издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«И для меня иной Отчизны нет»

  • Автор: Анна СИРИНА, Ольга АКУЛИЧ, этнографы

4 июля 2006 года исполнилось 110 лет со дня рождения Елпидифора Иннокентьевича Титова, талантливого и самобытного этнографа, писателя, фольклориста, вся жизнь которого была связана с Сибирью, в том числе с нашим родным городом Иркутском.

Елпидифор Титов родился в Забайкалье в семье потомственных сибирских миссионеров. Он рассказывал о своей родословной: «По отцу и по матери (Александра Ивановна — в девицах Стукова) я до самых далёких прадедов — духовного звания. По рассказам отца мне известно, что Титовы пришли из Тверской губернии в качестве духовных пастырей с государственными крестьянами; нашего рода Титовых иеромонахом Пименом основан Нерчинский монастырь. Были монахи, кажется, и со стороны матери».

Елпидифор Иннокентьевич Титов окончил духовную семинарию в Иркутске. Он обладал незаурядными дарованиями: великолепно рисовал и играл на скрипке, изучил в течение жизни восемь языков. Как и большинство молодых образованных людей того времени, он не избежал заболевания марксизмом. Отказавшись идти по стопам предков и служить Богу в качестве священника, он стал служителем науки и литературы. Когда позади остался юношеский максимализм, его «спокойное равнодушие» перешло в «острую любовь к Богу». Он впоследствии вспоминал: «Как это произошло — не могу сейчас объяснить. Но это событие сделалось основанием всей моей дальнейшей жизни». В Иркутский университет он поступил осенью 1918 года. Год пробыл на славяно-русском отделении, потом перешёл на историческое. В период учёбы в университете произошли два самых важных события, определивших его будущее. Первое событие: на лекциях в университете осенью 1918 года он познакомился с Марией Тумановой, и с того времени его жизнь и творчество проходят под знаком женщины-друга и жены. Мария Александровна окончила медицинский факультет и всю жизнь проработала врачом. Вторым событием стало увлечение этнографией. Первые его шаги на этом поприще относятся к зиме 1918-1919 годов; летом 1919 года он уже уехал на крайний север Байкала к кондогирским тунгусам. И потом всё ученье в Иркутском университете прошло в поездках. Первая встреча с «примитивным» племенем была для него, как он выразился, откровением.

Родная сестра Елпидифора Иннокентьевича Поликсена, учившаяся в те же годы на медицинском отделении университета, вспоминала о брате: «Летом 1919 года он отправился на север Байкала, в Усть-Баргузин и Нижнеангарск, а затем в бассейн Верхней Ангары. Привёз из экспедиции большое количество обломков копий и стрел. Записал много эвенкийских слов, пословиц, поговорок и сказок. Летом 1920 года он опять уехал в Верхнеангарск. Вернулся через полтора месяца. Продал (или променял?) все свои вещи и обувь. На ногах — олочи (шерстяные чулки до колен с кожаной тонкой подошвой, кожаными носочками и запятниками). Причём рваные. Я, как могла, зашила их и надвязала. Брюки его были из нерпичьей кожи, весьма загрязнённые. Вся его одежда пошла в обмен на костюм шамана».

В Иркутском краеведческом музее с тех пор хранятся несколько этнографических коллекций Титова по эвенкам Северного Прибайкалья.

Елпидифор Титов был первым председателем кружка «Народоведение». Как учёный он сформировался под влиянием иркутских профессоров Г. Виноградова, Б. Петри, А. Селищева. В этнографии его интересовали язык, фольклор, верования эвенков-орочонов. В 1925 году Елпидифор Титов познакомился с В. Арсеньевым, автором знаменитой книги «Дерсу Узала», и выезжал с ним в экспедицию к народам Приамурья. Результатом стали совместные публикации по этнографии народов Дальнего Востока. Елпидифор Титов «раздваивался» между наукой и литературой. Научные его труды были отмечены литературным талантом писателя, а литературное творчество основывалось на внимательных, психологически убедительных, этнографических по характеру наблюдениях жизни.

Елпидифор Титов начал публиковать свои рассказы ещё в 1917 году в читинской и иркутской прессе того времени. В Иркутске вышел небольшой сборник его стихов. Кстати, предлагаемый вниманию читателей «Восточки» материал озаглавлен строкой одного из его стихотворений. В конце концов литератор победил учёного.

В конце двадцатых годов прошлого века после возвращения из Харбина Титов поселился в Хабаровске и занялся журналистикой, литературной критикой и публицистикой. «Незаурядным человеком и способнейшим литератором» назвал Титова его первый биограф, хабаровский краевед, историк и журналист А. Сутурин.

Титов был членом Союза писателей СССР, первым ответственным секретарём журнала «Дальний Восток». Много печатался в местных изданиях.

«Следовало бы ещё рассказать о детстве. О солнечном лете на горах, о реке в лесу и рыбной ловле, но это слишком большая роскошь для биографии маленького уездного этнографа. Расскажу, когда буду стариком», — писал он своему учителю, профессору Иркутского университета Георгию Семёновичу Виноградову. Но до старости Елпидифору Иннокентьевичу дожить не пришлось: он был репрессирован и расстрелян в Хабаровске в 1938 году. Ему было всего сорок два года.

В течение долгого времени имя Елпидифора Титова находилось под спудом. Но сегодня к нему всё чаще обращаются писатели, этнографы, журналисты. В 2005 году в Амурске вышел мемориальный сборник «Я сын земли», сразу ставший библиографической редкостью. В нём переизданы некоторые научные и литературоведческие работы Е. Титова, собраны сведения жизни. Творчество Елпидифора Иннокентьевича Титова в области этнографии и литературоведения и по прошествии времени не потеряло своей привлекательности благодаря незаурядному мастерству слова и некоему романтическому духу, ощущению радости жизни во всём её многоцветии.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры