издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Северная война

Авиакомпании делят аэропорты Киренска и Ербогачёна

Статус аэропорта могут потерять предприятия Киренска и Ербогачёна в результате затянувшегося конфликта между равноправными учредителями ООО «Киренск-авиа» – ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «Управляющая компания «Истлэнд». Ссора между партнёрами развивается по всем законам жанра: накопление многомиллионных долгов, бесчисленные судебные иски в арбитраж и даже «вооружённое нападение с устрашающим письмом». Недавно конфликт вышел на уровень регионального правительства. И не исключено, что для аэропортов в Киренске и Ербогачёне спор обернётся их закрытием и превращением в вертолётные площадки.

Иск за иском

Конфликт вокруг аэропортов на севере Иркутской области назревал весь прошлый год. Сначала во ФГУП «Киренское авиапредприятие» (КАП) (в него входят аэропорты в Киренске, Ербогачёне, Казачинском, Жигалове и Качуге) стали отмечать, что ООО «Киренск-авиа» не платит за аренду имущества. Объекты КАПа «Киренск-авиа» эксплуатирует с момента банкротства предприятия (сейчас КАП проходит этап конкурсного производства). По словам арбитражного управляющего Киренского авиа-предприятия, члена НП МСРО АУ «Байкальская лига» Игоря Руднева, к концу 2009 года сумма задолженности выросла до 40 млн. рублей и банкротящийся КАП потерял возможность расплачиваться с кредиторами, среди которых в основном бюджеты. В итоге КАП подал на «Киренск-авиа» в Арбитражный суд Иркутской области.

«Киренск-авиа», разумеется, не стал бы ссориться с предприятием, на базе которого работает, если бы не внутрикорпоративные споры между его равноправными учредителями – ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» из Сургута с иркутскими ЗАО «Иркутск-АВИАпром» и ООО «Исттрэвэл» (входят в холдинг «Истлэнд», владеющий авиакомпанией «Ангара»). История раздора у каждой из сторон своя. По версии «Истлэнда», «ЮТэйр» не за-

платил за услуги аэропорта, накопив тоже к концу 2009 года долг на сумму более 30 млн. рублей. «Истлэнд» подал в суд. «Цепочка неплатежей исходит от руководителей «ЮТэйр», – уверен Игорь Руднев. По версии «ЮТэйр», его задолженность не подтверждена документально, и даже наоборот, сам КАП ему должен 44,6 млн. рублей. На этот счёт тоже имеется судебный иск в областном арбитраже, сообщил начальник службы по связям с общественностью «ЮТэйр» Юрий Мушихин.

Юристы признаются, что сами иногда уже с трудом разбираются в многочисленных претензиях предприятий друг к другу. Только от «ЮТэйр» в ответ поступило около полутора десятков исков. В частности, компания пытается признать недействительным договор аренды имущества банкротящегося КАПа и оспорить существование своего партнёра – холдинга «Истлэнд». Более того, перевозчик утверждает, что имущество КАПа в своё время не было передано ему в хозяйственное ведение, поэтому распродавать его на конкурсных торгах КАП не может. «Представляете, всё время объекты были на балансе Киренского авиапредприятия, а теперь нам говорят, что это не так и будто не существует конкурсной массы на 118 млн. рублей», – удивляется бывший директор КАПа и нынешний руководитель «Киренск-авиа» Сергей Сафонов (его полномочия подтверждены решением Иркутского арбитража от 18 февраля 2010 года). Из-за разбирательств в суде процедура банкротства КАПа может затормозиться, конкурсные торги, намеченные на апрель, придётся перенести, и аэропорты ещё не скоро найдут своих настоящих хозяев, опасаются собеседники «Конкурента». Первые судебные заседания по спору КАПа, «Киренск-авиа» и «ЮТэйр» намечены на начало марта, добавил Руднев.

«ЮТэйр» отказали в посадке

Вскоре конфликт сторон вышел за пределы суда. 11 февраля «Киренск-авиа» приостановила обслуживание «ЮТэйр» по коммерческим рейсам. Сумма долга приблизилась к 40 млн. рублей, сообщил Сергей Сафонов. «При этом известно, что перевозчик заработал 700–800 млн. рублей на перелётах нефтяников, но не рассчитался с аэропортом. Компания хочет находиться в своеобразном оффшоре – летать и никому не платить, получая только прибыль», – отметил Сафонов. По его словам, чтобы не пострадали люди, компании «ЮТэйр» оставили неприкосновенными полёты медицины катастроф, МЧС и пассажирские перевозки по северным территориям Иркутской области, на которые у него заключены госконтракты. По вине этого перевозчика из аэропортов «Киренск-авиа» «вылетела» ещё одна компания – «Иркутскавиа». Будучи подрядчиком «ЮТэйр», она выполнила работы на 70 млн. рублей, но оплату не получила. Дело снова обернулось судом для «ЮТэйр». «Тем не менее «Иркутскавиа» уже предоставила график погашения задолженности перед «Киренск-авиа» и начала выплаты», – отметил Сафонов. А заменить «ЮТэйр», если тот совсем откажется от услуг киренского предприятия, будет несложно, например, с помощью дополнительных бортов того же «Иркутскавиа», уверен Сафонов.

В «ЮТэйр» заявили, что в обслуживании ему отказали незаконно. Однако компания была вынуждена переместиться в собственный аэропорт в Усть-Куте (несколько лет назад авиаперевозчик стал его основным акционером): оттуда нефтяников доставляют на вертолётах на вахту. «Этот аэропорт по ряду факторов является более подходящим. Он имеет возможность круглосуточно выполнять полёты на разных судах в сложных метеоусловиях», – заявили в компании. «ЮТэйр» подвёл и своего главного подрядчика – ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ осваивает в Катангском районе крупнейшее в Восточной Сибири Верхнечон-ское месторождение нефти и газа), утверждает Сафонов. Вместе с переездом «ЮТэйр» в Усть-Кут ВЧНГ получил два лишних часа подлёта к месторождению. «Час на вертолёте стоит 70 тыс. рублей, получаются дополнительные расходы – почти 150 тыс. рублей на один полёт. Итого ВЧНГ придётся тратить на перевозки ежегодно на 200 млн. рублей больше, – подсчитал Сафонов. – Несколько подрядчиков «Верхнечонскнефтегаза» уже отказались от услуг «ЮТэйр», но у ВЧНГ с ними договор до 2013 года».

Изменить статус

Потеряв доступ к аэропортам «Киренск-авиа», «ЮТэйр» предложил превратить их в вертолётные площадки, рассказал Сафонов. Между тем Киренск ежегодно принимает более 90 тыс. пассажиров (только половина из них – нефтяники). Пассажиропоток в 90–96 тыс. человек – это на четверть больше, чем в аэропорту Братска и в три раза больше, чем в Усть-Куте. По словам Сафонова, авиакомпания уже обратилась в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) с просьбой провести выездную комиссию и лишить статуса аэропорты в Киренске и Ербогачёне. «ЮТэйр» аргументировал это тем, что «Киренск-авиа» управляют непрофессиональные руководители, а сертификаты не соответствуют состоянию аэровокзалов.

В «ЮТэйр», в свою очередь, утверждают, что на лишении статуса аэропортов аэровокзалов Киренска и Ербогачёна не настаивают. Они считают, что деятельность киренского аэровокзала может быть прекращена полномочными госорганами, поскольку у него «нет оператора», а «Киренск-авиа» «захватили рейдеры». Кроме того, киренский аэропорт весной попадает в зону затопления и нуждается в новой полосе. Авиакомпания планировала инвестировать средства в развитие инфраструктуры аэропорта, однако в настоящее время, в силу сложившейся вокруг ООО «Киренск-авиа» ситуации, это невозможно. С Ербогачёном ещё проще, уверены в «ЮТэйр»: там нет сертификации поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов и объектов предприятия.

«В аэропорте Ербогачёна действительно не соблюдаются нормы авиационной безопасности, но лишь потому, что «ЮТэйр», в отличие от «Истлэнда», в него ничего не инвестировал, – добавил Сергей Сафонов. – Теперь авиакомпания душит аэропорты, чтобы ВЧНГ не смог заставить её летать из Киренска и улаживать конфликт».

Пока официальных решений не принято, «ЮТэйр» продолжает приземлять вертолёты в Киренске – прямо в поле, нарушая правила безопасности, рассказал директор «Киренск-авиа». «Об этом я доложил начальнику теруправления Росавиации, чтобы провели проверки», – сообщил Сафонов. В Восточно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта (Росавиации) «Конкуренту» заявили, что «ведомство не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия, имущественными спорами занимаются суд и правоохранительные органы».

«Пока стороны разбираются между собой, к счастью, безопасность не нарушается. Инициировать проверки аэропортов в ближайшее время мы не намерены», – добавил источник.

Взлёт на новый уровень

За решение спора КАПа, «ЮТэйр» и «Истлэнда» взялось региональное правительство. Областные чиновники предложили создать наблюдательный совет с председателем от правительства Иркутской области и «вынесли на рассмотрение ряд своих предложений», уклончиво сообщили «Конкуренту» в «Сером доме». Недавно правительство собирало стороны для переговоров, но диалога не получилось, констатировал Сафонов. Конфликт продолжил развиваться в лучших традициях 90-х годов: в «ЮТэйр» «Конкуренту» заявили, что «в конце января в Иркутске на представителя авиакомпании было совершено вооружённое нападение, в результате которого нанесены ножевое ранение и черепно-мозговая травма». «Лица, совершившие нападение, оставили на месте преступления письмо с указанием, что эта устрашающая акция связана с «Киренск-авиа». По факту случившегося возбуждено уголовное дело», – утверждают в пресс-службе.

Муниципальные власти в развернувшемся скандале предпочли сохранить нейтралитет. «Я на стороне разумной мысли, – сказал мэр Киренского района Пётр Неупокоев. – Киренский аэропорт должен работать. А банкротство КАПа надо довести до конца, объявить конкурсные торги и искать нового собственника». Хотя не исключено, что им станет тот же «ЮТэйр». В компании подтвердили намерения расширять своё присутствие в Иркутской области и в будущем участвовать в конкурсных торгах ФГУП «Киренское авиапредприятие».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры