!

— Какой отдых любите?

— Активный. Много впечатлений получил от сплава по горной реке в Тофаларии. Предпочитаю отдыхать в России — здесь столько неизведанного… Кстати, в Тофаларии был в пещере первобытного человека, испытал особые чувства, которые не всегда можно выразить словами. Но даже на отдыхе не получается отказаться от привычного ритма жизни: на третий день всё равно встаю в шесть утра — хоть заводи, хоть не заводи будильник!

— Говорят, что вы поклонник горных лыж…

— Четыре года назад я попробовал первый раз, мне понравилось. Теперь вся семья катается. В этом году четыре раза был в Байкальске, больше не получилось.

— У представителей властных структур появилась новая мода: проводить выходные с семьёй на даче.

— Я противник дач. Как только начались дачи и люди на приусадебных участках стали решать свои продовольственные вопросы, в стране закончилась активная общественная жизнь. В субботу-воскресенье все работают на даче, вместо того, чтобы отдыхать, а в понедельник приходят на работу уставшими. У меня была дача, когда я был начальником депо. Я приезжал туда максимум три раза в год: когда сажал картошку, окучивал и выкапывал. Надо определиться: или дача, или ещё что-то. Если ты работаешь на этой должности, для тебя отдых — это работа, любимое занятие — это работа. В противном случае — уходи.

— На чтение книг время остается? Что сейчас читаете?

— Остаётся. Газеты и журналы читаю в обеденный перерыв на работе. Вечером — художественную литературу. Нравятся исторические произведения Валентина Пикуля. Сейчас читаю «Фаворита». У меня дома есть полное собрание Пикуля, Юлиана Семёнова, Аксёнова.

— Традиционно мужчины — хорошие кулинары. Вы любите готовить?

— Люблю, особенно в казане. В нём я могу приготовить всё, что угодно: мясо, курицу, рыбу. Вообще знаю много различных рецептов. У нас это семейное: жена — первоклассный повар. В своё время специально училась. Она всё очень вкусно готовит.

Начальник и президент

Несколько месяцев назад у Алексея Воротилкина появилась новая ипостась. Теперь он не только начальник Восточно-Сибирской магистрали, но и президент Некоммерческого партнёрства товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области. Хотя этого и следовало ожидать. Так уж сложилось в Иркутской области, что начальники дороги традиционно возглавляют партнёрство.

— Что значит для вас избрание президентом партнёрства?

— Это дополнительная обязанность и огромная ответственность. Когда отвечаешь только за железную дорогу, в партнёрах видишь одну сторону медали: чем больше вы произведёте, тем я больше увезу. Сейчас нужно смотреть и с другой стороны: делать всё для развития экономики области, и прежде всего — для малого и среднего бизнеса. А он будет развиваться только вокруг крупного бизнеса, который мы представляем. К примеру, сегодня ВСЖД обеспечивает своими заказами по пошиву спецодежды ряд швейных компаний Иркутской области. Выгодно и нам, и нашим партнёрам. Нужно сделать так, чтобы другие крупные предприятия области максимально использовали местный потенциал. Речь идёт о ресурсах и рабочей силе. А это — дополнительные налоги в областной бюджет.

— Неоднократно заявлялось, что дорога планирует увеличить объёмы перевозок нефти в Китай до 15 тыс. тонн в год. Что сделано в этом направлении?

— Всё, что заявлено, мы делаем. Более того, мы сегодня способны на 30-40% увеличить объёмы перевозок, наши клиенты, кстати, и не сомневаются в этом. Но сегодня перевозится на 40% меньше, чем в прошлом году. При этом железная дорога не является ограничителем, а скорее, сами нефтяные компании ограничивают объёмы поставки нефти на внутренний и внешний рынки. Поэтому это вопрос не к нам. Свои обязательства по увеличению пропускной способности мы выполняем: принятая ОАО «РЖД» программа «Кузбасс — Дальний Восток» предусматривает миллиардные инвестиции. Удлиняем станцию Большой Луг, расширяем горловину станции Слюдянка, инвестируем в станции Суховская, Мысовая, Ангарский узел. Наша инфраструктура постоянно развивается. Если раньше, на станции Суховская, чтобы подать вагон под налив нефти, приходилось делить состав на две части, потому что не было длинных путей, то сейчас на путь входит 90 вагонов. В сентябре на ВСЖД появятся новые тепловозы, которые будут ходить от Улан-Удэ до Наушек. Станцию Наушки реконструировали, за два года вложено почти 700 млн. рублей. В будущем это будет один из лучших российских пограничных переходов.

— Проблема убыточности пассажирских перевозок остаётся актуальной для ВСЖД. Есть ли планы по её решению или она останется вечной?

— С 1 июля создана федеральная пассажирская дирекция, это отдельная бизнес-структура, со своим бюджетом. Но нужно сразу сказать, что без помощи государства эту проблему не решить, создавай не создавай различные структуры. И это не российская проблема. Во всех развитых странах государство дотирует из бюджета пассажирские перевозки.

В ходе реформирования ОАО «РЖД» происходит организационно-правовое и финансовое обособление грузовых и пассажирских перевозок. Поэтому никто, кроме государства, не будет компенсировать убытки от пассажирских перевозок.

Президент «РЖД» Владимир Якунин убедил президента страны, правительство и Госдуму РФ в необходимости субсидирования пассажирских перевозок. В федеральном бюджете 2007 года предусмотрено 10,7 млрд. рублей на покрытие убыточности. Можно сказать, положено начало решению вопроса государственной важности.

— Известно, какая сумма будет Иркутской области выделена? Хватит ли её?

— Одномоментно решить проблему убыточности невозможно, но на данном этапе реформирования компании средств будет достаточно. Вы не забывайте, что сама пассажирская дирекция, а в дальнейшем компания, заинтересована в развитии и расширении услуг пассажирам, оптимизации своих затрат.

— Минул почти год, как вы стали начальником Восточно-Сибирской железной дороги. Что из сделанного считаете самым важным?

— Самым важным считаю доверие коллектива и то, что дорога работает стабильно. Можно много чего рассказать — и там путь сдали, и там дом построили. Пусть оценивают те, кто придёт потом. Поезжайте на линию и спросите, что начальник дороги сделал. Вот это будет реальная оценка.

Первая задача, которую я себе поставил, когда стал начальником дороги, — со-хранить нормальный ритм работы. Ведь смена руководителя за месяц до наступления зимы предполагает определённые трудности. Зиму мы отработали стабильно. По итогам полугодия финансово-экономические показатели дороги достаточно прочные. По ряду основных мы ушли вперёд — по погрузке, участковой скорости, а также по использованию подвижного состава. Есть показатели, по которым ВСЖД — лучшая по всей сети дорог. К примеру, пробег локомотива сейчас превышает 800 км. Пока мы не достигли уровня 1988 года (этот год обычно используется для сравнения потому, что он был самым удачным для российских железных дорог. — «Конкурент») только по погрузке.

Восточно-Сибирская железная дорога работает стабильно и качественно благодаря усилиям наших тружеников. Несмотря на все трудности, с которыми нам приходится сталкиваться в работе, железнодорожники преданы своему делу.

Система железнодорожного транспорта защищена на нескольких уровнях: не сработает одна цепочка — другая защитит, не сработает вторая — защитит третья, пятая, десятая. Реформы, которые идут в нашей отрасли, — поэтапные, неспешные, продуманные, растянутые по срокам. При этом они никогда не будут проводиться за счёт пассажиров — мы этим неукоснительно руководствуемся.

В канун нашего праздника — Дня железнодорожника — хотелось бы пожелать всем работником железной дороги, членам их семей, ветеранам ВСЖД крепкого здоровья, успехов в работе и счастья!

Железнодорожный транспорт всегда стабильно работал — и во времена «перестройки», и в годы становления демократии. Не зря говорят, что железная дорога — стальные артерии страны. Составы идут в любую погоду, в любое время года. У всех жителей области есть твёрдая уверенность, что поезд довезёт до места, а груз прибудет в целости и сохранности.

Алексей Валерьевич Воротилкин родился 7 мая 1961 года в городе Зима Иркутской области. Служил в армии, заочно окончил Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Электрификация железнодорожного транспорта». Начинал работать электромонтёром на дистанции сигнализации и связи Коршуниха-Ангарская. В 1997 году возглавил локомотивное депо станции Лена, через год стал главным ревизором по безопасности движения и заместителем начальника отделения дороги. В 1999 году был переведён в управление ВСЖД на должность главного ревизора по безопасности движения поездов Северобайкальского участка ВСЖД.

В октябре 2000 года становится первым заместителем начальника службы локомотивного хозяйства, а менее чем через год — главным ревизором по безопасности движения поездов и заместителем начальника ВСЖД. С октября 2002 года — заместитель начальника железной дороги по локомотивному, вагонному хозяйствам и электроснабжению. В сентябре 2005 года руководство ОАО «РЖД» назначило Алексея Воротилкина начальником Восточно-Сибирской железной дороги.

Женат, воспитывает двух сыновей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры