издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Трудности подключения

Всплеск жалоб на ОАО «Иркутская электросетевая компания» (ИЭСК) зафиксировали в Управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Иркутской области. Недовольство заявителей связано с тем, что компания отказывает им в присоединении к коммуникациям. «Жители районов просят либо дать электричество на голый участок, либо подключить их без документов, подтверждающих их право собственности на дом или землю, хотя всё это запрещено законом», – поясняют сетевики. Антимонопольщики поддерживают ИЭСК, полагая, что жалобы в УФАС не обоснованы. Тем не менее, население не оставляет попыток сделать свой бизнес на электрификации участков.

Рост количества жалоб в УФАС по Иркутской области наблюдается с мая этого года, сообщила глава теруправления службы Валентина Заморина. «У нас начались массовые обращения граждан, которые сообщают, что сетевая компания отказывает им или не совершает должных действий по выдаче технических условий или фактическому присоединению», – рассказала она. Иначе говоря, жалобы населения сводятся к тому, что они «оплатили подключение, но электричество до сих пор не поступает». Заявители «давили» на то, что сетевая организация занимает 100% рынка, поэтому в ситуации якобы можно усмотреть нарушение антимонопольного законодательства. Тем не менее, после расследования в УФАС решили не возбуждать дела в отношении ИЭСК. Заявители, по словам Замориной, сами были виноваты в том, что не могли получить разрешения на присоединение. «Для подключения на участке должно быть энергопринимающее устройство, кроме того, документ, подтверждающий право собственности на земельный участок или дом. Но ни того, ни другого у граждан, обратившихся к нам, как правило, нет», – пояснила глава УФАС.

В ИЭСК подтвердили, что за последние несколько месяцев в УФАС увеличилось число необоснованных жалоб на компанию, в особенности от Иркутского района. В компании это связывают со вступлением в силу в апреле этого года новых правил присоединения к сетям. По словам начальника юридического отдела ОАО «ИЭСК» Гольсиры Снегирёвой,  прежде всего, изменился список необходимых документов, в частности, появилась необходимость подтверждения права собственности на объекты недвижимости. С одной стороны, сетевикам стало проще работать, с другой – прибавилось проблем. «Далеко не все понимают, какие это документы, – отметила юрист. – Под их видом нам предоставляют технические паспорта, долгосрочные договоры аренды без госрегистрации, ходатайства о выделении земли или распоряжения об утверждении границ участка. Случается, что в заявке подают даже выписку из похозяйственной книги или фальсифицируют документы».

В результате ИЭСК с начала этого года выслала 163 уведомления  (примерно 30-40% от общего числа заявок на подключение) по Иркутскому району о несоответствии документов установленным нормам. Потенциальные потребители могут предоставить недостающую информацию в неограниченный срок, но отчего-то неохотно пользуются своим правом, отметила Гольсира Снегирева. Вероятно, у большинства из них эти документы попросту отсутствуют. Одни пытаются подключить объекты стихийной застройки на сельскохозяйственных землях, другие – присоединить «голые» участки к сетям и продать подороже. Так, по рассказу Снегиревой, два физических лица подали сразу 89 заявок на подключение к сетям в поселке Западном Иркутского района. Было понятно, что они преследуют коммерческие цели. «Как бы красиво не жил человек, вряд ли ему одному понадобится столько недвижимости», – рассудили сетевики и отказали неудавшимся предпринимателям. Такие случаи стали возможны в Иркутском районе из-за отсутствия комплексного освоения земель, считают в ИЭСК. При том что эта территория активнее всех застраивается и электрифицируется: за первые восемь месяцев по Иркутскому району на подключение к электрическим сетям было подано 1100 заявок, в то время как по остальным муниципалитетам – всего несколько десятков. ИЭСК даже проводила совещание по проблеме подключений с администрацией Иркутского района, службой по тарифам, прокуратурой и антимонопольщиками, но пока это не дало видимых результатов.

Ситуация осложняется ещё и тем, что в Иркутском районе появились посредники, которые берутся оформить заявки на подключение, рассказал генеральный директор ОАО «ИЭСК» Борис Каратаев. По его словам, некачественные услуги, которые предлагает так называемый «Деловой центр», в законе нигде не закреплены и вряд ли юридически оформлены между заявителем и посредником. В итоге в сетевую организацию поступает заявка, по которой невозможно составить договор: нет доверенности от владельца недвижимости, плюс не хватает документов. «Посредники неграмотно оформляют заявку, берут за это плату, а потом это становится нашей головной болью, – добавила Гольсира Снегирёва. – Без таких «помощников» люди быстрее бы сами разобрались в процедуре подключения». Сейчас ИЭСК пытается привлечь прокуратуру для решения вопроса с посредником.

Разбирательства с УФАС – лишь одна из сложностей при подключении частных домов к сетям, признают в компании. Новые правила, вступившие в силу прошлой весной, добавили и других проблем сетевикам. На них переложили ответственность за допуск энергопринимающих устройств. Раньше этим занимался Ростехнадзор, теперь – нет.  «Сетевая организация такие допуски никогда не осуществляла, так что мы не хотим и не можем нести ответственность за состояние устройств, – отметила  Гольсира Снегирёва. – Пока конфликтов и судебных разбирательств по этому поводу  не было, это в новинку, но, если вдруг что-то случится, то с нас тоже спросят». Ещё одна трудность заключается в том, что в правилах не установлены сроки подачи заявки на увеличение мощности –  в результате потребитель может пользоваться дешёвым присоединением в нужном объёме. «Закон не обязывает потребителя обосновывать запрашиваемую мощность, он сам решил подключить, к примеру, коттедж на 600 квадратных метров  по минимуму 15 КВт за 550 рублей, а в итоге расходует по 40–50 КВт на цели отопления. В связи с этим, стоимость подключения по фактическому потреблению электроэнергии в разы превышает минимальную ставку оплаты за подключение», – пояснил Борис Каратаев. По его словам, из-за недобросовестных потребителей страдают и другие, в домах у которых пропадает должное напряжение. Ухудшение качества электроснабжения в Иркутском районе в ИЭСК связывают и с тем, что центры питания пере-гружаются в связи с несанкционированным увеличением нагрузки потребителями. «Сетевики теперь должны присоединять объекты в независимости от технологической возможности, в итоге нарушается качество снабжения», – пояснили в компании. Наиболее проблемными в этом плане остаются опять же дома в поселениях Пивовариха, Хомутово и Карлук Иркутского района.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры