издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ценообразование на лекарства так же значимо, как и вопрос тарифов ЖКХ

  • Автор: Ирина МАРТЫНЮК

В последнее время довольно активно муссируется вопрос ценовой политики в области лекарственного обеспечения населения. По данным «Российской газеты» ( № 80 от 15 апреля 2010 года) незаконно дорогие лекарства были выявлены в Московской, Челябинской областях, Ставропольском крае, Еврейский АО. Небезынтересно было бы узнать, как обстоят дела в этом вопросе в нашем регионе.

На региональном уровне

В одном из сообщений пресс-службы губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева прямо указывалось, что Правительство Иркутской области будет контролировать формирование цен на лекарственные препараты аптечной сети региона. Ценообразование на лекарства для населения также значимо, как и вопрос тарифов на жилищно-коммунальные услуги. «Необходимо проводить постоянный контроль уровня цен в аптеках, чтобы не позволить необоснованно повышать стоимость лекарств», — заявил губернатор.

Как сообщил Министр здравоохранения Иркутской области Гайдар Гайдаров, в аптечную сеть нашей области входят 526 аптек, 323 аптечных пункта, 86 аптечных киосков и 65 аптек учреждений здравоохранения. Правительство контролирует реализацию программы обеспечения населения лекарственными средствами, регулярно проводятся заседания рабочей группы с участием руководителей аптек, селекторные совещания с главными врачами для получения оперативной информации по спросу  и своевременности поставок лекарственных препаратов.

Особое внимание уделяется организации доставки лекарств на дом одиноким ветеранам Великой Отечественной войны. В марте они были доставлены на дом 1230 ветеранам. Во всех аптеках региона сформирован резерв лекарственных средств для данной категории. В министерстве здравоохранения работает телефон «горячей линии» по лекарственному обеспечению, ведется личный прием граждан. Кроме того, совместно со службой по тарифам подготовлен справочник предельных розничных цен на лекарственные средства перечня жизненно важных лекарственных средств по Иркутской области. На федеральном уровне этот вопрос проработан детально.

Федеральный ответ на поставленный вопрос

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила методику установления предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛС). Соответствующий документ направлен в Минюст и размещен на официальном сайте ФСТ.

С 2010 года в перечень ЖНВЛС, недавно обновленный   Минздравсоцразвития, при условии одобрения Правительством РФ, будут входить  лекарственные средства 495 наименований (сейчас 658), из них 75 наименований — отечественного производства, 261 наименования производятся как российскими, так и зарубежными фармкомпаниями, 159 наименований — зарубежного производства. Именно на эти препараты государство с будущего года по новым правилам будет устанавливать цены и торговые надбавки.

Согласно методике ФСТ, субъекты РФ будут устанавливать размер оптовых и розничных надбавок на основании отчетных данных о хозяйственной деятельности оптовых организаций и аптек. Предельные надбавки к ценам на ЖНВЛС планируется рассчитывать, исходя из возмещения оптовым организациям и аптекам затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарств. Кроме того, будет учтен объем прибыли, необходимый для развития предприятия. Новые механизмы регулирования ценообразования должны были вступить в силу с 1 января 2010 года. По данным Минздравсоцразвития, в РФ зарегистрировано 17 тысяч торговых наименований лекарственных средств, две тысячи из них подпадут под новый перечень жизненно важных, а значит под более жесткое регулирование цен.

Мнение профессионалов

Что ж, позиция власти всех уровней предельна ясна: цены на лекарства не должны быть необоснованно высокими, кроме того, их необходимо контролировать. Мы решили поинтересоваться, что по поводу ценообразования на лекарственные препараты думают профессионалы, работающие в данной отрасли:

Елена ФЕДОРОВА, генеральный директор аптечной сети «Надежда»: 

— Приказом службы по тарифам Иркутской области от 4 марта 2010 года были внесены изменения в приложение о предельных оптовых и розничных надбавках к ценам на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛС), утвержденных Правительством Иркутской области. Предельные оптовые надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств (в зависимости от стоимости одной потребительской упаковки лекарственного средства) до 50 рублей включительно составляет 30 процентов, свыше 50 рублей до 500 рублей — 22 процента, свыше 500 рублей — 15 процентов. Предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств соответственно составляют 45, 40 и 24 процента.

Формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями розничной торговли осуществляется, исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную цену, и соответствующую оптовым и розничным надбавкам, установленным настоящим положением.

Сухие цифры не дают представления о том, как данный приказ работает в реальности. Дело обстоит следующим образом. Например, при закупке у завода-изготовителя лекарственных средств даже оптовая цена для крупных, средних и мелких дистрибьюторов может колебаться в зависимости от количества покупаемого товара. Для крупного дистрибьютора имеют место значительные ценовые скидки, поскольку он покупает большой объем продукции. Для среднего — заводу-изготовителю не выгодно делать большие скидки, здесь устанавливают скидки поменьше. Для мелкого оптовика цена еще выше, ведь он берет самые маленькие объемы продукции. Далее, руководствуясь приказом службы по тарифам, каждый дистрибьютор формирует свою оптовую цену для розничного звена, но в пределах, обозначенных в приказе. Например, оптовая надбавка к фактической отпускной цене производителя в зависимости от стоимости одной упаковки лекарственного средства до 50 рублей включительно должна составлять, как уже было сказано, 30 процентов. Но это может быть и 25, и 28, и 29 процентов. Надбавка может быть ниже этих 30 процентов, но ни в коем случае не выше. Точно также формируется и предельная розничная надбавка. Каждая аптека устанавливает свою стоимость какого-либо отдельно взятого препарата, поэтому и стоимость лекарств в разных аптеках нашего города отличается.

Фармацевты или заведующие аптек нашей аптечной сети пользуются компьютерной программой «Фармкомандир», которая регулярно обновляется, в ней указаны максимально разрешенные цены для реализации в аптечных учреждениях Иркутской области. Правильность цен на лекарственные препараты можно проверить и в администрации Тайшетского городского поселения, и в службе по тарифам Иркутской области. Наша деятельность прозрачна и никакого секрета из своей работы мы не делаем. Что касается шумихи, которая поднялась вокруг ценообразования, то пояснить, каким образом строилась работа в других регионах, и почему там были обнаружены незаконно завышенные цены, не могу, это, наверное, вопрос к компетентным органам. По поводу Иркутской области могу сказать, что для нас это никакая не сенсация. Нас регулярно проверяют специалисты службы по тарифам. Еженедельно мы подаем сведения о своей деятельности в эту организацию. Мы работаем в соответствии с приказами службы по тарифам с 90-х годов, никаких претензий к нашей работе никогда не было.                  

Татьяна ДАВЫДЕНКО, директор МУП «Аптека № 20»: 

— Цены стабилизировались и понижаться они вряд ли будут, поясню почему. В аптечной сети сложились предельные оптовые и розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств. Информация о предельных розничных ценах на лекарственные средства зарегистрирована и внесена в государственный реестр на ЖНВЛС на территории Иркутской области. Любой покупатель при желании может свериться с этим списком и проверить правильность ценообразования. Наша розничная цена складывается из цены завода-изготовителя, зарегистрированного в Федеральной службе по тарифам, и торговой наценки, установленной губернатором Иркутской области. Конечная цена не должна превышать указанную в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Например, активированный уголь в Иркутской области должен стоить не выше 5 рублей 15 копеек. Ниже цена может быть, а выше — нет. В каждой аптеке цена может варьироваться, но быть не выше установленной.

Сейчас мы работаем в спокойной атмосфере, у нас нет проблем с обеспечением лекарственными средствами льготников, нет отсрочки рецептов. Вплоть до июня мы обеспечены по тем заявкам, которые составила ЦРБ. В прошлом году ситуация со льготным обеспечением лекарственными препаратами была похуже, чем в этом году. Ежемесячно мы отпускаем лекарств по льготному отделу на миллион рублей.

В каждом регионе было свое ценообразование. Скажем, в Красноярском крае оно отличается от нашего. Что касается Иркутской области, города Тайшета, то мы всегда работали в одинаковых условиях, и для нас ничего не изменилось.

Я тоже смотрю телевизионные передачи, и, мягко говоря, удивляюсь, откуда берутся эти космические 200, 700 процентов, на которые якобы были завышены предельно допустимые цены на лекарственные препараты в отдельных регионах. Что это, желание отвлечь население от других насущных проблем или желание найти виноватого? Считаю, что лекарства не могут быть дешевыми, и вообще тенденция к их удешевлению не просматривается. Почему! Да потому, что производство лекарственных препаратов — процесс дорогой, высокотехнологичный. Это сырье, энергия, заработная плата, научные разработки, расходы на рекламу и многое-многое другое. Всё, из месяца в месяц, растет в цене, дорожают и лекарства. В конце концов, это законы экономики, Если остановить рост цен на лекарства, то нужно говорить о государственных дотациях в этом вопросе, а о них нет разговора. Около 70 процентов лекарств закупается за рубежом, речь идет о серьезных, дорогостоящих препаратах для онкологических больных, больных сахарным диабетом. Ничего этого у нас в России не производится. Лекарства — товар стратегический, и мы не должны так жестко зависеть от импорта. Главный вопрос, который должно решить наше правительство в лекарственном обеспечении — это поступательное развитие фармацевтической промышленности. Ценообразование нужно контролировать, с этим никто не спорит, но это второй вопрос. Подчеркиваю, цены на лекарства не зависят от «злой воли» аптечных работников.

Что думает народ

Татьяна ВАФИНА, молодая мама:

—  Сейчас я нахожусь  в декретном отпуске по уходу за ребенком. К счастью, не так часто приходится обращаться в аптеку, но даже с банальной простудой настраиваешься на то, что придется выложить не одну сотню рублей.,            

Мария ЯКОВЕНЯ, председатель Тайшетского городского общества инвалидов:

—  Цены на лекарства остались на уровне, понижения не наблюдаем.

Нина Ефимовна ТОЛКАЧЕВА, наша постоянная подписчица, пенсионерка:

— Никакого понижения цен нет, ни одной копейки, наоборот, цены все время растут.

Екатерина БУДНИКОВА, предприниматель:

— В аптеку хожу, в основном, за детским питанием. Растут ли цены? Растут, конечно. Фруктовое пюре было по 14 рублей, сейчас уже 16. Лекарства стараюсь покупать в крайнем случае. Больше прибегаю к народной медицине.    

От себя хочу добавить, что в аптеки заглядываю довольно часто и замечаю, что цены медленно, но верно ползут вверх. Наверное, правильно, что их решили стабилизировать, но подход в этом вопросе какой-то очень уж однобокий получился. Опять как будто отвлекают нас от действительности. Нужно улучшать общее качество жизни: увеличивать пенсии, пособия, зарплаты. Больше заниматься профилактикой заболеваний, вести здоровый образ жизни. Тогда и поход в аптеку не будет опустошать наши кошельки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры