издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Строители ВСТО переезжают

Основные работы по проекту в регионе завершены

Все работы по строительству магистрального трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) на территории Иркутской области завершатся в этом году. ОАО «Центральное управление проектом «ВСТО» (ЦУП ВСТО) осталось только «навести порядок» на участке трассы протяжённостью 1094 километра, проложенной по северу региона. Вместе с работами по строительству трубопровода может перебраться на восток и базирующийся в Ангарске ЦУП ВСТО. Компания вернётся в область в случае расширения первой очереди ВСТО и строительства дополнительной нефтеперекачивающей станции.

Подрядчик строительства магистрального нефтепровода в этом году завершит все работы на территории Иркутской области, сообщил на этой неделе генеральный директор ОАО «ЦУП ВСТО» («дочка» «Транснефти». – «Конкурент») Алексей Сапсай. По его словам, в регионе компании осталось только «навести порядок»: рекультивировать 1094-километровый участок трубопровода, покрасить технику и установить знаки на оборудовании. Основные работы по первой очереди ВСТО, предполагающей строительство ветки нефтепровода «Тайшет–Сковородино» (Амурская область), сегодня ведутся в Якутии и Амурской области, их планируется закончить в декабре нынешнего года. На достройку ВСТО-1 в 2009 году «Транснефть» собирается потратить около 95 млрд. рублей – треть из них за счёт компании, остальное – привлечённые средства, уточнил Сапсай. По его сведениям, общая стоимость проекта составит 390 млрд. рублей: из-за инфляции госстройка подорожала на 68 млрд. рублей.

В октябре прошлого года был сдан в эксплуатацию участок трубопровода «Тайшет–Талакан» (Якутия) и подключены в реверсном режиме к системе ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ) и ОАО «Сургутнефтегаз» (СНГ). С начала 2009 года, по информации ООО «Востокнефтепровод», с Талаканского месторождения нефти было перекачано 244 тыс. тонн нефти, с Верхнечонского – 89 тыс. тонн. Сырьё отгружают с Ангарского пункта налива нефти. Оттуда, в зависимости от договорённостей компаний, нефть транспортируется, к примеру, либо по железной дороге в Хабаровск, либо в Ангарск на ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» (АНХК).

В связи с завершением работ в Иркутской области может изменить место прописки ЦУП ВСТО, сама компания, управление которой сейчас базируется в Ангарске. Собеседник «Конкурента» в АК «Транснефть» назвал новым возможным местом регистрации ЦУП ВСТО Хабаровск. Алексей Сапсай отказался официально подтвердить эту информацию. «Есть предположения на этот счёт, но я не буду их озвучивать», – отметил он. Возможно, переезд произойдёт с началом второй очереди строительства трубопровода. Но пока Ангарск и Иркутск устраивают ЦУП, так как здесь довольно удобная транспортная схема, пояснил Сапсай. Как признают эксперты «Конкурента», если ЦУП ВСТО всё же переедет, Иркутская область рискует потерять крупного налогоплательщика и инвестора. За три года работы ЦУП сумма налогов в бюджет Иркутской области составила 1,065 млрд. рублей.

Вернуться в Приангарье «Транснефть» может в случае решения о расширении первой очереди ВСТО. Сейчас организация обсуждает с нефтяниками возможность строительства НПС -7 на территории Иркутской области и других нефтеперекачивающих станций, отметил Сапсай. Представитель ИНК подтвердил заинтересованность в строительстве НПС-7, которая позволит компании подсоединиться к ВСТО и начать поставки по магистрали нефти с Ярактинского и Даниловского месторождений. ИНК несколько раз обращалась в «Транснефть» с просьбой включить в первую очередь строительства НПС-7. С аналогичными предложениями выступали и областные власти. Однако «Транснефть» так и не дала согласия, предложив ИНК дотянуть её нефтепроводы на 140 км до НПС-8. Как утверждает представитель ИНК, строительство НПС-7 не критично для работы компании: полевые трубопроводы в состоянии вывести месторождения на необходимую мощность, и лицензионные условия пока не нарушаются. В запасе у ИНК, по словам источника, ещё как минимум два года на работу без подключения к магистральному трубопроводу.

Аналитики считают вполне вероятным расширение ВСТО-1 и строительство дополнительных НПС. «У компании есть средства на это, учитывая кредит на 10 млрд. долларов, полученный от Китая», – полагает Дмитрий Лютягин из ИГ «Велес Капитал». По его мнению, «Транснефть» может использовать строительство дополнительных станций как подготовку к ВСТО-2 (проект предполагает прокладку трубопровода по маршруту Сковородино – Козьмино). Вторая очередь предусматривает строительство ещё 14 нефтеперекачивающих станций, расширение пропускной способности с 50 до 80 млн. тонн нефти. Аналитик УК «Финам Менеджмент» Александр Ерёмин уверен, что государство крайне заинтересовано в том, чтобы как можно скорее подключить компании Иркутской области к ВСТО и  вывести месторождения этой территории на полную мощность, в особенности перед готовящейся отменой экспортных таможенных пошлин на восточно-сибирскую нефть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры