издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полумерами преступность не одолеть

Программа борьбы с криминалом должна быть подкреплена финансированием

Криминальная обстановка в регионе остаётся сложной. Это ещё раз подтвердила последняя коллегия ГУВД Иркутской области, на которой были подведены итоги борьбы с преступностью за первый квартал нынешнего года. Число зарегистрированных преступлений выросло по сравнению с прошлым годом на 5%. Отмечен рост разбоев, грабежей, краж. На треть увеличилось количество правонарушений, совершённых в общественных местах.

Можно ли переломить эту ситуацию? И что мешает правоохранительным органам региона добиться оздоровления обстановки, безопасности населения? Наш корреспондент пыталась выяснить это в беседе с заместителем начальника ГУВД области, руководителем милиции общественной безопасности полковником Евгением СОЛОВЬЁВЫМ.

— Преступность в Иркутской области традиционно высокая. Для этого, как известно, есть объективные причины. Только ведь потерпевшим не легче от того, что печальную статистику, в которую они попали, легко объяснить. Мы ждём от милиции адекватных мер, которые позволили бы стабилизировать обстановку в регионе.

— Вы верно заметили: мы не сможем защитить людей, если будем только прикрываться объективными трудностями. С этими трудностями, то есть с причинами и условиями, порождающими преступность, надо бороться. Причём делать это, не ограничиваясь полумерами, в союзе с властью, при поддержке населения.

— Как в добрые советские времена?

— А разве система профилактики, действовавшая в те годы, не давала результатов? Я тогда участковым работал и не понаслышке знаю, какой был толк от медвытрезвителей, опорных пунктов охраны общественного порядка, народных дружин. Под контролем милиции и общественности находились большинство из тех, от кого можно было ожидать неприятностей: семейные дебоширы, пьяницы, ранее судимые, неблагополучные семьи, трудные подростки.

А вот когда эта система профилактики была разрушена до основания, тогда стало ясно: только репрессивными мерами преступность одолеть невозможно, одна милиция не справится с ростом криминала. В прошлом году в Кремле, федеральных округах и субъектах РФ состоялись координационные совещания, на которых обсуждались проблемы создания государственной системы профилактики преступности. Эта задача была поставлена для всех — от правительства до органов местного самоуправления. Правительственную комиссию по профилактике преступности возглавил министр внутренних дел Р. Нургалиев.

Надо сказать, что начальник ГУВД Иркутской области генерал-лейтенант А. Антонов ещё раньше, в 2005 году, обратился через прессу к руководителям муниципалитетов с призывом разработать на местах профилактические программы, выделить финансирование под решения социально-экономических проблем, тянущих за собой рост криминальной активности населения.

— Мэры поддержали это предложение?

— В трёх районах (Куйтунском, Нижнеудинском, Тайшетском) программы предупреждения преступности были приняты уже на 2006 год. Большинство же глав муниципальных образований повернулись к этим проблемам только после того, как была принята областная программа «Правопорядок», предусмотревшая выделение на 2007-2009 годы под мероприятия профилактического характера около 100 миллионов рублей. На её основе во всех районах, кроме Жигаловского, были разработаны местные программы. Правда, в Бодайбинском, Мамско-Чуйском, Заларинском районах они до сих пор не подкреплены финансированием. И только в Усть-Илимске введена должность заместителя главы администрации по профилактике преступности, в остальных муниципальных образованиях это направление курирует либо сам мэр, либо один из замов (в качестве дополнительной нагрузки).

Конечно, нам хотелось бы более целенаправленной профилактической работы на местах. А главное — понимания её первостепенной важности. Вот вам пример. В прошлом году произошёл всплеск смертности от гепатита, вызванного употреблением спиртосодержащих жидкостей. На эту проблему обратили внимание. И сразу появились средства для создания лабораторий, правоохранительные органы научились возбуждать и доводить до суда уголовные дела.

А ведь мало кто знает, что раньше-то, до этого всплеска гепатита, от суррогатов умирало в два раза больше людей! Об этом статистика говорит: в 2002 году, например, от алкогольного отравления в области погибло 1200 человек, а в прошлом году — 600. Но раньше уголовные дела возбуждались крайне редко, они не имели судебной перспективы. Да и расследование представляло сложность — элементарно экспертизу было сделать негде. А сегодня за сутки по три уголовных дела возбуждаем в связи с продажей суррогата.

— Хотите сказать, что проблема решается, только если к ней привлечено внимание власти?

— Это во-первых. А главное, если мы хотим добиться перемен, надо не по хвостам бить, а в корень смотреть. Это значит бороться надо с пьянством, а не только с торговцами суррогатом. Лишь так мы добьёмся и сокращения смертности от отравления спиртосодержащими жидкостями, и преступности в целом. У нас ведь 60 — 70 процентов убийств в области совершается на почве пьянства! Многие в состоянии алкогольного опьянения становятся жертвами преступлений, особенно грабежей. Я уж не говорю о детской безнадзорности и связанных с ней проблемах, которые порождаются алкоголизмом родителей.

— Как же вы предлагаете бороться с этой особенностью национального характера?

— Начать можно хотя бы с возрождения медицинских вытрезвителей. 15 лет назад их выделили из органов внутренних дел, чтобы передать в здравоохранение. Но этот вопрос так и не был решён. Вытрезвители просто тихо прикрылись по всей области. Хотя в соседнем Красноярском крае они до сих пор продолжают работать.

Сейчас мы формируем свои предложения губернатору и председателю Законодательного собрания области о воссоздании системы медицинских вытрезвителей. На наш взгляд, это должны быть учреждения здравоохранения, а сотрудников милиции в помощь медикам ГУВД готово выделять.

Так или иначе, но нам придётся вместе решать: куда убирать пьяных с улиц, если мы хотим добиться сокращения уличной преступности и обеспечить безопасность людей хотя бы в общественных местах. Сегодня милиция по закону не может более трёх часов удерживать нарушителя спокойствия в дежурной части. А что с ним делать дальше? Причём речь идёт не только о временной изоляции пьяниц. Должна быть разработана система, понуждающая алкоголиков к лечению и реабилитации. Раньше постоянным клиентам медвытрезвителей волей-неволей приходилось обращаться к наркологам. А с теми, кто не хотел это делать добровольно, решался вопрос о принудительном лечении. И сейчас такое в принципе возможно по решению суда, но система работает только в отношении совершивших тяжкие уголовные преступления.

— Даже если удастся найти управу на пьяниц, результат скажется в будущем. А что сегодня милиция собирается делать с опустившимися людьми, бомжами? Одно их присутствие в общественных местах нарушает общественный порядок.

— Что милиция может с ними сделать? Ставим их на видеоучёт, снимаем отпечатки пальцев, чтобы потом легче было трупы опознавать. Это всё. Нужно решать вопросы с ночлежками, создавать приюты для вернувшихся из мест лишения свободы, помогать таким людям найти работу и крышу над головой. Этими проблемами должна заниматься власть на местах.

Стоит задуматься над такой цифрой: сегодня 63 процента совершивших преступления — безработные. Вот где кроется главная причина роста имущественных преступлений в области: краж, грабежей и разбоев. Люди теряют работу, спиваются, деградируют — и идут воровать. С этим нужно что-то делать.

— Почти восемь лет прошло после введения в действие Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Вы видите перемены?

— Хорошо уже то, что власть и общество стали думать о будущем. Ситуация с безнадзорностью, социальным сиротством начала меняться. Хотя, конечно, ещё очень медленно. Но детей улиц стало всё же поменьше. И если раньше в социальные учреждения не удавалось устроить даже треть нуждающихся в помощи ребятишек, сейчас половина выявляемых беспризорников находит приют либо в детдомах, либо в приёмных семьях.

В начале каждого учебного года милиция вместе с органами образования проводит операции по выявлению несовершеннолетних, не занятых ни учёбой, ни работой.

— Много таких?

— Около четырёх тысяч ежегодно. Половину усаживаем за парты, оказав материальную помощь семьям, которым просто не на что собрать детей в школу. Старших подростков трудоустраиваем. Насколько это важно, много говорить не надо: 45 процентов несовершеннолетних преступников в Иркутской области по статистике нигде не учатся и не работают. Ими совершается каждое десятое преступление.

В федеральном законе 1999 года перечислены все государственные органы, входящие в систему профилактики безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Их десять — и органы внутренних дел занимают последнее место в этом списке. Хотя, конечно, многое зависит и от милиции. Сейчас больше стало возбуждаться уголовных дел по вовлечению подростков в преступную деятельность, чаще родителей привлекаем к ответственности за жестокое обращение с детьми, вынуждающее их уходить из дома, бродяжничать.

В 69 учебных заведениях области с неблагополучной ситуацией в прошлом году введены должности школьных инспекторов милиции. Средства на это выделены из областного и муниципальных бюджетов. Эффект есть, поэтому в нынешнем году планируем ещё в 14 школ направить на работу своих сотрудников. Только так, во взаимодействии с властью, и можно добиваться результатов в предупреждении преступности.

— Как вы оцениваете введённую в прошлом году губернатором систему выплат за информацию населения о сбыте наркотиков, продаже суррогата, добровольную сдачу оружия?

— Положительно. Такая помощь населения даёт нам возможность предотвращать преступления. В прошлом году гражданам выплачено 541,5 тысячи рублей. И благодаря поступившей от них информации милицией были прикрыты притоны, точки сбыта наркотиков, продажи суррогатов, изъяты оружие и боеприпасы. В текущем году администрация области выделила на эти цели 1 миллион 200 тысяч рублей.

Активнее надо вовлекать людей в охрану общественного порядка, предупреждение преступности. Это будет иметь и воспитательное значение. Сегодня правовая культура населения области оставляет желать лучшего. Неуважение к закону стало чуть ли не нормой. Вот только один пример: нынче за три месяца сотрудниками ГИБДД более 213 тысяч человек привлечены к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения. А ведь это около 10 процентов жителей области, включая грудных детей!

Надеюсь, что уже в этом году будет принят областной закон о профилактике преступности. Он поможет власти и правоохранительным органам не только сконцентрировать усилия на главных проблемах, но и поднять свой авторитет у населения, привлечь его к участию в охране общественного порядка.

Беседовала Людмила БЕГАГОИНА, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры