издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сценарий Станислава Карташова

Карьера Станислава Карташова всегда была связана с иркутскими финансами. Сначала государственными. По окончании в 1999 году Сибирско-американский факультета менеджмента Иркутского государственного университета он поступил на службу в администрацию Иркутской области главным специалистом отдела налоговой политики Главного финансового управления. Потом с частными. С поста замруководителя ГФУ он ушёл в Байкальский банк Сбербанка РФ, где возглавляет управление корпоративных клиентов и бюджетов. Наш собеседник — сторонник идеи развития Иркутска в качестве сервисного центра.

Восток-Запад

Перед городом стоит проблема найти своё место в новой мировой экономике и в экономике российской. Многое зависит от того, как Иркутск будет позиционировать себя в рамках разворачивающейся конкуренции между регионами.

Если бы ещё лет десять назад мы сравнивали Иркутск и соседний Красноярск, то различий нашли бы немного: ни у одного, ни у другого не было стратегии развития. Они были на одно лицо, хотя стартовые условия имели разные. Красноярск прежде всего промышленный центр. Иркутск — управленческий, культурный, образовательный, исторический. Сегодня Красноярск благодаря активной позиции власти «раскручен» в информационном поле, имеет серьёзную поддержку федерального центра. Красноярцы сильно продвинулись в создании благоприятной городской среды. Сегодня ими уже реализуется конкретная конкурентная стратегия — замкнуть на себе транспортные и образовательные потоки в Восточной Сибири.

И всё-таки Красноярск ориентирован на Запад. В связи с чем у части региональной элиты определённые метания: может, мы всё же ближе к Дальнему Востоку? Я к идее завоевания Иркутском позиций на востоке России отношусь скептически. Это очень далеко. И к тому же на Востоке тоже есть центр — Хабаровск. Там сегодня совершенно иной уровень экономических взаимосвязей с Китаем и странами АТР. Поэтому опередить Хабаровск и Владивосток будет очень сложно. Вывод — региону нужно искать собственный путь развития.

Столица Байкальского региона

Как бы ни складывалась ситуация, Иркутск, безусловно, в 2020 году останется центром Байкальского региона. Создание Байкальского края посредством объединения Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия — политический проект, и будет ли он реализован, предсказывать не берусь. Однако уже сегодня понемногу идёт процесс экономической интеграции трёх регионов с центром в Иркутске. А с точки зрения культурной и образовательной, наш город всегда оставался столицей для Улан-Удэ и Читы. Набивший всем оскомину вопрос миграции иркутян в центры — Новосибирск, Санкт-Петербург и Москву, актуален и для соседствующих с нами на востоке регионов. С одной лишь разницей: их население традиционно уезжает в Иркутск.

Но сам по себе статус центра Байкальского региона не может, на мой взгляд, гарантировать успешное будущее. Сегодня Иркутская область и вместе с ней Иркутск страдают от «сырьевого проклятья». Оно проявляется в том, что региональная элита уделяет несоразмерно большое внимание проблемам контроля природных ресурсов области и распределения природной ренты, хотя роль её в этих процессах невелика. При этом мы забываем о других возможностях. Хотя регион, по мнению экспертов, обладает наиболее диверсифицированным социально-экономическим потенциалом среди сибирских территорий. В Красноярске, например, пока слабая образовательная и рекреационная составляющая. В Новосибирске нет такого промышленного потенциала.

Проблема состоит ещё и в том, что сегодня добыча ещё большего количества полезных ископаемых регион и город намного богаче не сделает. Ясно, что инвестиции в освоение месторождений пойдут из-за пределов региона, так что рост добычи только усилит позиции федеральных корпораций. Там же и будет оставаться прибыль. С другой стороны, освоение ресурсов требует больших инфраструктурных вложений, которые корпорации и федеральный бюджет в полном объёме делать не готовы.

Стратегия сервисного города

Думаю, в случае Иркутска цель состоит в том, чтобы предложить государству, крупным компаниям уникальный портфель ресурсов — благоприятную городскую среду, качественную инфраструктуру и трудовые ресурсы, чтобы сделать регион более привлекательным и для бизнеса, и для людей. Нужно, чтобы работающим в регионе компаниям было выгодно привлекать местных специалистов и сотрудничать с местным бизнесом. Тогда в области будет оставаться больше средств. Считаю, что Иркутск может состояться как сервисный центр. Здесь должно быть гораздо больше предприятий в сфере услуг, в том числе профессиональных и финансовых, ориентированных на удовлетворение потребностей корпораций и поддержку регионального бизнеса.

Думаю, надо исходить из того, что к 2020 году в Иркутске появится современный аэропорт и будут решены базовые транспортные проблемы. Транзитный транспорт выведут за пределы города. Соответственно, перестроится логистика. К этому времени жилая застройка станет более гармоничной, более качественной. Появится больше офисных зданий. Скорее всего, даже деловой район. Очень нужны новые рекреационные проекты. Сейчас зон отдыха и развлечения и в городе, и вокруг него недостаёт.

[dme:cats/]

Мне кажется, если мы говорим об изменении городской среды к 2020 году, то уже сейчас должна быть создана прозрачная система включения инвесторов в этот процесс, понятная система их ответственности, понятные правила игры. Всё это потребует перестройки государственного и муниципального управления. Сейчас власти действуют по принципу: дали деньги из федерального бюджета — начали строить дороги, нет денег — что поделаешь. А ведь кроме дорог есть и другие элементы инфраструктуры, критически важные для облика города, где деньги искать нужно было ещё вчера. Сегодня многими городами успешно реализуется задача вывода на прибыльную работу жилищно-коммунального сектора и привлечения в него частного капитала, используются новые подходы в сфере управления городской недвижимостью и земельными ресурсами, также ориентированные на привлечение частных инвестиций.

Проблема, видимо, состоит в том, что эти экономические преобразования неизбежно ведут к изменению роли власти. Она будет не администратором, полновластно распоряжающимся городской собственностью, а скорее регулятором, устанавливающим правила игры. Соответственно, серьёзно изменятся экономические и политические механизмы государственного управления, взаимоотношения между властью, бизнесом и горожанами. Конечно, эти изменения будут болезненными, но без них городу будет очень сложно развиваться и конкурировать в постоянно изменяющемся мире.

Подготовила Наталья ГАВРИЛОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры