издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирская миссия Анны Вальчак

Новый консул Республики Польша – об иркутянах, исторической памяти и романтике

Анна Вальчак приехала в Иркутск на службу в Генеральное консульство Республики Польша месяц назад. В круг её полномочий входит развитие торговых и инвестиционных российско-польских отношений. Пока экономические связи не слишком крепки, признаёт Анна Вальчак, и поэтому Сибирь она называет «очень интересным вызовом». Её восхитило гостеприимство иркутян, а историческая память наших народов, считает консул, может стать крепким фундаментом для международного сотрудничества. Первыми впечатлениями на новом посту Анна Вальчак поделилась с корреспондентом «Конкурента» Ангелиной САЛОМАТОВОЙ.

Суть дипломатии 

– В Иркутске вы совсем недавно. Расскажите о своём новом назначении.

– Я приехала в Иркутск 19 января в связи с увеличением штата Генерального консульства Польши в Иркутске. По решению МИДа Генконсульство расширило свою сферу ответственности, и сейчас мы охватываем весь Сибирский федеральный округ и Дальний Восток. Мы прекрасно осознаём, что Россия – наш важный партнёр, в том числе экономический. Россия – второй торговый партнёр Польши, а Польша – в первой десятке торговых партнёров России. Поэтому моя миссия связана не только с чисто консульскими вопросами, но и с налаживанием торгово-экономических и инвестиционных отношений с Сибирью. 

Россия – огромная страна, и здесь, на месте, мы можем поддерживать контакты и связи с министерством экономического развития Иркутской области, с Торгово-промышленной палатой Восточной Сибири. В том-то и заключается суть дипломатии: при непосредственных контактах и переговорах можно ожидать более плодотворного сотрудничества. Самое главное, что мы делаем, это помогаем здешним фирмам найти партнёров в Польше, а польским фирмам – партнёров в России. Мы являемся бюджетной государственной структурой и можем это делать в рамках определённых принципов. Мы передаём информацию в разные польские экономические институты, в российские ведомства. На сайте Генконсульства мы развиваем линки, которые помогают найти информацию.

– На сайте консульства есть раздел «Делаем бизнес в Польше». Как раз об этом идёт речь? 

– Да, эта информация может оказаться полезной для потенциальных инвесторов. Мы разместили данные о воеводствах Польши, которые помогают упростить процедуру ведения бизнеса, способствуют облегчённым контактам. Конечно, объём польских инвестиций в России и российских в Польше пока не очень велик, но мы всё же надеемся на развитие этих отношений. 

– Какие направления вы уже успели наметить для себя?

– Сейчас мы развиваем сотрудничество по договору между Иркутском и польским городом Честохова. Он располагается на юге Польши, там находится известный монастырь. Также мы планируем подписать подобный договор между Иркутском и Бялыстоком, активно развивающимся городом на востоке Польши. 

Будем сотрудничать и с другими регионами. Есть хорошие перспективы сотрудничества с теми регионами, где есть крупные города: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, – потому что там живёт много людей. Конечно, это потенциальный рынок. Также мы заинтересованы в развитии отношений с областями, где существует перспектива развития туризма, с Иркутской областью и Бурятией, тем более что здесь созданы специальные экономические зоны. Думаем, что мы найдём возможности и на Дальнем Востоке и в Якутии, где традиционно тепло относятся к Польше и полякам. Нас очень хорошо воспринимают и в Иркутске. Думаю, это связано с памятью о польских ссыльных, которые в течение 19 века внесли большой вклад в развитие Сибири. 

Не ограничиваться памятью 

– Ваш выбор Сибири, Иркутска как-то связан с историческим наследием поляков? 

– Работу в МИДе я начинала в 1994 году, в Восточном департаменте, занималась Россией. Это была интересная работа, большой вызов, можно было общаться с интересными людьми и делать полезные вещи. Дважды работала в посольстве Польши в Казахстане. Для меня лично это интереснее контактов со странами, которые находятся близко к Польше. Территория Евросоюза известна и освоена, в то время как страны, которые находятся дальше, для нас пионерские. В Польше знания о Казахстане не очень большие, главная ассоциация – со ссылками и депортацией царских и сталинских времён. Но эти знания необходимо расширять, потому что сейчас Казахстан – динамично развивающаяся страна. 

И Сибирь в популярном сознании поляков закрывается, ограничивается памятью о ссыльных. Это очень важно, это заслуживает огромного внимания, и нужно про это помнить. Но, с другой стороны, есть картина Сибири как бурно развивающейся территории. На экономическом форуме в Красноярске, где я представляла польское консульство, шла речь о том, что Сибирь является мотором, драйвером экономического развития России. Тут большие перспективы, огромный потенциал. Я считаю, это очень интересный вызов, а для взаимного сотрудничества есть хорошая база. Потому что память про вклад польских ссыльных жива среди сибиряков, вы уважаете польское наследие, и это очень приятно. 

– В Иркутске всегда с удовольствием принимают и ждут в гости поляков: недавно здесь были Кшиштоф Занусси, Адам Михник. Польша тоже принимает русскую интеллигенцию: в Варшаве, например, работает Иван Вырыпаев. Только ли это историческая память или, возможно, новые процессы в развитии отношений? 

«В популярном сознании поляков Сибирь ограничивается памятью о ссыльных. Но с другой стороны, есть картина Сибири как бурно развивающейся территории»

– Кстати, Иван Вырыпаев ведь и женат на замечательной польской актрисе Каролине Грушка. Историческая память – это, конечно, основа отношений, но надо учесть, что Сибирь привыкла ко многим национальностям. У вас есть и коренные нации, и те, которые были переселены, поэтому у сибиряков образовалась высокая толерантность и доброжелательное отношение к ним. Меня очень приятно удивило такое же отношение в Казахстане. Сейчас я задумываюсь над тем, что, кроме исторического наследия, нас привлекает к Сибири. Может быть, то, что у поляков, во-первых, всегда был дух предпринимательства, а во-вторых, романтизм. Я думаю, что мы, поляки, очень романтическая нация, мы постоянно узнаём что-то новое, в чём есть определённая экзотика в самом лучшем смысле этого слова. Нас привлекают широкие просторы. И вот эта ваша открытость тоже очень важна. Когда в Иркутск приезжают политики, журналисты, люди разных профессий, по-моему, они замечают, что здесь большая открытость и гостеприимство. Это психологический момент, который помогает развивать дружеские отношения. 

Красивые люди

– Есть ли сибирский характер или россияне везде одинаковы? 

– Да, я убеждена, что сибирский характер есть. Люди здесь восприимчивые и открытые. Мне не пришлось находиться в экстремальных условиях, мы живём комфортно: у вас очень хорошо топят, поэтому не ощущаешь мороза и не боишься его. Здесь солнечно и сухо, и, если у тебя тёплая одежда, крыша над головой и хорошая еда, ничего не страшно. Но ведь бывает, что люди находятся в экстремальных условиях, например, случилось ЧП на дороге зимой. И все, кто привык жить в трудных климатических условиях, всегда готовы помочь, потому что понимают, что без этого ты погибнешь. Наверное, в этом тоже есть что-то сибирское: ощущение, что надо помогать людям, потому что и тебе может понадобиться помощь.  

– Есть ли стереотипы о сибиряках, которые европейцу кажутся ложными? Считается, что сибиряки – суровые и грубые люди, привыкшие к испытаниям… 

– Пока мне трудно сказать, потому что у меня не было достаточного общения с людьми. Нужно поговорить с ними, чтобы понять, как они сами себя видят и ощущают. Но, допустим, насчёт грубости. Легко это опровергнуть уже сейчас. Это предрассудок хотя бы в порядке внешнего вида. Часто мы склонны думать, что люди, которые живут на севере, в жестоких условиях, будут некрасивыми. Ничего подобного. Здесь очень много красивых людей, и мужчин и женщин, и это касается разных национальностей. Есть стереотип, что люди в Сибири некрасиво, грубо одеты, в бесформенную одежду, в валенки. Это тоже неправда, здесь очень много элегантных женщин и элегантных мужчин. 

– Генеральный консул рекомендовал вас не только как профессионала, но и как хозяйку двух собак. Это ваши друзья? 

– К сожалению, во всех странах, в том числе и в Польше, есть люди, которые выкидывают животных. Это ужас, и это везде случается. Надо отдавать себе отчёт: раз ты решил кого-то приручить, взять, ты уже обязан о нём заботиться до конца жизни. Но для меня это не только обязанность, но и наслаждение. Я очень люблю своих собак. Это две дворняжки: Фуня, рыжая, похожа на шпица, и псевдо-терьер Пуфик. Интересно, что они выходцы из Казахстана. Фуню мне подбросили, когда я жила в Алма-Ате и работала в посольстве. А Пуфик – сын Фуни, так что это семья. У них разный внешний вид, но оба очень хорошие. Собаки везде путешествуют со мной. Должна сказать большой комплимент российским авиалиниям за то, что мне разрешили взять их с собой в салон. По-моему, сначала моим собакам были страшны морозы, но они на удивление быстро привыкли, тем более что у них толстые шубы. Им даже нравится снег. У вас прекрасная набережная, и я подолгу гуляю там с ними. 

– Слово «консул» в русском языке мужского рода. Правда ли, что дипломатия не женская профессия?

– Нет, это не так. Профессия феминизирована и в России, и в Польше, и в Казахстане. Достаточно упомянуть госпожу Курбатову (Людмила Курбатова – представитель МИДа РФ в Иркутске. – «Конкурент»), с которой консульство поддерживает очень хорошие связи. В странах Евросоюза много женщин работает и в дипломатии, и на консульских постах. Сейчас на это уже никто не обращает внимания. В нашем консульстве больше женщин, чем мужчин. Бывает, что в профессии женщины ценятся даже больше. Потому что они более устойчивы и нацелены на конкретные результаты, которые для них важнее, чем амбиции. 

– Кроме выполнения консульских обязанностей, что бы вы хотели сделать в Иркутске для себя, для души? 

– Мне нравится смотреть, как люди разных наций воспринимают разные вещи, наблюдать их суждения, интересы. Я верю в существование национального характера. Но его невозможно почувствовать, если ты хотя бы немножко не жил в стране.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры