издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Планы на отдых Александра Панько

Депутату Думы Иркутска и владельцу центра отдыха «Ерши» Александру Панько близок восточный менталитет. Он привык не волноваться по пустякам, а вдумчиво и размеренно работать, превращая свои мечты в реальность. Шесть лет назад, когда на территории «Ершей» был только строительный вагончик, он поверил в успех и не ошибся. Александр Панько стал одним из первых в Иркутске бизнесменов, развивающих рекреационный бизнес. О том, какими станут «Ерши» через несколько лет, человек, который знает об отдыхе практически всё, рассказал ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ.

Родители познакомились на катке

– Мой отец родился в год начала войны – в 1941-м – в Барнауле, потом его семья была эвакуирована в Якутск, а после войны переехала в Иркутск, здесь он встретил маму. Мои родители и в молодости были очень спортивными, занимались коньками, на катке и познакомились. Я самый старший в семье. Когда мне было восемь лет, родился брат Алексей, а спустя ещё три года – сестра Алёна. С девяти лет я начал заниматься конькобежным спортом, сначала в секции, а через три года меня пригласили в школу олимпийского резерва в Алма-Ату, где готовили сборные команды СССР по различным видам спорта. Тренировался на льду знаменитого спортивного комплекса «Медео». Там  проучился три года, а потом вернулся в Иркутск. Стал кандидатом в мастера спорта.

– В общей сложности вы занимались конькобежным спортом 12 лет. Что помешало стать известным спортсменом и занимать призовые места на соревнованиях, олимпиадах?

– В 20 лет встал выбор: или продолжить заниматься спортом, который тогда приносил только моральное удовлетворение, или работать. У нас была большая семья, отец трудился в строительстве, мама – врачом, зарабатывали не так много, а в семье – трое детей. Когда я стал взрослее, возникла потребность помогать семье. Добавилось ещё и то, что возможностей продолжать спортивную карьеру не было: в 1991–1992 годах государство сократило или вовсе прекратило финансирование многих видов спорта. Ездить на соревнования и тренировочные сборы пришлось бы за свой счёт, а мы не могли себе этого позволить. Так я оказался на стройке, отец взял меня в свою бригаду: я помогал в подсобных работах, носил батареи, кирпичи… Тогда-то и понял, что такое заработанный рубль.

Когда мне исполнился 21 год, отец отдал мне «Жигули» первой модели. Машина была в разбитом состоянии, папа сказал: «Сможешь починить – будешь ездить». Я сдал на права и всё свободное время занимался ремонтом. Двигатель мне сделали в мастерской, всё остальное – сам, иногда помогали друзья. Я был горд, когда первый раз самостоятельно выехал, пусть и на «копейке».

– Насколько тяжело было расстаться с мечтой о профессиональном спорте?

– Было непросто. Спорт был моей жизнью, привычкой с детства. Все дети обычно проводили лето во дворе, в пионерских лагерях. Я в этот период был на тренировочных сборах, другого способа провести каникулы просто не знал. Но недавно у меня появилась возможность опять вернуться в конькобежный спорт, хотя и в другом качестве. Меня избрали президентом федерации конькобежного спорта Иркутской области. К этой должности я отношусь ответственно, ведь спортсмены из нашего региона обычно входили в состав сборной СССР, а потом и России по конькобежному спорту. Сейчас положение не совсем простое: этот вид спорта довольно капиталоёмкий, необходимы постоянные тренировки. А в Иркутской области нет собственного крытого катка, поэтому приходится выезжать в Челябинск, Коломну, Москву. Это отодвигает наших спортсменов на шаг назад.

– Что сделаете в первую очередь на этом посту?

– Сейчас важно удержать тренерский состав, который работает с молодёжью. Без него нет смысла что-то начинать. Будем проводить популяризацию этого вида спорта среди молодёжи, детей, привлекать новых людей, ведь наша земля на «звёзд» богата. У нас разработана специальная программа развития конькобежного спорта в регионе.

– У нас много талантливых земляков, но некоторые, к примеру серебряный призёр Олимпиады в Турине бобслеист Александр Зубков, уезжают.

– Да, конькобежца Евгения Лаленкова (обладателя Кубка мира, призёра чемпионата Европы, чемпиона страны. – «Конкурент») тоже пригласили выступать за другой город. Если не ошибаюсь, речь идёт о Коломне. Мы приложим максимальные усилия, чтобы сохранить перспективных ребят в нашем регионе.

Первые деньги вложил в собственное дело

– В вашей биографии сказано, что после того как в 1992 году вы организовали строительный кооператив, накопили первый капитал. На что потратили деньги?

[/dme:i]

– Деньги я вкладывал в собственное дело. Сначала купил грузовик, а потом, в 1998 году, полузаброшенный цех по деревообработке и столярному производству в предместье Марата. Занимался изготовлением окон, дверей, строительных и отделочных материалов, а потом установил линию по лесопилению и решил создать полный комплекс по производству готовых изделий. Консультировался со специалистами по лесному делу, вникал во все процессы. До сих пор помню, как настроить четырёхсторонний станок, знаю, как выпускается «вагонка». Досконально изучил процесс сушки древесины, могу хоть сейчас показать, как это делается. Постепенно предприятие разрослось и превратилось в производственно-складской комплекс «Сиблесстиль». Сейчас я там занимаюсь только стратегическим руководством, в самом производстве не участвую – времени нет.

– С чего начинались «Ерши»?

– Здесь был только строительный вагончик. Ещё в советские времена на этой территории была задумана горнолыжная база, в 2002 году я купил её. Тогда возникла идея превратить это место в комплекс городского масштаба, который бы удовлетворял самые разные потребности. У меня всегда была мысль собрать здесь как можно больше направлений – спортивные, рекреационные, ресторанные, развлекательные. Этим проектом я занимаюсь до сих пор, в «Ершах» планируется создать парково-рекреационный комплекс с бильярд-центром, детским игровым центром, кинотеатрами, общепитом. Следующая очередь – возведение банного комплекса, ориентированного на различную аудиторию. Здесь будут представлены все виды популярных бань, которые будут работать в открытом режиме, то есть для массового посещения. Третья очередь – строительство спортивной зоны с бассейнами и спортивными площадками, развитие горнолыжного комплекса, который будет оснащён системой искусственного оснежнения. Кроме того, мы хотим связать пляж с горой с помощью фуникулёра.

– Инвесторов для проекта уже нашли?

– Да, планируются совместные инвестиции – собственные и банковские. Профинансировать изъявили желание несколько банков. Проект разработан московской девелоперской компанией и сейчас проходит экспертизу. Его запуск пока приостановлен, но я не думаю, что это надолго.

– Когда вы начинали, у вас была вера в успех, не было сомнений?

– Я был уверен, что всё получится. Надо не стоять на месте, а развиваться.

– Никогда не хотелось всё бросить?

– Нет, для меня это не только работа, но и определённый азарт. Я ведь спортсмен: привык ставить цель и добиваться её. Я люблю дело, которым занимаюсь. В офисе провожу по 12–14 часов и пока не устаю от такого графика.

– Как вы считаете, в Иркутске достаточно мест, где можно качественно провести время?

– Да. В Иркутске изначально была задана довольно высокая планка в ресторанно-развлекательном бизнесе. Такие стандарты задали пионеры этого бизнеса, теперь делать хуже просто нельзя. Конкуренция на этом рынке довольно высока и заставляет предоставлять максимальное качество за минимальные цены, постоянно работать над интерьером, улучшать обслуживание, качество продуктов. В итоге даже москвичи удивляются тому, что в Иркутске столько качественных заведений, где можно поесть и отдохнуть.

– У вас много конкурентов?

– Зачем рассуждать, кто мой конкурент, надо просто делать всё максимально качественно, и тогда думать над этой проблемой не будет необходимости.

– С наступлением кризиса вы почувствовали, что клиентов стало меньше?

– Да, на Новый год было в четыре раза меньше корпоративных мероприятий, чем раньше. Даже предприятия, которые внесли плату, отказывались от банкетов. Средний чек в ресторанах упал. Но все эти тенденции подсказывают нам, что необходимо ещё более качественно работать, чтобы сохранить клиентов и коллектив. Поверьте, в кризисный период можно не только выживать, но и развивать бизнес.

– Многие в этот непростой период переориентировались на эконом-класс, а вы?

– Формат нашего клуба-ресторана «Дикая лошадь» и так рассчитан на демократичную аудиторию. Ценовая политика выстроена таким образом, что мы стараемся держать минимальные цены в этом сегменте.

– Насколько успешен сейчас проект «Париж»?

– Это заведение высокого уровня, рассчитанное на совершенно другую публику. Клиенты там есть даже в кризис. Более того, 11 июня мы там запускаем новый проект «Шёлковая ночь» – ужин или коктейль перед клубным времяпрепровождением. 22 апреля мы проводили здесь презентацию выставки Никаса Сафронова. В декабре организовали благотворительный аукцион, в ходе которого продавали копии работ из Американского музея современного искусства. Я сам купил одну вещь. Мы собрали 150 тыс. рублей, которые потом отправили в детские дома № 5 и № 2 на покупку детских подарков к Новому году.

– Существуют ли проблемы при организации рекреационного бизнеса – с землёй, различными разрешениями?

– Сейчас контролирующие инстанции уделяют особое внимание порядку подготовки документов, техническому согласованию, экспертизе проектов. Это вызывает определённые трудности, но с точки зрения градостроения это правильно. Как депутат городской Думы, я выступаю за то, чтобы была проведена тщательная экспертиза проектов и они соответствовали всем стандартам и нормам.

Люблю активный отдых

– Как вам нравится проводить свободное время?

– Люблю природу и активный отдых – лыжи, верховую езду, рыбалку. В 2005 году я стал одним из организаторов конного перехода. Мы стартовали из Бугульдейки и прошли практически весь остров Ольхон, преодолев 200 км. С нами была графиня Александра Толстая со своими титулованными друзьями. Переход занял семь дней, но мы не особо торопились, проходили 30–40 км верхом в день. Я посчитал, что в состоянии выдержать такой переход, хотя большая часть его участников занималась верховой ездой с детства. Вместе с нами шёл оператор, я профинансировал производство документального фильма «На перекрёстке континентов», который построен на основе эпоса о Байкале, а основными действующими лицами оказались мы, участники похода. Его несколько раз демонстрировали по местным каналам.

– Необычные события в походе с вами случались?

– Экстремальных, слава богу, не было. Несколько раз сопровождающая нас машина уходила по другому маршруту, один раз мы не могли устроиться на ночлег, потому что все палатки были в ней. Оказалось, что водитель перепутал поворот, в итоге мы пошли в одну сторону, а он ждал нас в другой. Уже ночью он нас нашёл – буквально в чистом  поле, где мы развели костёр и пытались таким образом согреться. Тогда-то все бароны, герцоги и графы по полной программе ощутили всю прелесть сибирской природы.

– Как вы познакомились с супругой?  

– Как-то в одной из компаний я познакомился с девушкой, которая мне сразу понравилась. Сейчас она – моя жена, родила мне двоих детей. Нашей дочери десять лет, сыну – три с половиной года. Мы больше 10 лет уже не расстаёмся. Даже работаем вместе. Инна – финансовый директор в «Ершах».  

– Вы сказали, что работаете по 12–14 часов. Семья от этого не страдает?

– Стараюсь уделять время детям. У дочери начались каникулы, сейчас она большую часть времени проводит здесь, в «Ершах». У дочки большая нагрузка: она занимается вокалом, музыкой, английским языком и рукопашным боем для общефизической подготовки. Младший, Артемий, тоже начал в эту секцию ходить. Я считаю, что это очень полезно: там дают акробатику, растяжку, для детей умение падать – немаловажный фактор. В выходные, если нет никаких дел, стараюсь быть дома с детьми, куда-то с ними выезжать. Дочь стал на рыбалку брать, сын подрастёт – тоже поедет.

– Вы любите отдыхать в Иркутской области или за пределами?

– Мне кажется, что летом нет ничего лучше Байкала. За границей много где был, но нашу сибирскую природу ничто не заменит. Мне больше всего нравятся азиатские страны, потому что  менталитет жителей востока мне ближе. Я стараюсь не быть вспыльчивым, наоборот, жить и действовать размеренно, вдумчиво. Люблю японскую и даже больше китайскую кухню.

– Какое место вы в своей жизни отводите деньгам?

– Деньги дают свободу, которая позволяет осуществлять свои планы. Это возможность реализовывать какие-то идеи и таким образом помогать другим людям и развивать город. Но главное для меня не деньги, а здоровая семья: родители, жена, дети.

ПАНЬКО АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ родился 1 октября 1971 года в Иркутске. Мать – врач-кардиолог, отец – строитель. С девяти лет занимался конькобежным спортом, два года учился в Алма-Ате в школе олимпийского резерва. Окончил Иркутский политехнический институт.
В 1990 году устроился работать на стройку, а через два года организовал строительный кооператив «Успех».
В 1998 году  приобрёл находящийся на грани ликвидации цех по деревообработке в предместье Марата. Сейчас это производственно-складской комплекс «Сиблесстиль». В 2002 году приобрёл горнолыжную базу, где за шесть лет создал центр отдыха «Ерши».  Весной 2007 года был избран депутатом Думы Иркутска по 35-му избирательному округу. В 2009 году избран президентом федерации конькобежного спорта Иркутской области.
Женат, воспитывает дочь и сына.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры