издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нефтяники давят на газ

До ужесточения правил утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) остаётся более двух лет, но нефтяники уже сейчас вынуждены решать проблемы с использованием этого вида сырья. В борьбе государства за рачительное применение углеводородов есть пострадавшие. В их числе оказалось иркутское ОАО «УстьКутНефтегаз». Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) оштрафовала его и потребовала снизить потери свободного газа на Ярактинском и Марковском месторождениях. Между тем компании, работающие на территории региона, предпринимают дорогостоящие попытки соответствовать требованиям контролирующих органов: закачивают попутный газ обратно в пласт и используют его для генерации энергии. Однако эксперты признают, что, по мере того как добыча нефти в регионе будет набирать обороты, недропользователям не справиться в одиночку с возрастающим объёмом ПНГ.

Компании отжигают

«Ежегодно ВЧНГ и ИНК (ОАО «Верхнечонскнефтегаз» и ООО «Иркутская нефтяная компания». – «Конкурент») выбрасывают в атмосферу более 150 млн. кубометров попутного нефтяного газа», – заявил вице-премьер правительства Иркутской области Михаил Кручинин и согласился, что «это проблема для Катангского района». Выбросы негативно влияют на атмосферу, а государство недополучает налоги, констатируют чиновники. По словам министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Ольги Гайковой, компании не платят налог на добычу полезного ископаемого, то есть попутного нефтяного газа,  из-за отсутствия правовой базы. «Пока они платят не за весь сожжённый газ, а за сверхнормативный», – отметила она. За такую утилизацию сырья в начале года была оштрафована «дочка» ИНК – ОАО «УстьКутНефтегаз». Росприроднадзор потребовал снизить до утверждённых нормативов потери свободного газа на Ярактинском и Марковском месторождениях, лицензиями на которые владеет «УстьКутНефтегаз».

По утверждению представителя Иркутской нефтяной компании, нарушения компания устранила. Сейчас ИНК тратит на проекты утилизации ПНГ почти половину всех капитальных вложений. В 2009 году на эти цели предполагается выделить 852,55 млн. рублей, что составляет 44,7% от общего объёма инвестиций в обустройство месторождений. «Снижение инвестпрограммы на планах по утилизации попутного газа не отразилось», – отметили в компании. Как ранее заявляла генеральный директор ИНК Марина Седых, закуплен первый компрессор под закачку попутного и свободного газа в пласт, идёт подготовка обустройства газовой части месторождений. По проектной документации, утилизация 95% ПНГ на Ярактинском месторождении должна быть осуществлена в 2011 году, на Марковском – в 2010-м. Впрочем, факелы на объектах не погаснут – планируется сжигать не более 5% газа. На этих же месторождениях ИНК начала использовать ПНГ для  выработки тепло- и электроэнергии на газотурбинных установках (ГТУ). Два агрегата уже запущены на Марково, ещё два готовятся к подключению на Яракте. Мощность первой и второй очередей составит 20 МВт.

Газ как топливо используют и на крупнейшем нефтегазовом месторождении – Верхнечонском. По информации ВЧНГ, энергоцентр собственных нужд (ЭСН) на Верхней Чоне пока несёт нагрузку  1,4 МВт вместо предполагаемых 6,6 МВт. Второй ЭСН планируется построить к третьему кварталу 2010 года. Как сообщил представитель ВЧНГ, технологическая схема разработки Верхнечонского месторождения сейчас уточняется в Тюменском нефтяном научном центре, после чего госкомиссия по запасам определит сроки и необходимый процент утилизации ПНГ. Однако программа по утилизации газа – проектные работы, выбор оборудования,  строительство объектов – уже разработана. Кроме газогенерации ВЧНГ в качестве основных вариантов рассматривает закачку газа  в пласт Осинского горизонта и проект водогазового воздействия на продуктивный пласт Преображенского горизонта. Объём капвложений в программу  «полностью нашёл своё отражение в бизнес-плане и не подвергался корректировке», сказал источник, однако размер инвестиций не уточнил. Третья компания, ведущая нефтедобычу на территории региона, – ООО «Дулисьма» – готовит проект закачки газа в пласт для повышения пластового давления, сообщила Ольга Гайкова.

Сохранение энергии

Сегодня в Иркутской области отсутствует рынок сбыта попутного газа, что сдерживает добычу нефти и приводит к росту её себестоимости. Региональные власти поддержали идею газогенерации. По мнению Ольги Гайковой, «это наиболее реальный путь». На базе попутного газа с Верхней Чоны возможно организовать центр энергоообеспечения всех северных территорий, если будет реализован проект объединения систем Иркутской области и Якутии, уверена министр. «ВЧНГ обладает энергоцентром мощностью 6,6 МВт, хотя имеет полную перспективу для развития до 600 МВт. Он хорошо вписывается в схему теплоисточников севера и решит проблему замкнутости энергосистемы Якутии», – согласен Михаил Кручинин. Среди альтернативных предложений – установки для переработки газа в светлые нефтепродукты (керосин, бензин), чтобы  решить вопрос с завозом топлива в Катангский и Киренский районы.

Впрочем, общее решение проблемы сейчас маловероятно по причине отсутствия единой газотранспортной системы. «Нет газопровода, который доставит сырьё до потребителя. Когда будет разработана газовая стратегия и определён потребитель, мы можем заняться и газохимией, и другими энергоёмкими производствами», – считает Ольга Гайкова. Так, планируется строительство трубопровода «Верхнемарково – Усть-Кут», которое ИНК и ОАО «Газпром» утвердили ещё в 2006 году. По информации ИНК, в 2009 году начнутся проектные работы, на 2010-й в Усть-Куте намечено начало строительства распределительных сетей.

По словам руководителя Территориального управления по недропользованию по Иркутской области (Иркутскнедра) Владимира Назарьева,  природный и попутный газ можно направлять на газификацию области, газоэнергетику и газохимию, кроме того, логично построить сжижающие заводы. «Закачка в пласт или генерация спасают только в начале промышленной нефтедобычи, – отметил эксперт. – Содержание газа в нефти на месторождениях региона составляет 4%. Утилизировать такое количество газа при годовых объёмах добычи от  3 млн. до 7 млн. тонн нефти компании способны, но при добыче 20 млн. тонн потребуется единая государственная политика». Обострение проблемы Назарьев прогнозирует после 2015–2017 годов.

Готовность номер один

Между тем недпропользователям придётся успеть решить вопрос утилизации ПНГ ещё раньше. С 2012 года, согласно постановлению Правительства РФ, штрафы за сверхлимитное сжигание газа увеличатся в 4–6 раз, отметил  аналитик УК «Финам менеджмент» Александр Ерёмин. В отличие от компаний, входящих в газотранспортную систему и поставляющих газ на нефтехимические производ-ства, иркутские предприятия  вынуждены искать альтернативные способы утилизации. «Разумеется, лучше продавать, чем сжигать, но генерация для  собственных буровых мощностей вполне приемлема на начальном этапе», – полагает Андрей Полищук из ФГ БКС. Он подтвердил, что компании отказались от снижения затрат на проекты по утилизации ПНГ, тем более что сейчас как раз можно

сэкономить из-за 15–20-процентного падения цен на подрядные работы и материалы. Впрочем, по словам Ольги Гайковой, не исключено, что из-за кризиса срок введения новых правил будет перенесён на 2014–2015 годы. По мнению Александра Ерёмина, к переходу на полную утилизацию ПНГ готова разве что «Газпромнефть». А вот другие крупные игроки – «Лукойл», ТНК-ВР и Роснефть, – наоборот, активно лоббируют отсрочку вступления в силу новых норм. Если компаниям это удастся, то иркутским нефтяникам тоже не придётся торопиться, резюмировал эксперт.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры