издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Риск ценой человеческой жизни

  • Автор: МАРИНА АЛЕКСАНДРОВА

Реальность такова, что на нас выливается огромный поток негативной информации о чрезвычайных происшествиях, гибели людей и подобном. Человеческая психология устроена так, что мы думаем: со мной это никогда не произойдёт, с кем-то, но не со мной… После столкновения на железнодорожном переезде под Нижнеудинском пассажирского поезда сообщением Абакан – Иркутск с грузовиком к нам в редакцию поступило множество вопросов. Ответить на них мы попросили начальника Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Александра Анатольевича Скачкова.

– Александр Анатольевич, наши читатели обеспокоены тем, что на магистрали произошло столкновение поезда с огромной фурой. Более того, позже стало известно, что пострадал проводник вагона. По чьей вине произошло ЧП?

– Главное правило любого железнодорожника – это безопасность движения поездов, сохранность жизни пассажиров. На автомобильных трассах люди гибнут тысячами, количество аварий исчисляется сотнями. На железной же дороге даже одно подобное происшествие считается «из ряда вон выходящей ситуацией». После этого проводится огромное число проверок. Во всех ДТП на железнодорожных переездах в ста процентах случаев виноват водитель автомобиля. И в ДТП на переезде на 4672 километре железной дороги перегона Курят – Нижнеудинск также виноват водитель седельного тягача марки «MAN» с бортовым полуприцепом, длина которого составила почти 30 метров. Я не буду повторять правила пересечения железнодорожного переезда, все мы их сдавали при получении водительских прав. Мне лично не ясно одно: на что рассчитывает сидящий за рулём авто человек, пытаясь проскочить перед движущимся составом? Тормозной путь поезда, идущего при скорости 60 км/час, составляет до 1000 метров. Невозможно адекватно оценить скорость поезда и его расстояние до переезда по силуэту локомотива, а тем более по свету его фар и прожектора. Нужно просто его пропустить. 

В данном случае нарушение действий водителя тягача в том, что транспорт являлся крупногабаритным. По правилам дорожного движения и специальным правилам по перевозке тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов, у которых высота более 4 метров, ширина более 2,5 метра, длина автоприцепа свыше 20 метров, проезд через железнодорожный переезд запрещается. Необходимо получение специального разрешения начальника дистанции пути не менее чем за одни сутки до предполагаемого провоза груза через переезд. Фактически высота транспортного средства вместе с прицепом составила 4,49 метра, ширина – 3,99 метра, длина – 29,9 метра. И вот эта махина, пересекая железнодорожный переезд, остановилась. 

– А был ли на переезде дежурный работник?

– Да, данный переезд является регулируемым, то есть он оборудован  автоматической светофорной сигнализацией, заградительным устройством УЗП. Также там круглосуточно несёт службу дежурный работник. 

– Каковы были действия дежурного? 

– Дежурный, увидев, что автомобиль остановился на переезде, включил заградительную сигнализацию. К сожалению, столкновения избежать не удалось, потому как поезд был слишком близко к переезду. Ещё раз повторю: если бы водитель тягача заранее сообщил о своём намерении пересечь рельсы, мы бы определили время передвижения большегруза с наибольшим промежутком в движении поездов, соответственно, никакого столкновения бы не произошло.

Совсем недавно на Свердловской железной  дороге подобные действия водителя фуры привели к смерти двух молодых ребят – машиниста локомотива и его помощника. Автомобилист остался жив, а ведь ему придётся нести ответственность перед судом и своей совестью, думаю, этот тяжкий груз навсегда изменит его жизнь. Так стоит ли рисковать?..

– Скажите, какой компании принадлежит тягач? 

– Данное транспортное средство – и сам тягач, и полуприцеп – принадлежит санкт-петербургскому ООО «САИТЭК СПБ». Причём это довольно крупная организация по международным и внутренним перевозкам крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Автопарк только специализированной техники составляет более 40 единиц. Они заявляют себя как надёжную структуру с опытным коллективом, однако не считают нужным обеспечить свой транспорт всеми необходимыми разрешающими документами на передвижение. 

– Совсем недавно служба корпоративных коммуникаций ВСЖД давала информацию о строительстве автомобильного путепровода в районе станции Нижнеудинск. Как это решит вопрос  с переездами?

– Самый безопасный железнодорожный переезд – это закрытый переезд. Действительно, строительство автомобильного путепровода уже началось.  Подготовлена проектно-сметная документация и определены исполнители работ. Закончить строительство планируется в конце этого года. После открытия путепровода мы сможем закрыть два переезда  в районе станции Нижнеудинск – на 4678 и 4680 километрах железной дороги. К сожалению, переезд, на котором случилась авария, а это 4672 километр, не попадает в данный список. Но мы работаем над этим.

– Какова проходимость транспорта на упомянутых переездах?

– Через все три переезда в среднем в сутки проходит 120 поездов, а автомобилей на переезде перегона Курят – Нижнеудинск – 6853, на переезде на 4678 километре – 5628, на 4680-м – 6144. Вот и представьте себе, какого риска мы избежим, закрыв хотя бы два последних. Ведь, несмотря на все профилактические меры, на проводимую железнодорожниками информационную работу, находятся горе-храбрецы, которые рискуют своими жизнями и жизнями других людей.

Недисциплинированность водителей наблюдается в целом по России. Посмотрите, какие цифры по всей сети железных дорог нашей страны.  В 2012 году произошло 212 ДТП на переездах, и все – по вине автомобилистов. Пострадало 147 человек, из них погибло 47, разбито 210 транспортных средств, повреждено 145 единиц железнодорожного подвижного состава, в 10 случаях допущен сход, шесть из них с пассажирскими поездами. Представьте, сколько горя приносит желание сэкономить минуту-другую. 

– А как обстоит ситуация на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги?

– В 2011 году у нас произошло пять ДТП на переездах, в 2012-м – девять, а в 2013-м – уже два. Невооружённым глазом виден рост безалаберности автомобилистов. Водители должны понимать, что при столкновении движущегося состава с автомобилем возможен сход поезда. Ладно если лишь сход состава с рельсов, а не крушение. А когда это пассажирский поезд? Можно ли простить себе гибель и травмы сотен людей? Именно столько пассажиров бывает в электричках, поездах дальнего следования.

– Александр Анатольевич, как же всё-таки решить вопрос с закрытием переездов? Кстати, сколько их на ВСЖД?

– Всего и в Иркутской области, и на территории Бурятии 243 железнодорожных переезда. В настоящее время мы планируем закрыть малодеятельные переезды, соответственно, необходимо согласование с муниципалитетами. Огромную помощь в строительстве автомобильных путепроводов нам оказывают правительство и Законодательное Собрание Иркутской области, например при возведении автомобильного путепровода в Култуке. 

Также запланировано совместное проведение круглого стола, где мы будем обсуждать программу по закрытию переездов после строительства путепроводов. Нам очень важно мнение депутатов, ведь кто, как не они, лучше знает свои выборные территории, а значит, и мнение избирателей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры