издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Это позднее зажигание в экономике и в сознании представителей правящих кругов»

По данным регионального правительства, в Иркутской области добывается полезных ископаемых в среднем на 40 млрд. рублей, хотя подготовленные к освоению запасы оцениваются в 3,2 трлн. долларов. Председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, экс-министр природных ресурсов Виктор Орлов, побывавший на прошлой неделе в Иркутске, без энтузиазма смотрит на перспективы освоения крупных месторождений на территории Иркутской области. Он предполагает, что в ходе лицензирования Сухого Лога может быть применена схема распределения вне конкурса. Сенатор, отвечая на вопросы корреспондента «Конкурента», рассказал о том, каких изменений ждёт в законодательстве, регулирующем недропользование.

– В Иркутской области сейчас объявлены тендеры на несколько крупных угольных и железорудных месторождений, размер стартового платежа многих экспертов заставляет усомниться в том, что из-за кризиса активы будут проданы по столь высокой цене. Государство ещё не готово пересмотреть модель распределения сырья, отказавшись от получения максимальных средств в ходе продажи лицензии в пользу получения экономического эффекта от их освоения?

– Вообще считаю, что аукционная форма лицензирования и попытка на раннем этапе изъять как можно больше денег в пользу бюджета — это позднее зажигание в экономике страны и в сознании представителей некоторых правящих кругов. Это было оправдано тогда, когда был огромный дефицит бюджета. Подобная форма была нужна в другое время, но тогда не только в бюджете, но и у компаний не  было денег. Как только у бизнеса появились средства, мы ежегодно в среднем около 2,5 млрд. долларов стали получать от продажи месторождений. Фактически мы изымали эти деньги из оборота компаний и замораживали в бюджете, направляя их в стабилизационный фонд и тому подобное.

На мой взгляд, здесь вполне был бы применим механизм отложенных платежей. Когда государство позволило бы победителю тендера вносить эти деньги по мере того, как, в лучшем случае, объект начал бы давать прибыль, в худшем – растянул бы, например, на пять лет. Рано или поздно мы придём к необходимости отказаться от разовых платежей в пользу отложенных. Как вариант государство также могло бы обозначить своё участие в проекте в форме частно-государственного партнёрства, в доле равной сумме платежа за месторождение, назначив госкомпанию-участника на эти деньги, а не изымать средства из инвестиционного процесса. Эти подходы, кстати, обсуждаются у нас в парламентских кругах — на парламентских слушаниях, «круглых столах». Они озвучены и даже записаны в рекомендациях правительству. Думаю, у них есть перспектива, судя по тому, какие решения принимаются по месторождениям на стадии разработки. В первую очередь это относится к новым нефтяным месторождениям, расположенным в Восточной Сибири. Я имею в виду налоговые каникулы.

– Региональные чиновники ещё совсем недавно готовили обращение о возобновлении процедуры лицензирования золоторудного месторождения «Сухой Лог» (по предварительным оценкам, это крупнейшее месторождение золотосодержащих руд в России с запасами 2 тыс. тонн. Однако большие запасы компенсируются низким средним содержанием золота в руде (2,1 – 1,7 г/т), что и явилось главным препятствием его освоения. – «Конкурент»). Вы видите хоть какую-то перспективу у этой инициативы?

– Иркутской области повезло и не повезло с тем, что здесь есть такие гиганты, как Сухой Лог и Ковыкта. Месторождения мирового класса, они являются стратегическим, к ним нужен особый подход. И государство очень осторожно себя с ними ведёт. Тут важно не промахнуться и точно найти инвестора, который действительно начнёт работы по освоению месторождения, а не приобретает лицензию с целью повысить собственную капитализацию. При этом аукцион, наверно, не лучшая форма определения инвестора. Здесь, скорее всего, необходим конкурсный подход. А может быть, вообще следует отступить от тендерной формы. Есть же у нас отдельные решения по шельфовым месторождениям, когда правительство само выбирало инвестора. Эту практику вполне можно распространить на тот же Сухой Лог. Тогда, наверно, было бы проще ввести месторождение в оборот.

– Когда, по вашим оценкам, это произойдёт?

– Я сторонник того, чтобы как можно скорее внести этот объект в систему лицензирования и начать его развивать. Но, понимаете, его стратегический характер не позволяет мне на процесс смотреть оптимистично. Поскольку сомневаюсь, что сегодня кто-то найдёт эти огромные деньги, необходимые на его развитие. Очевидно, что решения будут приняты попозже, когда мы начнём выбираться со дна кризиса и появятся реальные возможности внутри страны. Конечно, иностранцы могут взяться за Сухой Лог хоть сейчас, только клич брось – придут сразу. Но это не в наших интересах. Такие гиганты должны осваиваться отечественными компаниями, возможно, с привлечением иностранного капитала. В России на данный момент такого свободного капитала не вижу даже у государства.

Чисто из экономических соображений, думаю, что решение будет принято не раньше будущего года. Мы знаем, что времени на оформление лицензии, всей документации как минимум год требуется. То есть объективно работы могут начаться не ранее 2011 года. Хотя полагаю, что Дмитрий Фёдорович Мезенцев будет прилагать усилия, чтобы ускорить этот процесс, поскольку введение и Сухого Лога, и Ковыкты обеспечит второе дыхание для региональной экономики.

– Распределение лицензии вне аукциона видится вам единственно оптимальным вариантом?

– Нужен либо конкурс среди авторитетных компаний, либо прямой выбор специальной комиссии или же правительства. Последнее законодательно пока не оговорено.

– Кто может выйти с такой законодательной инициативой?

– Пожалуйста, Законодательное Собрание Иркутской области может подготовить законопроект.

– Как много законов требуют корректировки?

– Не очень много: Налоговый кодекс и Закон о недрах. Пожалуй, всё. Но есть ведь другая сторона медали. К сожалению, чаще всего обсуждение вопросов, связанных с налогами от освоения месторождений, заканчивалось изменением соотношения платежей в федеральный и региональные бюджеты. Сегодня Минфин инициирует изъятие уплачиваемых нефтяными компаниями 5% НДПИ, остававшихся в бюджетах регионов на федеральный уровень уже с 2010 года. Это настораживает. Боюсь, что эта же схема будет применена по рудным месторождениям. Пока всё-таки 60% поступлений остаётся в региональных бюджетах, 40% зачисляется в федеральный. Если пропорции будут радикально меняться в пользу федералов, у субъектов Федерации практически не останется интереса в развитии этой сферы, кроме, пожалуй, вопросов занятости. Потому что ждать, например, налога на прибыль придётся долго. В среднем 10 лет необходимо для того, чтобы погасить издержки при строительстве рудника или промысла.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры