издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вновь шумит «Весна на БАМе»

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ. Ангарск

Под началом Иркутского областного центра народного творчества и досуга и администрации Казачинско-Ленского района прошёл пятый фестиваль народных театров "Театральная весна на БАМе"

В пору, когда на строительстве БАМа всё гудело и двигалось, этот фестиваль придумал Анатолий Байков, создатель и режиссёр легендарного бамовского театра «Молодая гвардия». Строители двигались по трассе магистрали, и вместе с ними передвигалась «Молодая гвардия». Основой самодеятельной труппы была прославленная бригада А. Бондаря. И сам бригадир после изматывающих трудовых будней спешил на репетиции, уверяя, что театр ему нужен «для обеспокоенности самим собой». Такие были времена. А свой фестиваль «молодо-гвардейцы» назвали, независимо от времени года, «Театральная весна на БАМе».

Стройка, когда-то гремевшая на всю страну, как известно, завершена, бамовцы повзрослели, подняли детей. О популярном театральном фестивале остались лишь воспоминания, греющие душу. Тому, кто здесь остался, уезжать некуда. Собрались как-то участники бывшего любительского театра «Современник», что был когда-то в Магистральном. Одна из них, Наташа Щербакова, закончила Улан-Удэнский институт культуры. И сказали ей друзья по подмосткам: «Давай играть снова!». И заиграли. Себе в удовольствие и зрителям в радость. Так сквозь толщу миновавших лет вновь пробился к свету живой источник творчества. Откликаясь на этот порыв, кадровый строитель, а в конце ХХ века начальник отдела культуры Казачинско-Ленского района Василий Петрович Тур задумал возобновить бамовский театральный фестиваль. Идею с азартом подхватил специалист по театрам областного центра народного творчества и досуга Валерий Кирюнин, легко и азартно откликающийся на все, даже самые невероятные, начинания фанатиков любительских подмостков. И вновь зашумела «Весна на БАМе»!

Ну а нынешний театральный фестиваль — уже пятый из возобновлённых. И он имеет своё лицо и даже традиции. Он порадовал и зрителей и критиков откровениями, вызвал у публики доброе удивление. Десять любительских спектаклей, прошедших на четырёх площадках, составили красочную панораму. Возраст исполнителей — от десяти до шестидесяти лет. Среди авторов пьес, представленных афишами, — Валентин Распутин, ещё один наш земляк Владимир Гуркин, современные драматурги — К. Драгунская, Г. Соловский, Ю. Ломовцев, Р. Белецкий. И в их ряду ещё и Иван Андреевич Крылов. Такой вот был разброс тем, стилей, сюжетов.

Распутинский «Последний срок», показанный театром «Современник» из посёлка Магистральный (режиссёр Валентина Таскаева), был решён как спектакль-исповедь; самодеятельные артисты сохранили и постарались донести до зала чистую, пронзительную ноту повести. Под стать «Последнему сроку» работа народного театра «Импульс» Казачинского районного Дома культуры — спектакль «Остров нашей любви и надежды» (автор Г. Соловский, режиссёр Елена Тумакова). Идея любви к родной земле, к родному дому, ответственности перед ближними, попавшими в беду, объединяет работы этих двух творческих групп. Аналогичным оказался и накал их эмоционального воздействия на зрителей — очищающий, утверждающий высокий нравственный идеал. Что же касается ещё одной работы казачинского «Импульса», спектакля по пьесе К. Драгунской «Загадки таинственного секрета, или Большая Меховая Папа», то в нём подняты проблемы подростков, со сцены ведётся серьёзный разговор об ответственности отцов за судьбы детей.

Пятый театральный фестиваль народных театров высветил и главную проблему: любительские труппы живут трудно. Извечные проблемы: нет денег, нет своей крыши для репетиций и своего зрительного зала. Сколько же нужно любви к сцене, какую преданность искусству нужно нести в своей душе, чтобы театральный занавес всё-таки поднимался и живое высокое слово звучало с подмостков! К примеру, «Приют комедиантов» вообще обосновался в квартире Галины Пальчик: сломали одну стену, отделили жилую часть от «кулис» кем-то подаренной шторой. И пожалуйста — зал на 50 зрителей готов! А вот другой пример: в помещение театра «Песочные часы» администрация Чунского района, потеснив искусство, вселила свою бухгалтерию.

Собственно, и сам фестиваль прошёл благодаря лишь энергии заведующей Казачинским районным отделом культуры Татьяны Скороход, сумевшей добыть какие-то средства у спонсоров, и, конечно, благодаря энтузиазму актёров-любителей. Но вот ведь что удивительно: театры, которым живётся особенно трудно, показали едва ли не самые жизнерадостные спектакли. Это и «Любовь к трём апельсинам» по пьесе Л. Филатова (режиссёр Ирина Бушуева) — спектакль артистов из Железногорска; и «Русская Ривьера» по пьесе Ю. Ломовцева «Любовь на свежем воздухе» (режиссёры Лира и Евгений Барановы) артистов из Чуны.

Преданность искусству такова, что многие участники спектаклей вырывались на фестиваль буквально на сутки, больше не позволяло время. Сразу после спектакля, ночью, проводили в Чуну Алексея Тимошина и Светлану Гульметову, которым к утру нужно было поспеть на работу. Артистка театра «Современник», исполнительница главной роли в спектакле «Кадриль», едва опустился занавес, уехала на вахтовые полмесяца: кашеварить. Никто не жаловался на трудности. Наоборот! Разве не в таком же напряжённом ритме существовал легендарный бамовский театр «Молодая гвардия», некогда созданный Анатолием Байковым?

Да, теперь уже не поются ранее столь популярные песни о БАМе и его строителях. Нет и театра «Молодая гвардия». Ушёл из жизни Анатолий Байков. Но прошедший фестиваль доказал: живы прекрасные традиции строителей БАМа, людей увлечённых, уверенных в том, что «не хлебом единым жив человек». Подтверждение тому — учреждение приза имени Анатолия Байкова. Нынче он достался спектаклю «Последний срок».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры