издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без права на ошибку

Границы муниципальных образований в Иркутской области будут изменены. Об этом сообщила Людмила Берлина, заместитель главы областной администрации. По ее словам, к этому обязывает все субъекты РФ опубликованный 8 октября прошлого года Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Закон вступит в силу с 1 января 2006 года, однако
новая территориальная схема должна быть определена
уже к началу будущего года. Отличие нового порядка
организации местного самоуправления от ныне
существующего в том, что он предусматривает создание
двухуровневой системы местной власти. Верхний
уровень займут муниципальные районы и городские
округа. На нижнем окажутся городские и сельские
поселения, которые войдут в состав муниципальных
районов, но при этом будут иметь собственные органы
местного самоуправления и четко определенные
границы. Статус городских поселений смогут получить
либо города и поселки, либо города и соседствующие с
ними сельские населенные пункты, не имеющие статуса
поселений (села, деревни и так далее). Статус
сельских поселений смогут получить либо сельские
населенные пункты, где проживает более 1000 человек,
либо несколько сельских населенных пунктов.

На первый взгляд, все кажется просто. Взял
результаты переписи населения, определил, где
сколько живет народу, кому какой статус придать, — и
режь новые границы… Да не тут-то было. Первым
делом встают самые главные вопросы: из чего будут
создаваться местные бюджеты новых «самостийных»
муниципальных образований, на какие средства они
будут существовать? А есть ли там инфраструктура,
транспорт, связь? Как организовать деятельность
местной администрации, провести выборы в
представительные органы власти? А за этими вопросами
встают другие, не менее головоломные.

Для их решения губернатор своим распоряжением создал
специальную межведомственную рабочую группу,
возглавляемую Людмилой Берлиной, в которую вошли
председатель и депутаты Законодательного собрания
Иркутской области, работники областной
администрации, главы и представители администраций
ряда муниципальных образований, юристы и другие
специалисты. Они будут определять новые схемы границ
территорий, систему распределения собственности
между муниципалитетами и субъектом РФ, порядок
межбюджетных отношений, которые в сложившейся
ситуации окажутся одним из краеугольных камней, на
которых будет строиться новая система местного
самоуправления. К работе будут подключены главы всех
муниципальных образований, ассоциация мэров и другие
специалисты. Это позволит избежать ошибок и учесть
мнение территорий.

[dme:cats/]

То, что сейчас в Иркутской области существует только
один уровень власти, по мнению членов рабочей
группы, в конечном счете должно дать при решении
встающих проблем положительный эффект: все-таки
создавать новое много проще, чем полностью
перестраивать старое. В сложившейся ситуации
максимальные усилия следует приложить к тому, чтобы
по возможности сохранить существующую схему
муниципальных образований. Но здесь возникает ряд
вопросов. В том, чтобы наделить статусом
муниципального района существующие 23 районных
муниципальных образования, специалисты не видят
больших проблем. Но с существующими 14 городскими
муниципальными образованиями возникают сложности, и
подчас весьма значительные. Чтобы эти территории
получили статус городского округа, в них не может
входить более одного города или поселка городского
типа. Как быть с Черемховским МО, имеющем в составе
город Свирск, как быть Нижнеудинскому МО, в которое
входит город Алзамай? Причем, если отделить эти
города от их старших братьев, то выживать в одиночку
им будет тяжко. Даже Шелеховскому МО трудно
сохранить свою целостность, имея на своей территории
поселок городского типа Большой Луг с его четырьмя
тысячами жителей. Проще всего было бы изменить
статус населенного пункта, превратив поселок в село,
но в регионе нет соответствующей законодательной
базы, определяющей порядок такой процедуры.

Так и встают вопросы за вопросами, и ответы на них
надо будет найти очень быстро, чтобы к концу года
подготовить новые схемы границ территорий, а к концу
следующего уже создать дееспособные органы власти
в новых муниципальных образованиях.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры