издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Партнерские отношения действуют

  • Автор: Пресс-служба администрации Иркутской области

Областной совет профсоюзов, объединение работодателей и администрация Иркутской области подводят итоги реализации трехстороннего Соглашения 2002-2003 гг. по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутской области за 2002 год

В 2002 г. в сфере реализации экономической политики сторонам
удалось создать благоприятные условия для промышленного роста,
увеличения внешнеторгового оборота, повышения эффективности
сельскохозяйственного производства. По основным отраслям экономики
области, промышленности и сельскому хозяйству темп роста превысил
среднероссийский уровень.

В 2002 году в ходе реализации обязательств по соглашению был
проведен ряд мероприятий по оздоровлению финансово-экономического
состояния градообразующих организаций и реструктуризации
предприятий.

Так, был осуществлен комплекс мероприятий по оздоровлению ситуации
на ОАО «Коршуновский ГОК», где под поручительство администрации
области продлено внешнее управление.

Выполнялась федеральная адресная инвестиционная программа по
поддержке мощностей ФГУП ГОК «Мамслюда», разработана
«Программа финансового оздоровления ФГУП ГОК «Мамслюда» на
период 2003-2005гг.», выполнение которой позволит обеспечить
стабильное производство.

Началась реализация программы «Поддержка и развитие организаций
легкой и текстильной промышленности в Иркутской области на 2002-
2005 годы», нацеленной на развитие отрасли. В рамках ее реализации
началась работа сторон социального партнерства по загрузке
производственных мощностей предприятий легкой промышленности
путем размещения заказов на производство спецодежды для нужд
предприятий.

Одновременно с поддержкой крупных и градообразующих предприятий
стороны социального партнерства активно содействовали развитию
малого бизнеса — одного из основных резервов экономического развития
в современных условиях, обеспечивающего занятость более 8%
работающих в экономике области. Целый комплекс мероприятий был
выполнен в рамках реализации Программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Иркутской области, принятой на 2001-2002
гг.

Осуществлялись мероприятия, направленные на сдерживание роста
тарифов на тепловую и электрическую энергию, на перевозки
пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Осуществлялась государственная поддержка перевозок пассажиров
всеми видами общественного транспорта (кроме такси) по
внутриобластным маршрутам.

Сохранялись дифференцированные тарифы на электрическую энергию,
отпускаемую сельскохозяйственным потребителям для производственных
нужд, а также для предприятий и организаций, находящихся в сельских
населенных пунктах и финансируемых из местных бюджетов.

Была задействована областная государственная целевая программа
«Развитие коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003
г.».

Вопрос своевременного финансирования и реализации федеральных
и областных целевых программ оставался на контроле у сторон
социального партнерства. В 2002 г. в области реализовывалось 26
областных целевых программ с объемом финансирования около 224
млн. руб., 24 федеральных целевых программы с объемом
финансирования около 1,5 млрд. руб. и 27 объектов федеральной
адресной инвестиционной программы — около 167 млн. руб.
Значительное число программ направлено на решение вопросов
социальной сферы, в том числе решение проблем в здравоохранении
и социальную поддержку малоимущих слоев населения, решение
экологических проблем, борьбу с преступностью и наркоманией.

Возникали определенные сложности, касающиеся вопросов оплаты
труда и уровня жизни населения,
хотя в целом в 2002 г. удалось
несколько стабилизировать обстановку по выплате заработной платы,
закрепить положительную динамику показателей уровня жизни
населения. Так, реальные денежные доходы увеличились на 7,4%, а
заработная плата — на 18,3%. В результате несколько возросла
покупательная способность населения.

На особом контроле сторон социального партнерства в 2002 г. стоял
вопрос о состоянии выплаты зарплаты и принимаемых мерах по
погашению задолженности.

В результате общая сумма задолженности по состоянию на начало 2003
г. составила 802,4 млн. рублей и снизилась по сравнению с началом
прошлого года на 19%.

Вместе с тем стороны соглашения отметили необходимость принятия
более действенных мер по сокращению и ликвидации задолженности по
выплате заработной платы работникам организаций различных форм
собственности, недопустимости фактов задержек ее выплаты (пункт 2.1
соглашения).

В 2002 г. был разработан проект Положения о тарифном регулировании
заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики
Иркутской области, который планируется реализовать в 2003г.

В сфере развития рынка труда и занятости населения выполнялись
все обязательства, записанные в адрес сторон социального партнерства.

Исполнение основных мероприятий Программы содействия занятости
населения в 2002 г. позволило оказать положительное воздействие на
рынок труда области, вовлечь в трудовую деятельность около 81,5 тыс.
человек, снизить среднюю продолжительность безработицы с 4,8 месяца
на 1.01.2002 г. до 4,7 месяца на 1.0.2003 г. Вместе с тем снижение более
чем в два раза объемов финансирования из федерального бюджета
мероприятий активной политики занятости привело к некоторому росту
числа зарегистрированных безработных. При этом ее фактический
уровень — 2,0% к численности экономически активного населения
— не превысил предельного значения в 3%, установленного соглашением.

В 2002 г. в органы службы занятости с целью поиска работы обратилось
123 тыс. чел., из них 66,3% были трудоустроены. На 1 января 2003 г. на
учете состояло 26,2 тыс. безработных граждан, из них 89,6% назначено
пособие по безработице. В результате взаимодействия с работодателями в
течение 2002 г. отмечался устойчивый рост заявленных вакансий.
Количество охваченных общественными работами в 2002 г. составило 6,1
тыс. человек, организовано содействие в трудоустройстве 4,4 тыс.
граждан, особо нуждающихся в социальной защите, временное
трудоустройство для 27,7 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от
14 до 16 лет, оказано содействие самозанятости 115 гражданам.
Переселено в сельскую местность 68 семей для их дальнейшего
трудоустройства.

Работа, проводимая сторонами социального партнерства в сфере охраны
труда, промышленной и экологической безопасности, принесла
определенные положительные результаты. По итогам 2002 г. было
зафиксировано снижение случаев смертельного травматизма на 7,0%,
тяжести от полученных травм — на 2%, уровня профессиональной
заболеваемости — с 3,83 до 3,62 случая на 10 тыс. работающих.
Всеми муниципальными образованиями осуществлялась реализация
отдельных областных государственных полномочий по государственному
управлению охраной труда, при этом в 15 были разработаны
территориальные программы улучшения условий труда. Системное
обучение по охране труда руководителей и специалистов прошло в 2002
г. более 6000 человек.

Вместе с тем состояние дел в сфере охраны труда в области остается
достаточно напряженным. В основных отраслях экономики
(строительство, транспорт, связь) каждый пятый работник, а в
промышленности — каждый четвертый работник работают в условиях, не
соответствующих действующим санитарно-гигиеническим нормам.
Следовательно, сторонам социального партнерства предстоит
продолжить работу по выполнению мероприятий, направленных на
улучшение ситуации в данной сфере.

В течение 2002 г. осуществлялся комплекс мер по выполнению
региональных и федеральных программ, направленных на
оздоровление экологической ситуации в области.

Профинансированы в полном объеме федеральные целевые программы
«Обеспечение охраны озера Байкал и рационального использования
природных ресурсов его бассейна» и «О неотложных мерах по
улучшению состояния окружающей среды, санитарно-
эпидемиологической обстановки и состояния здоровья г. Братска»
(Экология Братска).

В сфере социальной защиты населения следует отметить реализацию
такого крупного мероприятия, как организация летнего отдыха детей. Из
областного бюджета полностью профинансирована программа «Летний
отдых детей» в сумме 35 млн. рублей. В летний период 2002г. более 325
тыс. детей и подростков (из них 35,6 тыс. детей работников бюджетной
сферы) было охвачено всеми формами отдыха, оздоровления и занятости.
Вместе с тем комиссия отметила, что при общем росте числа
оздоровленных детей снижается доля детей, отдохнувших в загородных
детских учреждениях отдыха, что объясняется сокращением сети
данных учреждений, в основном по причине их старения и
непригодности для дальнейшей эксплуатации. При этом возросла доля
детей, отдохнувших в пришкольных детских лагерях дневного
пребывания, предоставляющих менее полноценный отдых по сравнению
с загородными учреждениями.

Администрацией области совместно с органами местного
самоуправления были приняты меры для обеспечения
своевременного завоза топливно-энергетических ресурсов в районы
Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными
сроками завоза грузов.

В 2002г. полностью ликвидирована задолженность по выплате
ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, выплаты
осуществлялись своевременно и в полном объеме.

В течение года проводились все мероприятия по обслуживанию граждан
старшего возраста и инвалидов. В области работало 87 отделений
социального обслуживания на дому, через которые 8722 человека
получили услуги в соответствии с федеральным и областным перечнями;
более 2800 граждан пожилого возраста и инвалидов получили услуги в
14 стационарных учреждениях социальной защиты.

В области реализовывалась целевая программа «Социальная
поддержка населения Иркутской области 2001-2003гг.»
, что позволило
оказать адресную поддержку 1992 малоимущим жителям области.

Финансировались расходы на выполнение федеральных законов «О
ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
«О реабилитации жертв политических репрессий», «О социальной защите
граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы
на ЧАЭС» и др.

Вопросы разработки и реализации социально-экономической политики
рассматривались на заседаниях административного комитета,
координационного совета по соблюдению законодательства РФ о труде
и контролю за выплатой заработной платы, координационного совета по
занятости и др. коллегиальных органов, членами которых являются
представители сторон социального партнерства.

В результате целенаправленной деятельности сторон социального
партнерства в 2002 г. в области укреплялась и расширялась сфера
коллективно-договорного регулирования социально-трудовых
отношений. Так, в области на конец отчетного периода действовало более
2300 коллективных договоров в организациях различных форм
собственности. В 72% организаций, стоящих на профобслуживании,
имелись коллективные договоры. За 2002 год количество заключенных
коллективных договоров увеличилось на 21,3%. Доля работающих,
охваченных действием коллективных договоров, составила 59,7% от
общей численности занятых в реальном секторе экономики области. На 1
января 2003г. на территории области действовало 34 соглашения разного
вида и уровня (рост на 17%). Для дальнейшего совершенствования форм
социального партнерства в текущем году в рамках выполнения п. 6.3
соглашения запланирована работа по организации областного конкурса
«За высокую социальную эффективность и развитие социального
партнерства».

В результате подведения итогов выполнения областного трехстороннего
соглашения за 2002 г. стороны договорились консолидировать усилия для
обеспечения выполнения всех его обязательств.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры