издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ради порции адреналина…

На железнодорожных переездах сложилась тревожная ситуация

«Берегись автомобиля» - название этого популярного российского кинофильма как нельзя лучше характеризует ситуацию с безопасностью движения на железнодорожных переездах России. За восемь месяцев текущего года на железных дорогах было допущено 161 столкновение поездов с автотранспортом. В шести случаях - с пассажирскими автобусами. Пострадало 177 человек, 69 из них погибли. Что же является основной причиной столь резкого роста ДТП на железнодорожных переездах? На этот и другие вопросы в беседе с нашим корреспондентом отвечает главный ревизор по безопасности движения ВСЖД Валентин Искоростенский.

— Во всех случаях причинами ДТП стали грубые нарушения правил дорожного движения водителями автотранспорта, которые не сумели правильно оценить дорожную обстановку, пытаясь проскочить через железнодорожные пути в непосредственной близости от приближающегося локомотива. Тормозной путь железнодорожного состава составляет около полутора километров, и потому рассчитывать, что поезд сумеет вовремя остановиться, просто бессмысленно. Пожалуй, все водители это знают, однако либо по беспечности, либо ради «порции адреналина» идут на неоправданный риск. Нарушители игнорируют красный сигнал светофора, объезжают, а то и вовсе ломают шлагбаумы.

Несомненно, что единственно безопасный способ пересечения железнодорожных путей с автодорогами — это пересечение на разных уровнях. Только так можно будет устранить пресловутый «человеческий фактор».

Протяжение Восточно-Сибирской железной дороги от станции Юрты до станции Петровский Завод и от станции Тайшет до Хани составляет 3848 километров, и в среднем через каждые 26 километров расположен переезд. Всего на ВСЖД насчитывается около 250 переездов, из них треть находится в городской черте. При этом охраняемых — всего 51. В нынешнем году уже зафиксировано порядка двухсот нарушений правил проезда, произошло шесть случаев ДТП, в которых пострадали шесть человек.

Сегодня все переезды главных и станционных путей оснащены автоматической светофорной сигнализацией, а охраняемые переезды — автоматическими шлагбаумами, на каждом имеется связь с дежурными по станции и радио-связь.

Более того, Восточно-Сибирская железная дорога на сегодня — единственная на РЖД, где все охраняемые переезды оборудованы дополнительным средством за-граждения — «барьер-автоматами». Практически везде установлены плакаты: «Водитель! Остановись у красного сигнала переездного светофора! Прояви выдержку! Уступи дорогу поезду» и т.д. Всё это преследует одну-единственную цель — привлечь внимание водителей и сделать переезды максимально безопасными.

На обустройство переездов только в этом году будет затрачено 85 миллионов рублей. Концепция по повышению уровня безопасности движения на переездах до 2010 года предполагает ежегодно выполнять на ВСЖД капитальный ремонт 20 переездов. На 15 из них предусмотрено уложить новые конструкции дорожного покрытия из резинотехнических плит. Принято решение, по которому при производстве капитальных ремонтов переездов обязательно будет производиться реконструкция по исправлению угла пересечения и профиля автодороги, расширения её проезжей части, улучшения обзорности и так далее.

— Может быть, одним из путей снижения числа дорожно-транспортных происшествий должно стать уменьшение или даже закрытие переездов для автотранспорта?

— Лучшая альтернатива переезду — его отсутствие. Начиная с 1997 года на Восточно-Сибирской железной дороге было закрыто 68 дорожных переездов, это позволило снизить общее количество ДТП более чем в два раза. Мера эта, конечно, радикальная и не всегда ею можно воспользоваться. Дело в том, что окончательное решение по закрытию переездов принимают местные власти с учётом мнения жителей, которые, как правило, очень неохотно отказываются от привычных маршрутов передвижения даже в пользу повышения личной и общественной безопасности. Мы понимаем, что это социальная проблема и сразу её решить не всегда представляется возможным. Дорога ведёт целенаправленную работу, и со временем в целях безопасности будут ликвидированы все малодеятельные и утратившие своё функциональное предназначение переезды.

— Но между тем вы вновь открываете закрытые прежде переезды…

— Действительно, в конце июня этого года в Черемхове мы вновь открыли переезд. Руководство дороги пошло навстречу просьбам горожан и городских властей, и, более того, на этом участке дороги были проведены серьёзные ремонтные работы, вместо шлагбаума теперь там действует автоматическая установка заграждения.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что с открытием переезда в городе возросло количество нарушений правил дорожного движения. За один только месяц после начала работы переезда дежурные зафиксировали 28 проездов на красный сигнал светофора, едва не произошло два серьёзных ДТП. Лишь экстренное торможение грузового поезда и то, что у переезда оказалось достаточно много людей, успевших убрать машину с пути, позволили избежать очередной трагедии.

Пример с переездом в Черемхове особенно показателен ещё и потому, что его открытию предшествовала серьёзная лоббистская компания со стороны администрации города. Местные власти не скупились на всевозможные клятвы, заверения и обещания. Однако практически все они сегодня забыты. Так, обязательства по строительству подъездных путей к переезду, которые брала на себя местная администрация, не выполнены до сих пор. Всё ещё не решён вопрос качественного обеспечения безопасности со стороны городской ГИБДД, отсутствует чёткая и планомерная работа с населением через средства массовой информации.

Между тем после открытия этого переезда и другие административные образования Республики Бурятия и Иркутской области — Тулун, Алзамай, Головинская, Осиновка, Забитуй — выступают с требованиями открыть «законсервированные» участки. Не хотелось бы, чтобы давление со стороны жителей и администрации этих территорий опять возобладало над здравым смыслом.

— Какие переезды считаются наиболее опасными в области и где нужно в первую очередь строить путепровод?

— Прежде всего это места пересечения железнодорожной магистрали с федеральными автодорогами. Особенное беспокойство у нас вызывает переезд на станции Глубокая, где крайне ограниченная видимость как для водителей транспортных средств, так и для локомотивных бригад. При этом здесь очень высокая интенсивность движения, проходят междугородные автобусные маршруты.

Чтобы уменьшить количество дорожных происшествий, на станции Глубокая были сделаны аварийные съезды для машин на приближении к переезду, расширена проезжая часть, вывешены растяжки, предупреждающие об опасности. Однако всех этих мер для полного устранения аварий, к сожалению, недостаточно. Количество ДТП на этом участке по-прежнему велико. И единственным решением данной проблемы, на наш взгляд, должно стать строительство путе-провода.

Общая сметная стоимость строительства составляет порядка 345,8 миллиона рублей. В текущем году Росавтодором на эти цели выделен лимит финансирования в размере 30 миллионов рублей — сумма для столь серьёзного объекта несоразмерно мала, и у нас есть опасения, что строительство путепровода, увы, может превратиться в очередной долгострой.

— А где ещё планируется или идёт строительство путепроводов на ВСЖД?

— При строительстве семи путе-проводов и завершении строительства транспортной развязки по станции Тайшет в области появится возможность закрыть 13 железнодорожных переездов.

На днях будет сдан в эксплуатацию путепровод в Тулуне. Железная дорога свою часть работы уже завершила. Ждём, когда муниципалитет закончит прокладку подходов к мосту.

Возможно долевое участие ОАО «РЖД» в строительстве путепровода в Нижнеудинске, в случае если администрация города возьмёт на себя проектно-изыскательские работы для определения стоимости его строительства.

— Какова роль служб ГИБДД и органов власти в повышении безопасности движения на переездах, как у вас выстраиваются отношения с ними?

— ВСЖД работает в тесном взаимодействии со службой ГИБДД, основная задача которой как раз и заключается в том, чтобы обеспечивать безопасность проезда транспортных средств. Идеальным решением для снижения количества аварий было бы открытие на переездах постов ГАИ. Как показывает практика, эти меры весьма эффективны, но мы понимаем, что в силу объективных причин на всех 250 переездах установить такие посты в настоящее время просто не представляется возможным. Однако, на наш взгляд, на наиболее напряжённых в транспортном отношении узлах посты ГИБДД необходимы. Конечно, наши дежурные фиксируют случаи нарушений правил на железнодорожных переездах, но не всегда меры, предпринимаемые в отношении нарушителей, доводятся до конца. В целом же мы совместно проводим рейды и другие мероприятия.

Здесь, на наш взгляд, необходимо активизироваться и органам местной власти, ведь именно по их просьбе дорога открывает переезды. И кому как ни им следует озаботиться проблемой безопасности граждан. Однако до сих пор полного взаимопонимания с властями железной дороге достичь не удаётся. В то время как вопросы эти требуют принятия безотлагательных мер, поскольку речь идёт, прежде всего, о сохранении человеческих жизней.

— Что бы вы могли сказать водителям транспортных средств?

— Мы все, независимо от нашего возраста и статуса, являемся и пешеходами, и водителями. И я хотел бы ещё раз обратиться ко всем, кто садится за руль автомобиля, и в особенности — к частным владельцам транспортных средств, поскольку именно они в подавляющем большинстве случаев создают аварийные ситуации на переездах. Соблюдайте правила проезда, будьте предельно внимательны и осторожны на сложных перекрёстках! Ведь, как известно, «осторожность — мать безопасности».

Беседовала Ирина ОГИЕВА

НА СНИМКЕ: В.Искоростенский

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры