издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Юрий Терских: «Задача – действовать на опережение»

Иркутская электросетевая компания, как и многие аналогичные предприятия, работает в непростых условиях, но выполняет все обязательства, взятые на себя по инвестиционной программе. По надёжности энергоснабжения потребителей она является одним из лидеров отрасли, равно как и по минимизации потерь при передаче энергии. При том, что спрос на электричество в отдельных территориях Иркутской области растёт пугающими темпами, ИЭСК старается действовать на опережение, развивая в них инфраструктуру. О гигантской, но подчас незаметной для обывателя работе, которую проводит компания, «Сибирскому энергетику» рассказал исполняющий обязанности её генерального директора Юрий Терских.

– Юрий Николаевич, какие внешние факторы определяли деятельность Иркутской электросетевой компании в 2018 году?

– Надо понимать, что мы – компания, на сто процентов регулируемая государством. Это и определяет рамки, в которых мы живём и работаем. Основным нововведением этого года для всей энергетики, всех станций и сетей стало изменение порядка определения готовности к прохождению осенне-зимнего периода. Если раньше за это отвечала выездная комиссия, которая прибывала в октябре и работала на месте две недели, то теперь мы используем программу Минэнерго и заполняем формы по ремонту, инвестициям, аварийности, выполнению заданий Системного оператора и так далее. Кроме того, как естественная монополия, мы работаем по 223-му федеральному закону о закупках. Мы и сейчас довольно много тендеров проводим на электронных площадках, но со следующего года ещё больше торгов будет организовываться на них. С одной стороны, это повысит прозрачность закупок, с другой – мы лишимся возможности как-то повлиять на их итоги: кто предложил меньшую стоимость, тот и будет объявлен победителем. А это не всегда хорошо – есть же ещё вопрос качества и гарантий.

– Какое-то событие, произошедшее в уходящем году, можно отнести к разряду вызовов?

– Мы приняли сети, которые до банкротства обслуживала Шелеховская энергосетевая компания. Это сам Шелехов, Большой Луг, Олха, Шаманка, Моты, Пионерск – всё, что было в зоне их ответственности, сейчас эксплуатируем мы. Сети находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Люди годами живут в этой ситуации, и мы понимаем, что это неправильно, но моментально навести там порядок не представляется возможным. Стараемся ситуацию тактически разрешить, чтобы у людей был хотя бы нормальный уровень напряжения. Меняем трансформаторы, увеличивая мощность, разрезаем сети на фидеры, разукрупняем их для того, чтобы обеспечить надёжное и бесперебойное электроснабжение. Сейчас привлекаем персонал Южных электрических сетей, чтобы снять самые острые проблемы. Но в корне это ситуацию не меняет.

– Иркутская электросетевая компания последовательно снижает потери в сетях. Что сделано в этом направлении в 2018 году? Каковы результаты этой работы?

– Основную часть составляют технические потери, которые в силу законов физики возникают в сетях при передаче. Плюс сверхнормативные потери, которые можно разделить на несколько групп. Это воровство энергии в чистом виде и неисправность систем учёта, когда счётчики перестают работать из-за технического состояния или их выводят из строя умышленно. В первую очередь мы снижаем сверхнормативные потери за счёт развития автоматизированной системы учёта. Она даёт 26 миллионов киловатт-часов из тех 74 миллионов, на которые мы планируем сократить потери по итогам 2018 года. Вклад от выявления фактов неучтённого потребления или энерговоровства, по нашим прогнозам, составит около 20 миллионов киловатт-часов. Цифры взяты неслучайно – к примеру, только по Восточным электрическим сетям в 2014–2018 годах вскрылись хищения энергии в объёме 49,92 миллиона киловатт-часов, которые обошлись нам в 51,6 миллиона рублей. Поэтому мы не только устанавливаем приборы учёта, но и проводим рейдовую работу, объясняем людям последствия неучтённого потребления. Понятно, что, если сосед ворует и окружающие при этом молчат, страдают все потребители – стоимость потерь закладывается в тариф. Если несанкционированное подключение выполнено непрофессионально, это может привести к пожарам, выходу из строя оборудования подстанций и сетей. Надо понимать, что надёжное электроснабжение должно быть легальным, а потребление должно происходить в заявленных объёмах и не превышать их, потому что сети на такие нагрузки не рассчитаны.

– А какие технические мероприятия проводятся в этой области?

– Как я уже сказал, львиная доля потерь – это технические потери в сетях высокого напряжения. У нас работает несколько программ по их снижению. Первая – это автоматизированные системы учёта электроэнергии на подстанциях. Когда мы формируем полезный отпуск по узлам питания, мы сразу их там устанавливаем. Вторая программа – это изменение режимов сети. Потери минимальны в том случае, если сети работают в нормальном режиме. Когда мы выводим какую-то линию в ремонт, весь объём передачи через неё ложится на те линии, которые остаются в работе. Соответственно, вырастают технические потери. Чтобы их снизить, мы сокращаем число выводов в ремонт. Разработали совместно с «Иркутскэнерго» программу и график работ, линии 500 киловольт теперь выводим раз в два года, а не ежегодно, как это было раньше. Одно это позволяет снизить потери. Кроме того, мы синхронизировали ремонты. Раньше бывало так, что мы могли выполнять работы на одном конце линии, а на другом они не были запланированы. Сейчас мы одновременно работаем и на обеих подстанциях, и на ЛЭП, тем самым сокращая время ремонта и уменьшая технические потери.

– Качество и надёжность электроснабжения потребителей при этом не снижаются?

– Они только повышаются, потому что мы применяем новые методы диагностики. Перед тем как линию вывести в ремонт, мы уже полностью понимаем, какие работы и в каком объёме нам необходимо выполнить. Этого позволяют добиться и осмотры, и тепловизионный контроль. Используем квадрокоптеры, чтобы пролететь над линией и детально оценить её состояние. Благодаря этому снижаем трудозатраты – не надо направлять машину с бригадой, исключаем человеческий фактор – монтёр может что-то не увидеть, где-то ему может не хватить квалификации, чтобы распознать повреждение. А тепловизор и камеры высокого разрешения беспристрастны, к тому же информацию, полученную от них, тщательно анализируют высококлассные инженеры и мастера.

– Судя по годовым отчётам, 80% заявок на технологическое присоединение к сетям компании подаётся по льготному тарифу. Ситуация как-то меняется?

– Если сравнивать с 2012-2013 годами, когда в законодательство были внесены определённые ограничения по техприсоединению льготников, а мы только начали реализовывать соответствующую программу, пик пройден. В любом случае, это отвлекает значительные средства, которые мы могли бы использовать для повышения надёжности энергоснабжения потребителей, но вынуждены тратить на работы по технологическому присоединению за 550 рублей. Расходы учитываются в следующем периоде тарифообразования, нам компенсируют не всё и не сразу.

– Если не ошибаюсь, острее всего эта проблема стоит на территории Урика и в Хомутово?

– Не только, хотя наибольший прирост населения, а с ним и электрической нагрузки в последние годы действительно наблюдается в Иркутском районе в направлении Качугского и Александровского трактов. То есть в Хомутово, Урике, Карлуке, Грановщине и Усть-Куде. В этом году мы столкнулись там с серьёзной проблемой перегрузки линий и трансформаторных подстанций. Она вызвана значительным ростом потребления и тем, что абоненты, подключённые к сетям, зачастую потребляют значительно больше, чем заявили при технологическом присоединении. Например, в Хомутово мы выявили 145 потребителей, у которых мощность на 5–15 киловатт превышает заявленную. В Грановщине обнаружили 267 абонентов с превышением от 2 до 7 киловатт. Во многом это объясняется тем, что в качестве источника тепла в массово строящихся частных домах используются электрические котлы и обогреватели, а какого-то резерва вроде твердотопливных или газовых котлов, не говоря уже о печах, попросту нет. Кроме того, сами дома отличаются низкой энергетической эффективностью – проще говоря, они не утеплены так, как того требуют строительные нормы и правила для Сибири. Схожие проблемы есть и на территории Байкальского тракта – в Новой Лисихе и садоводствах. В районе Пивоварихи и Дзержинска по Голоустненскому тракту мы за последние пять лет присоединили полторы тысячи потребителей, из-за чего спрос на электроэнергию вырос на 38%. В значительной степени электропотребление увеличивается в Мамонском и Марковском муниципальных образованиях, в Шелеховском районе. Хотелось бы ещё отметить участок побережья Байкала в районе деревни Черноруд и окрестности Хужира на Ольхоне.

– Что было сделано для того, чтобы покрыть растущий спрос?

– В течение последних нескольких лет мы заменили силовые трансформаторы на подстанциях «Урик» и «Грановщина», построили подстанции «Покровская» и «Дзержинск». На побережье Малого Моря был построен распределительный пункт 10 киловольт подстанции «МРС», проведена реконструкция подстанции «Черноруд».

– Как в этом году строились отношения с «Облкоммунэнерго»?

– Мы по-прежнему поддерживаем эту компанию. Удивляет, что руководство «Облкоммунэнерго» использует трудности для политических игр.

Не секрет, что в этой компании несколько пластов проблем: перманентная угроза банкротства, нерешённый вопрос привлечения инвестиций для обновления активов, ветхость сетей, техники, оборудования, сложности с управленческой и финансово-кредитной политикой. Тем не менее мы продолжаем соблюдать взятые обязательства по бесперебойному финансированию обязательных налоговых платежей и заработной платы сотрудникам «Облкоммунэнерго», в том числе за счёт авансирования услуг по передаче, участвуем в подготовке этой компании к отопительному сезону.

Но всем участникам процесса, надеюсь, очевидно, что бесконечно так продолжаться не может и не должно. Проблему нужно решать системно и при этом не допускать влияния на конечный тариф для потребителей области и областной бюджет.

– Какова инвестиционная программа 2018 года, какие знаковые объекты в неё включены?

– На инвестиции направлено порядка 6 миллиардов рублей. Инвестпрограмма разбивается на несколько составляющих: техприсоединение, программа надёжности, эффективные и окупаемые проекты, программа АСКУЭ во всех пяти филиалах плюс программа областного правительства, так называемая «губернаторская». Если говорить про ключевые проекты, то прямо сейчас мы переводим на проектное напряжение 500 киловольт линию № 574 Усть-Илимская ГЭС – Усть-Кут. В 2018 году мы ввели в работу второй пусковой комплекс САОН – специальной автоматики ограничения нагрузки, которая повышает устойчивость работы транзита Братск – Иркутск. По программе областного правительства реконструировали подстанцию «Оёк», перевели её на напряжение 110 киловольт.

– Какие проекты планируете реализовать в следующем году?

– По плану капитального строительства Иркутской электросетевой компании в 2019 году на инвестиционную деятельность предусмотрено более 6,3 миллиарда рублей. Один из крупных проектов, на который заложено 456 миллионов, – это создание автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учёта электроэнергии. Её появление позволит нам самостоятельно определять объём оказанных услуг по передаче электричества, корректно формировать балансы на всех уровнях и оперативно выявлять очаги потерь. Планируем также выполнить программу по приведению качества электроэнергии в распределительных сетях в соответствие с ГОСТом. На реконструкцию кабельных линий в Иркутске заложено 130 миллионов рублей. В следующем году начнём строить новые центры питания – подстанции 110 киловольт «Новая Лисиха», «Патроны», «Дачная», «Зелёный берег». В «губернаторскую» программу также были включены подстанция 220/35/10 киловольт «Столбово» с воздушной линией 35 киловольт до Усть-Куды, линия 10 киловольт Покровская – Плишкино, сети в посёлке Большие Коты Иркутского района. Ещё один значимый объект – новые распределительные сети в посёлке Верхнемарково Усть-Кутского района, которые мы построим вместо полностью изношенных. В общем, все критические точки мы закрываем. Думаю, в течение двух лет мы ту напряжённость, которая появилась в Иркутском районе, снизим. Мы делаем очень много.

 

Читайте также
Свежий номер
События
Фоторепортажи
Мнение
Пресс-релизы
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное
Adblock
detector