издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Куда идешь, "столица золотая"?

  • Автор: Марина САВЧЕНКО

Город Бодайбо гордо именует себя золотой столицей России. Признаться, грустно читать эти слова на главной площади города, одной из немногих заасфальтированных мест в "столице".

Бодайбо осталось в самом начале прошлого
столетия, когда здесь еще не открылась первая в России
электрифицированная железная дорога, кое-где загорались
электрические лампочки и часто гасли, но были предметом
гордости горожан. Сегодня в Бодайбо нет мобильной связи,
хороших дорог, не видно общественного транспорта, отвратительная
телефонная связь и едва теплящаяся электронная почта.
Вечером на улицах темно, как в 19 веке… Но и 100
лет назад в Бодайбо был музей, организованный человеком,
радеющим о связи прошлого и будущего. Помимо музея,
в первые годы двадцатого столетия горный инженер Тульчинский
создал первую в городе библиотеку, реальное училище
для мальчиков и прогимназию для девочек. После революции
музей сгорел, а его создателя заклеймили именем предателя
за участие в Ленских событиях. В 30-е годы Тульчинский
то ли умер сам, то ли ему помогли.

Лишь по прошествии 50 лет нашелся новый энтузиаст, патриот
своего города Владимир Верещагин, и в 1980 году в Бодайбо
вновь открылся музей. Много лет Владимир Федорович вынашивал
идею музея, предлагал реализовать ее, но только с выходом
на пенсию бывший партийный функционер смог наконец сам
заняться историческими изысканиями. Только благодаря
энергии Верещагина родился этот музей. На будущий
год краеведческий музей города готовится отметить 25-летие
нового рождения. И, надо сказать, не радостные мысли
одолевают работников храма истории золотодобычи. А будет
ли юбилей?

Прошлое края полно событий героических и трагических,
нам до конца не известных. Якуты и тунгусы, жившие в
этих краях прежде, возможно, какое-то время специально
скрывали золото от русских, боясь нарушения уклада своей
жизни. Этим мудрым народам, живущим охотой и оленеводством,
посвящен музейный стенд с национальным оружием и традиционной
одеждой. Только в 1846 году известие о несметных богатствах
у реки Хомолхо все-таки стало достоянием сибирских купцов,
и началась золотая лихорадка, которая до сих пор гонит
людей в край вечной мерзлоты. Свидетели старых времен
в музее — подлинные записи купцов об открытии первых
золотоносных россыпей. Спустившись к речке Бодайбинке,
поисковые партии нашли желтый металл и не здесь, а в устье
Витима оказалось наиболее удобное место для перевалочной
базы золотодобытчиков. Так в 1863 году появилась Бодайбинская
резиденция, будущий город. Заявочные столетние столбы
с датами открытия месторождений напоминают о драматических
историях, которые разыгрывались при их установке. Зачастую,
прознав о золотоносном участке, разведывательные партии
нескольких купцов наперегонки вбивали эти столбы, наскоро
выкапывали якобы разведывательные шурфы (того требовал
закон) и отправляли гонцов с заявкой на участок. Тот
купец, чей гонец первым достигал конторы, становился
хозяином богатой жилы, а второй мог оспорить свое первенство
лишь в суде. Чаще всего победа в суде доставалась богатейшей
компании «Лензото», подкупами чиновников умевшей добиться
своего превосходства.

Полтора столетия для всемирной истории — одно мгновение,
но мгновение яркое, самобытное, неповторимое. Размеренная
жизнь русской провинции несколько столетий не вместила
бы тех страстей и трагедий, которыми полна история
северного края. Краеведческий музей в двухэтажном особняке
купца Якова Фризера, уроженца Баргузина, золотодобытчика,
писателя и историка, на пятистах квадратных метров расположил
свою экспозицию подлинных документов, фотографий, предметов
труда и быта. Уникальность собрания музея определяется
временностью жизни старателей на севере. Сезон, от силы
два, трудилось здесь множество приезжих в надежде
на «фарт». Большинство из них возвращалось на родину:
Украину, Белоруссию, в центральные районы России. А
значит, жилища устраивались временные, и все, что составляло
жизнь старателя, так же мгновенно растворялось во времени,
как и мечты о богатстве.

Золото добывалось тяжким, непосильным трудом и влекло
за собой болезни, увечья, ранние смерти. Музей же, благодаря
усилиям своего основателя, успел собрать и сохранить
подлинные вещи — свидетелей старательской жизни. Главный
здесь, конечно, лоток — небольшое корытце, на дне которого
при промывке оседали редкие крупицы тяжелого золота.
Не последнее место принадлежит тачке с тремя деревянными
колесами и бадье в половину человеческого роста — с
их помощью золотоносные пески доставляли к речке на
промывку лотками. Есть здесь одежда старателя: праздничная
рубаха с яркой красно-белой вышивкой, скорее всего,
принадлежащая выходцу с Западной Украины. К рубахе надевались
широченные шаровары и яркий полосатый кушак. Судя по
фотографиям, особым шиком считались часы на цепочке
и непременная шляпа с полями. Шляпа была уместной как
на празднике, так и в шахтерском забое. В музее устроен
фрагмент шахты с нехитрым набором инструментов, которым
дробились скалы под землей. Лица золотодобытчиков, сохранившиеся
на сотнях музейных фотографий, несут печать достоинства
и силы. Конечно, недюжинную силу нужно было иметь, чтобы
руками с помощью кайлы и лопаты рыть землю на десятки
метров, перемывать ее по песчинке тысячами кубометров
ради нескольких крупиц золота. Справедливости ради стоит
сказать, что и сегодня старателю каждый грамм золота
дается тяжелым трудом. Но это уже другая история.

Сотрудники музея разработали и провели первое занятие
со школьниками по эвенкийскому костюму. И работы впереди
непочатый край. Нужно непременно восстановить историческую
справедливость и отдать должное купцам-золотопромышленникам
Сибиряковым, Трапезниковым, Басниным, которые построили
в недоступном крае железную дорогу, электростанцию,
открыли пароходство, сделали много для образования первых
коренных бодайбинцев. Стоит изучить и роль священников
в освоении северной территории, ведь храм или часовня
обязательно стояли на каждом прииске. Да и современность
тоже непроста, и осмыслить ее нам удастся не сразу.

Выживать, а тем более развиваться на собственные средства
музею в небольшом городе, где приезжих туристов мало,
а своих заходит по одному-два в день, да и то, если
каждую неделю новые выставки и мероприятия организовывать,
— невозможно. Надежды свои музейщики возлагают на
новоявленных меценатов-золотопромышленников, которые
до наших дней являются полноправными владельцами и распорядителями
всех северных богатств. От того, чьими наследниками
ощущают себя председатели артелей на этой земле — временщиков или
купцов-меценатов, которые сделали невозможное для
развития и благоустройства города на вечной мерзлоте,
по большому счету, зависит будущее Бодайбо и, в частности,
судьба его музея со столетней историей. А пока видишь
разруху в стенах музея, где ремонта не было уже 20 лет,
на ум приходят мрачные мысли…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры